Отдаем журнал бесплатно!

Поправки в законодательство о медотходах приняты. Что изменится?

Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ внес важные поправки в федеральные законы, которые касаются медицинских отходов. Раскроем ключевые моменты обращения с медотходами, которые изменятся в связи со вступлением в законную силу поправок,

Проблемы, связанные с медотходами, известны всем заинтересованным сторонам: медикам, экологам, утилизаторам. Кратко их можно разделить на три типа:

1. Проблемы с понятийным аппаратом. Есть разногласия и неясности в определениях ключевых понятий, связанных с медицинскими отходами. Непоследовательность в терминологии приводит к путанице и ошибкам в интерпретации норм и требований. Это затрудняет управление отходами и их утилизацию.

2. Проблемы с определением классов отходов. Основная проблема при классификации медицинских отходов связана с определением их категории. Это может касаться как опасных, так и неопасных отходов и влечет за собой риски неправильного обращения с ними.

3. Проблемы с требованиями, предъявляемыми ко и всем участникам сферы обращения с медицинскими отходами. Требования к компаниям, занимающимся утилизацией медицинских отходов, могут быть недостаточно четкими или противоречивыми. Отсюда сложности в соблюдении всех норм и стандартов, отсутствие гибкости в подходах к утилизации. Пробелы в системе могут негативно сказаться на эффективности и безопасности обработки медицинских отходов.

Понимание этих проблем является критически важным для разработки адекватных решений и улучшения системы обращения с медицинскими отходами, что, в свою очередь, способствует защите здоровья населения и охране окружающей среды.

Один из способов решения этих проблем — изменение законодательства, касающегося медицинских отходов.

8 августа 2024 г. Президент РФ подписал уже успевший нашуметь Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 306-ФЗ). Это Закон вызвал значительный общественный резонанс и активно обсуждался более года, планировался к принятию еще в 2023 г.

Федеральный закон № 306-ФЗ вносит поправки в три федеральных закона:

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

Рассмотрим ключевые изменения.

Что изменится в обращении с медотходами

1. Федеральный закон № 52-ФЗ дополнен терминологией в сфере медотходов.

В Федеральный закон № 52-ФЗ включены термины: накопление медицинских отходов, обеззараживание медицинских отходов, обезвреживание медицинских отходов. Это нужные термины, особенно для медицинских работников, чтобы они понимали и знали все этапы, которые проходят медицинские отходы внутри организации.

Вступает в силу с 1 июля 2025 г.

2. Отходы класса А официально приравняли к ТКО.

Отходы класса А ранее были предметом множества споров, в т. ч. судебных: класс А — твердые коммунальные отходы (ТКО) или нет, кто должен вывозить эти отходы (в одних регионах региональный оператор настаивает на заключении договора, в других, наоборот, всячески отказывается). Теперь эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам (класс А) — это фактически твердые коммунальные отходы (ТКО), т. е. медицинские отходы класса А подпадают под действие Федерального закон № 89-ФЗ.

Норма вступает в силу 1 июля 2025 г. и по сути обращения с отходами не меняет ничего на момент вступления в законную силу, потому как передать отходы региональному оператору образователи таких отходов смогут, когда вступит в силу следующая норма — о том, что с медотходами класса А будет работать региональный оператор, т. е. с 1 сентября 2026 г. Изменения здесь послужат в основном для того, чтобы включить в расчет нормативов накопления ТКО класс А и подготовить нормативную документацию, чтобы региональные операторы могли принимать эти отходы.

Вступает в силу с 1 июля 2025 г.

3. С медотходами класса А будет работать специальная организация — региональный оператор.

Отходы класса А полностью переходят к региональным операторам (это те, кто сейчас вывозят ТКО).

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с ТКО — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора[1].

Работу медицинских организаций это сделает проще: не нужно проводить закупки, достаточно заключить договор на вывоз отходов класса А или ТКО.

 

 

[1] Статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

А. А. Зинченко,
автор пособия по обращению с медицинскими отходами, инженер-эколог, член РЭА

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Поправки в законодательство о медотходах приняты. Что изменится?

Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ внес важные поправки в федеральные законы, которые касаются медицинских отходов. Раскроем ключевые моменты обращения с медотходами, которые изменятся в связи со вступлением в законную силу поправок,

Проблемы, связанные с медотходами, известны всем заинтересованным сторонам: медикам, экологам, утилизаторам. Кратко их можно разделить на три типа:

1. Проблемы с понятийным аппаратом. Есть разногласия и неясности в определениях ключевых понятий, связанных с медицинскими отходами. Непоследовательность в терминологии приводит к путанице и ошибкам в интерпретации норм и требований. Это затрудняет управление отходами и их утилизацию.

2. Проблемы с определением классов отходов. Основная проблема при классификации медицинских отходов связана с определением их категории. Это может касаться как опасных, так и неопасных отходов и влечет за собой риски неправильного обращения с ними.

3. Проблемы с требованиями, предъявляемыми ко и всем участникам сферы обращения с медицинскими отходами. Требования к компаниям, занимающимся утилизацией медицинских отходов, могут быть недостаточно четкими или противоречивыми. Отсюда сложности в соблюдении всех норм и стандартов, отсутствие гибкости в подходах к утилизации. Пробелы в системе могут негативно сказаться на эффективности и безопасности обработки медицинских отходов.

Понимание этих проблем является критически важным для разработки адекватных решений и улучшения системы обращения с медицинскими отходами, что, в свою очередь, способствует защите здоровья населения и охране окружающей среды.

Один из способов решения этих проблем — изменение законодательства, касающегося медицинских отходов.

8 августа 2024 г. Президент РФ подписал уже успевший нашуметь Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 306-ФЗ). Это Закон вызвал значительный общественный резонанс и активно обсуждался более года, планировался к принятию еще в 2023 г.

Федеральный закон № 306-ФЗ вносит поправки в три федеральных закона:

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

Рассмотрим ключевые изменения.

Что изменится в обращении с медотходами

1. Федеральный закон № 52-ФЗ дополнен терминологией в сфере медотходов.

В Федеральный закон № 52-ФЗ включены термины: накопление медицинских отходов, обеззараживание медицинских отходов, обезвреживание медицинских отходов. Это нужные термины, особенно для медицинских работников, чтобы они понимали и знали все этапы, которые проходят медицинские отходы внутри организации.

Вступает в силу с 1 июля 2025 г.

2. Отходы класса А официально приравняли к ТКО.

Отходы класса А ранее были предметом множества споров, в т. ч. судебных: класс А — твердые коммунальные отходы (ТКО) или нет, кто должен вывозить эти отходы (в одних регионах региональный оператор настаивает на заключении договора, в других, наоборот, всячески отказывается). Теперь эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам (класс А) — это фактически твердые коммунальные отходы (ТКО), т. е. медицинские отходы класса А подпадают под действие Федерального закон № 89-ФЗ.

Норма вступает в силу 1 июля 2025 г. и по сути обращения с отходами не меняет ничего на момент вступления в законную силу, потому как передать отходы региональному оператору образователи таких отходов смогут, когда вступит в силу следующая норма — о том, что с медотходами класса А будет работать региональный оператор, т. е. с 1 сентября 2026 г. Изменения здесь послужат в основном для того, чтобы включить в расчет нормативов накопления ТКО класс А и подготовить нормативную документацию, чтобы региональные операторы могли принимать эти отходы.

Вступает в силу с 1 июля 2025 г.

3. С медотходами класса А будет работать специальная организация — региональный оператор.

Отходы класса А полностью переходят к региональным операторам (это те, кто сейчас вывозят ТКО).

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с ТКО — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора[1].

Работу медицинских организаций это сделает проще: не нужно проводить закупки, достаточно заключить договор на вывоз отходов класса А или ТКО.

 

 

[1] Статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

А. А. Зинченко,
автор пособия по обращению с медицинскими отходами, инженер-эколог, член РЭА

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам