Отдаем журнал бесплатно!

Контрольные закупки как инструмент федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Какие проверки проводятся контролирующими органами?

Для чего проводится контрольная закупка?

Что надо знать о порядке ее проведения?

Как предпринимателю защитить свои права при проверке?

 

Цель текущего санитарно-эпидемиологического надзора — проконтролировать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. Проводится он в плановом и внеплановом порядке (см. схему).

Приоритетным в плане выявления нарушений в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности населения является внеплановый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей органом государственного надзора проводятся контрольные закупки[1].

С 29 апреля 2018 г. проводить контрольные закупки могут сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор)[2].

Рассмотрим поправки, которые внесены Федеральным законом от 18.04.18 № 81-ФЗ в законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии и положения проекта Правил.

 

Нужно понимать, что контрольные закупки коснутся абсолютно разных сфер деятельности, начиная от производства, реализации продуктов питания, продукции легкой промышленности и пр.

Сотрудники Роспотребнадзора будут проводить контрольные закупки, чтобы проверить, выполняют ли юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — предприниматели) обязательные требования при оказании услуг и продаже своей продукции, соблюдают ли технические регламенты, ГОСТы, ТУ и нормативы в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, промаркированы ли товары и пр.

Например, управлением Роспотребнадзора постоянно проводятся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и пресечению реализации продукции легкой промышленности, не соответствующей требованиям ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Проверяется  маркировка товаров, наличие на ней полной, достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации информации (ст. 9 ТР ТС 017/2011)

При этом регулярно выявляется несоответствие товаров для детей действующим требованиям по показателям биологической безопасности гигроскопичности одежды.

Например, информация на этикетках и товарных ярлыках не соответствует требованиям ст. 9 ТР ТС 017/2011, если:

  • нет названия изделия, наименования изготовителя или продавца либо уполномоченного изготовителем лица, их юридического адреса, даты изготовления;
  • нет символа «сушка» на товарном ярлыке;
  • есть несоответствие вида и массовой доли сырья в материале на этикетке;
  • имеются расхождения в символах по уходу за изделием на этикетке (ручная стрика, не гладить, профессиональная сухая чистка в углеводородах) и товарном ярлыке (машинная стирка при температуре 35˚ и пр.).

Что касается производства и реализации продуктов питания, в этом случае речь идет не только о несоответствии по ГОСТу или ТУ продовольственного товара, но и о несоответствии гигиеническим нормативам по микробиологическим, санитарно-химическим и физико-химическим показателям, о сроке годности товара.

При проверках в первую очередь будут обращать внимание на пищевые продукты без сопроводительных документов и документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность для потребителей, контролировать соответствие ярлыка (этикетки) на таре поставщика, который после перефасовки не сохранили до конца срока реализации товара или истечения его срока годности и пр.

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

То есть сотрудник ведомства приходит в магазин и делает вид, что покупает товар, или заказывает услугу на сайте. Продавцы не знают, что у них проверка: все выглядит как обычно, покупка даже оплачивается.

Но после контрольной закупки выяснится, что люди рядом в очереди — это свидетели, а предпринимателю грозит штраф за то, что он, например, не выдал чек, выложил товар без надлежащей маркировки или продал алкоголь несовершеннолетнему.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ для проведения внеплановых выездных проверок:

1. Нарушены права потребителя. При этом сам потребитель обращался с претензией, но его требования не выполнили или вообще не дали ответа.

2. Не соблюдаются требования к маркировке товаров. Это новое положение Федерального закона № 81-ФЗ.

Кроме того, на основании ч. 1, 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ и Положения о виде федерального государственного контроля (например, в сфере обращения лекарственных средств, транспортный надзор и др.) можно проводить контрольную закупку по заданию руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля.

Руководитель может поручить проверить предпринимателя в зависимости от отнесения деятельности и используемых производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу или категории опасности отнесена деятельность предпринимателя и используемых им производственных объектов.

 

 

[1] В порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

[2] На основании поправок, внесенных Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ.

 

А. В. Гусев

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Контрольные закупки как инструмент федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Какие проверки проводятся контролирующими органами?

Для чего проводится контрольная закупка?

Что надо знать о порядке ее проведения?

Как предпринимателю защитить свои права при проверке?

 

Цель текущего санитарно-эпидемиологического надзора — проконтролировать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. Проводится он в плановом и внеплановом порядке (см. схему).

Приоритетным в плане выявления нарушений в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности населения является внеплановый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей органом государственного надзора проводятся контрольные закупки[1].

С 29 апреля 2018 г. проводить контрольные закупки могут сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор)[2].

Рассмотрим поправки, которые внесены Федеральным законом от 18.04.18 № 81-ФЗ в законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии и положения проекта Правил.

 

Нужно понимать, что контрольные закупки коснутся абсолютно разных сфер деятельности, начиная от производства, реализации продуктов питания, продукции легкой промышленности и пр.

Сотрудники Роспотребнадзора будут проводить контрольные закупки, чтобы проверить, выполняют ли юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — предприниматели) обязательные требования при оказании услуг и продаже своей продукции, соблюдают ли технические регламенты, ГОСТы, ТУ и нормативы в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, промаркированы ли товары и пр.

Например, управлением Роспотребнадзора постоянно проводятся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и пресечению реализации продукции легкой промышленности, не соответствующей требованиям ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Проверяется  маркировка товаров, наличие на ней полной, достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации информации (ст. 9 ТР ТС 017/2011)

При этом регулярно выявляется несоответствие товаров для детей действующим требованиям по показателям биологической безопасности гигроскопичности одежды.

Например, информация на этикетках и товарных ярлыках не соответствует требованиям ст. 9 ТР ТС 017/2011, если:

  • нет названия изделия, наименования изготовителя или продавца либо уполномоченного изготовителем лица, их юридического адреса, даты изготовления;
  • нет символа «сушка» на товарном ярлыке;
  • есть несоответствие вида и массовой доли сырья в материале на этикетке;
  • имеются расхождения в символах по уходу за изделием на этикетке (ручная стрика, не гладить, профессиональная сухая чистка в углеводородах) и товарном ярлыке (машинная стирка при температуре 35˚ и пр.).

Что касается производства и реализации продуктов питания, в этом случае речь идет не только о несоответствии по ГОСТу или ТУ продовольственного товара, но и о несоответствии гигиеническим нормативам по микробиологическим, санитарно-химическим и физико-химическим показателям, о сроке годности товара.

При проверках в первую очередь будут обращать внимание на пищевые продукты без сопроводительных документов и документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность для потребителей, контролировать соответствие ярлыка (этикетки) на таре поставщика, который после перефасовки не сохранили до конца срока реализации товара или истечения его срока годности и пр.

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

То есть сотрудник ведомства приходит в магазин и делает вид, что покупает товар, или заказывает услугу на сайте. Продавцы не знают, что у них проверка: все выглядит как обычно, покупка даже оплачивается.

Но после контрольной закупки выяснится, что люди рядом в очереди — это свидетели, а предпринимателю грозит штраф за то, что он, например, не выдал чек, выложил товар без надлежащей маркировки или продал алкоголь несовершеннолетнему.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ для проведения внеплановых выездных проверок:

1. Нарушены права потребителя. При этом сам потребитель обращался с претензией, но его требования не выполнили или вообще не дали ответа.

2. Не соблюдаются требования к маркировке товаров. Это новое положение Федерального закона № 81-ФЗ.

Кроме того, на основании ч. 1, 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ и Положения о виде федерального государственного контроля (например, в сфере обращения лекарственных средств, транспортный надзор и др.) можно проводить контрольную закупку по заданию руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля.

Руководитель может поручить проверить предпринимателя в зависимости от отнесения деятельности и используемых производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу или категории опасности отнесена деятельность предпринимателя и используемых им производственных объектов.

 

 

[1] В порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

[2] На основании поправок, внесенных Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ.

 

А. В. Гусев

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам