Медосмотры и медицинские книжки работников гостиниц
Нашу гостиницу проверяли работники Роспотребнадзора и сказали, что согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» все работники нашей гостиницы обязаны проходить медосмотры и иметь личные медицинские книжки. Какие категории работников подпадают под это условие? Касается ли это директора гостиницы и уборщицы?
Действительно, Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Приказ) утверждены и подлежат применению (исполнению) с 1 января 2012 г. перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень), а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок). В соответствии с п. 23 Перечня в число работ, при выполнении которых проводятся обязательные (в том числе предварительные и периодические) медицинские осмотры (обследования), входят и работы в гостиницах.
Таким образом, все работники гостиниц — от руководителей до обслуживающего и технического персонала — обязаны проходить периодические медицинские осмотры (обследования), а лицо, поступающее на работу в гостиницу, обязано пройти предварительный медицинский осмотр (обследование). Такие осмотры (обследования) проводятся в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Уточним, что в ходе предварительного (периодического) медосмотра обязательно посещение следующих врачей-специалистов: терапевт, психиатр, нарколог, дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог. Посещение инфекциониста проводится по рекомендации врачей-специалистов, участвующих в проведении медосмотра (по результатам соответствующих посещений). Стандартная программа обязательного медицинского осмотра включает следующие виды анализов и обследований:
- клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);
- клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка);
- исследование крови на сифилис;
- мазки на гонорею;
- электрокардиография;
- цифровая флюорография или рентгенография в 2 проекциях (прямая и правая боковая) легких;
- биохимический скрининг (на определение содержания в сыворотке крови глюкозы, холестерина);
- для женщин — осмотр акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований (не реже 1 раза в год), а для женщин в возрасте старше 40 лет — маммография или УЗИ молочных желез (один раз в два года).
Работник (лицо, поступающее на работу) не допускается к работе, при выполнении которой обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в случае выявления по результатам медицинского осмотра (освидетельствования) противопоказаний к ее выполнению. Так, к дополнительным медицинским противопоказаниям (общие медицинские противопоказания к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, перечислены в п. 48 Порядка) относятся следующие виды заболеваний и бактерионосительства:
1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия;
2) гельминтозы;
3) сифилис в заразном периоде;
4) лепра;
5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела;
6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериурии, туберкулезной волчанки лица и рук;
7) гонорея (все формы);
8) озена.
Напомним в заключение, что работодатель обязан отстранить работника от работы (не допускать к работе), обусловленной трудовым договором, при выявлении у данного работника в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, противопоказаний для ее выполнения (ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)). Аналогичным правом работодатель наделен и в отношении работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (освидетельствование). Отметим также, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не предусмотрено федеральными законами, посредством издания соответствующего приказа (распоряжения). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Общий перечень категорий работников, обязанных иметь личные медицинские книжки, определен Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 (в ред. от 07.04.2009). Работники гостиниц в данный перечень не входят.
Получение категории медицинским работником
Если специалист (например, медсестра), имеющий стаж работы более 15 лет, проработал в нашем санатории больше одного года, имеет ли он право получить категорию?
В соответствии с Положением о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н (далее — Положение), присвоение квалификационных категорий производится специалистам в области медицины или фармацевтики, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам таких специалистов*, и необходимый стаж работы по специальности, а именно:
- для присвоения второй квалификационной категории — не менее трех лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
- для присвоения первой квалификационной категории — не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;
- для присвоения высшей квалификационной категории — не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.
Для реализации права на присвоение квалификационной категории медицинский (или фармацевтический) работник обязан обратиться в аттестационную комиссию и представить:
- заявление на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указываются квалификационная категория, на которую он претендует, наличие (отсутствие) ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Положению);
- заполненный и заверенный отделом кадров медицинской (фармацевтической) организации квалификационный лист (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к Положению);
- подписанный работником отчет о профессиональной деятельности, согласованный с руководителем медицинской (фармацевтической) организации, заверенный оттиском ее печати и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы — для специалистов с высшим профессиональным образованием, за последний год работы — для работников со средним профессиональным образованием (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к Положению).
В целях сохранения ранее присвоенной работнику квалификационной категории вышеперечисленная документация должна быть направлена в аттестационную комиссию не позднее четырех месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. Уточним также, что требования в части необходимости заверения представляемых документов не распространяются на медицинских и фармацевтических специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, при этом указанные специалисты представляют необходимые документы в аттестационные комиссии тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляет свою деятельность медицинская (фармацевтическая) организация, с которой соответствующий специалист состоит в трудовых отношениях.
Совместительство на работе с вредными условиями труда
Работник работает на полную ставку. Фактор вредности по свету его рабочего места составляет 3,1. Можно ли принять этого работника на полставки по совместительству в другое подразделение, где вредный фактор тоже 3,1, но биологический?
В соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ работа по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не допускается, если основная работа данного работника также связана с такими же (вредными и (или) опасными) условиями. При этом не имеет значения, какие именно вредные (опасные) производственные факторы воздействуют на работника при выполнении им основной работы, обусловленной трудовым договором, в том числе в случаях, когда такие факторы по месту основной работы и по предполагаемому месту работы по совместительству относятся к разным функциональным группам.
Аптечка «Анти-СПИД»
Какой нормативный документ регламентирует наличие и состав аптечки «Анти-СПИД»?
Такой нормативный акт на сегодняшний день не издан. Необходимость в обеспечении наличия в медицинских (и иных) организациях, учреждениях специализированной аптечки, предназначенной для персональной профилактики ВИЧ-инфицирования, продиктована положениями разд. VIII СП 3.1.5.2826-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 № 1. В соответствии с п. 8.3.3 СП 3.1.5.2826-10 при возникновении аварийной ситуации (порезах, уколах, попадании крови или других биологических жидкостей пациента на кожные покровы, слизистые глаз, носа или рта) на рабочем месте медицинский работник (иное лицо, оказывающее пострадавшему первую или первичную медицинскую помощь) обязан незамедлительно провести комплекс мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией, включающих выполнение (по ситуации) следующих действий:
- при порезах и уколах — немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, после чего обработать руки 70%-ным раствором этилового спирта и смазать ранку 5%-ным спиртовым раствором йода;
- при попадании крови или других биологических жидкостей пациента на кожные покровы — немедленно обработать пораженный участок 70%-ным раствором этилового спирта, после чего обмыть водой с мылом, а затем повторно произвести обработку с применением 70%-ного раствора спирта;
- при попадании крови или других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта — немедленно промыть ротовую полость большим количеством воды, после чего прополоскать 70%-ным раствором этилового спирта, а слизистую оболочку носа и глаза обильно промыть водой, не растирая пораженные участки.
С учетом изложенного минимальная комплектация специализированной аптечки, предназначенной для персональной профилактики ВИЧ-инфицирования, должна включать:
- 1–2 флакона 70%-ного раствора этилового спирта;
- 1–2 упаковки салфеток гигиенических стерильных;
- 1–2 флакона 5%-ного спиртового раствора йода;
- 1–2 упаковки ватных палочек или ваты стерильной;
- флакон жидкого мыла с диспенсером;
- флакон (флягу) дистиллированной воды (с простейшим механическим устройством подачи воды и петлей (магнитной присоской) для подвеса на подручный уровень: борт автомобиля, дерево и т. п.);
- 1–2 упаковки полотенец бумажных.
Расширенный состав аптечки может включать также:
- упаковку раствора 20%-ного сульфацила натрия (1,5 мл № 2);
- флакон раствора 0,05%-ного хлоргексидина биглюконата;
- упаковку салфеток спиртовых для инъекций;
- упаковку лейкопластыря (рулонного или сегментированного);
- бинт марлевый медицинский стерильный;
- пипетки травмобезопасные;
- стаканчик для приема лекарств;
- напальчники № 1;
- перчатки смотровые латексные нестерильные;
- ножницы или резак (для вскрытия упаковок, флаконов и т. п.).
Содержимое аптечки укладывается в транспортировочный футляр и дополняется инструкцией о порядке применения изделий (средств) в ее составе. Состав аптечки может устанавливаться приказом (распоряжением, письмом) руководителя уполномоченного органа здравоохранения в субъекте Российской Федерации (иным уполномоченным на то лицом).
*См. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н.