Отдаем журнал бесплатно!

Внешний аудит предприятий пищевой промышленности. Что это такое и как его пройти?

Для того чтобы попасть на прилавки крупных торговых сетей или получить контракты на поставку, производителям недостаточно иметь широкий ассортимент продукции. Крупные торговые сети и международные компании заинтересованы в поставках не только разнообразной продукции, но и (это самое главное) качественной и безопасной. Поэтому торговые сети (X5 Retail Group, «АШАН», «Магнит», «Окей») проверяют предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукцию, которая продается в сетях. Ритейлеры устанавливают жесткие требования, отвечающие всем стандартам менеджмента качества.

К чему готовиться производителям продукции и поставщикам при прохождении внешних аудитов и как успешно их пройти, мы и поговорим в этой статье.

Чтобы подтвердить качество и безопасность продукции, проводятся внешние аудиты — выезды специалистов для обследования потенциального поставщика. В ходе аудитов анализируется и работоспособность системы ХАССП, ИСО 9000, ИСО 22000. Если будут обнаружены несоответствия, торговая сеть не будет заключать договор, может расторгнуть даже уже существующий. А успешное прохождение данного аудита для некоторых поставщиков является жизненно необходимым — после заключения договора небольшим предприятиям могут открыться неограниченные возможности поставки своей продукции по всей стране или даже миру.

Но пройти этот аудит бывает не так-то просто.

КАКИЕ АУДИТЫ БЫВАЮТ

Внутренний аудит 

 

Внутренний аудит организации проводят по собственной инициативе и для себя, или силами персонала компании, или с привлечением сторонних аудиторов.

Внутренний аудит — обязательная процедура, которая включает в себя оценку деятельности организации на соответствие ее же процедурам, требованиям и системам.

Цель аудита — получить независимую информацию о том, как реализуется политика в области менеджмента качества и безопасности продукции организации, как выполняются процедуры и требования СМБПП[1], и на основе этой информации принять решения по их улучшению.

При проведении внутреннего аудита на предприятии проверяется:

  • соответствие документированных процедур СМБПП, действующих в организации требованиям, установленным стандартами ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) и ГОСТ Р ИСО 22000 (ISO 22000);
  • результативность функционирования процессов СМБПП или отдельных их требований с точки зрения реализации положений политики в области менеджмента качества и безопасности продукции и достижения запланированных целей;
  • возможность улучшить процессы СМБПП и повысить качество работы структурных подразделений;
  • несоответствия в СМБПП или отдельных ее требований в сравнении с требованиями, установленными документами СМБПП;
  • выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущих аудитов;
  • эффективность или неэффективность применения ресурсов (людские ресурсы, инфраструктура);
  • степень понимания персоналом организации целей, задач и требований, установленных документами СМБПП;
  • соблюдение нормативных и законодательных требований;
  • соблюдение критических пределов;
  • выполнение всех запланированных процедур мониторинга;
  • аккуратность ведения документации, в том числе, результатов мониторинга, отчетов об отклонениях, отчетов о корректирующих действиях, где должны быть внесены все необходимые данные (инициалы и подписи лиц, ответственных за мониторинг, за проверки и одобрения, даты, заключения);
  • соответствие средств измерения (данные о поверке и калибровке), используемых для мониторинга;
  • квалификация персонала, осуществляющего мониторинг.

Правильно выстроенная система внутреннего аудита позволяет компании повысить эффективность функционирования и максимизировать прибыль.

Внешний аудит 

Внешний аудит проводят представители компании, заинтересованной в результатах деятельности поставщика, или сторонние аудиторы.

Аудиты, проводимые заинтересованными компаниями или другими лицами от их имени, — это аудиты второй стороны: компания направляет к производителю для проведения такого аудита собственных аудиторов, предварительно обученных приемам аудита.

Аудит третьей стороны проводят внешние независимые организации — регулирующие или надзорные органы или организации, проводящие регистрацию или сертификацию.

Когда для проведения аудита привлекается внешняя организация, которая не вовлечена ни в какой бизнес данной компании, это рассматривается как аудит третьей стороны, или независимый аудит. Третья сторона привлекается по контракту от имени первой (компании-клиента) для проверки собственной деятельности или деятельности второй стороны (поставщика) при условии согласия последнего и в зависимости от задач аудита.

Совместный аудит — аудит проверяемой организации, который проводят одновременно две или несколько организаций.

В ходе внешнего аудита проверяется вся нормативная документация производства, включая технологические схемы, инструкции, рецептуры, используемые в производстве продукции. Также проверяются все производственные участки на наличие несоответствий: санитария, хранение, использование, производство, контаминация (рис. 1). Разрешается общаться с персоналом, проверяя знания им санитарных норм и правил.

По результатам внешнего аудита выставляется итоговая оценка:

  • 100 % — это полное соответствие установленным требованиям;
  • менее 100 % — частичное или полное несоответствие требованиям.

[1] Система менеджмента безопасности пищевой продукции.

 

К. Н. Янковская, врач по общей гигиене, специалист в области безопасности пищи, эксперт-аудитор системы ХАССП

С. А. Лягушин, врач по общей гигиене, специалист в области безопасности пищи, эксперт-аудитор системы ХАССП, генеральный директор компании «ХАССП.ПРО»


Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Внешний аудит предприятий пищевой промышленности. Что это такое и как его пройти?

Для того чтобы попасть на прилавки крупных торговых сетей или получить контракты на поставку, производителям недостаточно иметь широкий ассортимент продукции. Крупные торговые сети и международные компании заинтересованы в поставках не только разнообразной продукции, но и (это самое главное) качественной и безопасной. Поэтому торговые сети (X5 Retail Group, «АШАН», «Магнит», «Окей») проверяют предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукцию, которая продается в сетях. Ритейлеры устанавливают жесткие требования, отвечающие всем стандартам менеджмента качества.

К чему готовиться производителям продукции и поставщикам при прохождении внешних аудитов и как успешно их пройти, мы и поговорим в этой статье.

Чтобы подтвердить качество и безопасность продукции, проводятся внешние аудиты — выезды специалистов для обследования потенциального поставщика. В ходе аудитов анализируется и работоспособность системы ХАССП, ИСО 9000, ИСО 22000. Если будут обнаружены несоответствия, торговая сеть не будет заключать договор, может расторгнуть даже уже существующий. А успешное прохождение данного аудита для некоторых поставщиков является жизненно необходимым — после заключения договора небольшим предприятиям могут открыться неограниченные возможности поставки своей продукции по всей стране или даже миру.

Но пройти этот аудит бывает не так-то просто.

КАКИЕ АУДИТЫ БЫВАЮТ

Внутренний аудит 

 

Внутренний аудит организации проводят по собственной инициативе и для себя, или силами персонала компании, или с привлечением сторонних аудиторов.

Внутренний аудит — обязательная процедура, которая включает в себя оценку деятельности организации на соответствие ее же процедурам, требованиям и системам.

Цель аудита — получить независимую информацию о том, как реализуется политика в области менеджмента качества и безопасности продукции организации, как выполняются процедуры и требования СМБПП[1], и на основе этой информации принять решения по их улучшению.

При проведении внутреннего аудита на предприятии проверяется:

  • соответствие документированных процедур СМБПП, действующих в организации требованиям, установленным стандартами ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) и ГОСТ Р ИСО 22000 (ISO 22000);
  • результативность функционирования процессов СМБПП или отдельных их требований с точки зрения реализации положений политики в области менеджмента качества и безопасности продукции и достижения запланированных целей;
  • возможность улучшить процессы СМБПП и повысить качество работы структурных подразделений;
  • несоответствия в СМБПП или отдельных ее требований в сравнении с требованиями, установленными документами СМБПП;
  • выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущих аудитов;
  • эффективность или неэффективность применения ресурсов (людские ресурсы, инфраструктура);
  • степень понимания персоналом организации целей, задач и требований, установленных документами СМБПП;
  • соблюдение нормативных и законодательных требований;
  • соблюдение критических пределов;
  • выполнение всех запланированных процедур мониторинга;
  • аккуратность ведения документации, в том числе, результатов мониторинга, отчетов об отклонениях, отчетов о корректирующих действиях, где должны быть внесены все необходимые данные (инициалы и подписи лиц, ответственных за мониторинг, за проверки и одобрения, даты, заключения);
  • соответствие средств измерения (данные о поверке и калибровке), используемых для мониторинга;
  • квалификация персонала, осуществляющего мониторинг.

Правильно выстроенная система внутреннего аудита позволяет компании повысить эффективность функционирования и максимизировать прибыль.

Внешний аудит 

Внешний аудит проводят представители компании, заинтересованной в результатах деятельности поставщика, или сторонние аудиторы.

Аудиты, проводимые заинтересованными компаниями или другими лицами от их имени, — это аудиты второй стороны: компания направляет к производителю для проведения такого аудита собственных аудиторов, предварительно обученных приемам аудита.

Аудит третьей стороны проводят внешние независимые организации — регулирующие или надзорные органы или организации, проводящие регистрацию или сертификацию.

Когда для проведения аудита привлекается внешняя организация, которая не вовлечена ни в какой бизнес данной компании, это рассматривается как аудит третьей стороны, или независимый аудит. Третья сторона привлекается по контракту от имени первой (компании-клиента) для проверки собственной деятельности или деятельности второй стороны (поставщика) при условии согласия последнего и в зависимости от задач аудита.

Совместный аудит — аудит проверяемой организации, который проводят одновременно две или несколько организаций.

В ходе внешнего аудита проверяется вся нормативная документация производства, включая технологические схемы, инструкции, рецептуры, используемые в производстве продукции. Также проверяются все производственные участки на наличие несоответствий: санитария, хранение, использование, производство, контаминация (рис. 1). Разрешается общаться с персоналом, проверяя знания им санитарных норм и правил.

По результатам внешнего аудита выставляется итоговая оценка:

  • 100 % — это полное соответствие установленным требованиям;
  • менее 100 % — частичное или полное несоответствие требованиям.

[1] Система менеджмента безопасности пищевой продукции.

 

К. Н. Янковская, врач по общей гигиене, специалист в области безопасности пищи, эксперт-аудитор системы ХАССП

С. А. Лягушин, врач по общей гигиене, специалист в области безопасности пищи, эксперт-аудитор системы ХАССП, генеральный директор компании «ХАССП.ПРО»


Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам