Проверка соблюдения обязательных требований — довольно волнительная процедура как для проверяемых, так и для проверяющих. Избежать недоразумений в таких ситуациях обычно помогает неукоснительное соблюдение соответствующего регламента всеми участниками проверки.
Права и обязанности проверяющих и проверяемых
С 30.09.2012 проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства должны проводиться в соответствии с новым Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее ― Административный регламент)*. В соответствии с Административным регламентом проведение таких проверок возложено на органы Роспотребнадзора и должностных лиц указанных органов, к которым относятся:
- руководитель Роспотребнадзора, начальники управлений и отделов в составе управлений Роспотребнадзора, их заместители;
- советники, консультанты (в том числе ведущие), специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Роспотребнадзора;
- руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, их заместители;
- начальники отделов, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту;
- начальники, их заместители, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
- начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты-эксперты (в том числе главные и ведущие) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.
В целях надлежащего проведения проверок вышеперечисленные должностные лица наделяются соответствующими полномочиями — правами и обязанностями. Так, указанные должностные лица имеют право:
- запрашивать и получать в установленном порядке от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые при проведении проверки, а также относящиеся к предмету проверки (являющиеся объектами проверки) образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды;
- беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о назначении проверки) посещать территорию и объекты проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводить их обследования, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия, связанные с проверкой;
- производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, а также измерения факторов среды обитания, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов);
- привлекать к проведению проверки экспертов, экспертные организации (с соблюдением установленных на этот счет ограничений);
- выдавать проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения указанных требований на соответствующих территориях и объектах;
- вносить в установленном порядке предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства;
- вызывать в органы Роспотребнадзора должностных лиц проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по находящимся в производстве указанных органов делам, получать от них необходимые объяснения и документы (как подлинники, так и их копии);
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, а также рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
При проведении проверки должностные лица органов Роспотребнадзора не вправе:
- проверять соблюдение требований санитарного законодательства, не относящихся к полномочиям органа Роспотребнадзора, от имени которых действуют эти должностные лица;
- осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (кроме случаев, предусмотренных законодательством), превышать сроки проведения проверки;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не относящихся к предмету проверки (не являющихся объектами проверки), а также изымать оригиналы таких документов;
- производить отбор образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (либо действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений);
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- осуществлять выдачу проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний (предложений) о проведении проверочных мероприятий (исследований, измерений и т. п.) за их счет.
При проведении проверок должностные лица органов Роспотребнадзора обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства;
- соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также сроки проведения проверки;
- проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о ее проведении и в соответствии с ее назначением, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии указанного распоряжения, а в случае, предусмотренном законодательством, и копии документа о согласовании проведения проверки;
- не препятствовать руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченных представителей проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ознакомить их с положениями Административного регламента, иных нормативных актов, содержащих требования к проведению проверки;
- в установленном порядке предоставлять руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету (объекту) проверки;
- по окончании проверки в установленном порядке знакомить руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с ее результатами, а также оформить запись о проверке в журнале учета проверок (при наличии последнего у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя);
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений проверяемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, не допуская при этом необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых;
- не требовать от проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании со стороны проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В свою очередь, проверяемые юридические лица, их уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители в период проверки имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету (объекту) проверки;
- получать от органа Роспотребнадзора, должностных лиц органа Роспотребнадзора информацию, которая относится к предмету (объекту) проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа Роспотребнадзора;
- обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
- на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа Роспотребнадзора при осуществлении проверки.
В период проверки проверяемые юридические лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители обязаны:
- предоставить доступ должностным лицам органов Роспотребнадзора на территории и объекты, подлежащие проверке, к проверяемым транспортным средствам и перевозимым ими грузам, а также запрашиваемые указанными лицами сведения и документы по вопросам соблюдения в процессе осуществления своей деятельности требований санитарного законодательства;
- обеспечить присутствие лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований санитарного законодательства, либо лично присутствовать при проведении проверки.
Общие вопросы организации проверок соблюдения требований санитарного законодательства
Проверка проводится на основании распоряжения органа Роспотребнадзора о проведении проверки. В распоряжении за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора, удостоверенной оттиском печати органа Роспотребнадзора, указываются:
- наименование органа Роспотребнадзора;
- фамилии, имена, отчества (последние — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (при проведении проверки комиссией первым указывается должностное лицо, возглавляющее комиссию);
- наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его нахождения;
- цели, задачи, предмет (объект) проверки, правовые основания и срок ее проведения (в днях или часах);
- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- проведенные мероприятия в рамках проверки.
Общий срок проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать (в течение года): 50 часов — для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен посредством издания нового распоряжения руководителя органа Роспотребнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов (продление сроков внеплановой проверки не допускается), а копии указанного распоряжения, представляемые (направляемые) уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверяются оттиском печати издавшего его органа Роспотребнадзора.
Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), указанным(и) в распоряжении о проведении проверки. В случае отсутствия по уважительной причине должностного лица органа Роспотребнадзора, являющегося единственным указанным в распоряжении лицом, уполномоченным на проведение проверки (например, в связи с болезнью, привлечением к иным неотложным служебным мероприятиям и т. п.), руководителем органа Роспотребнадзора либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки с указанием в нем иного должностного лица, уполномоченного на проведение проверки. Заверенная оттиском печати копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора, проводящим (проводящими) проверку, руководителю, уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. По требованию руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностное лицо (должностные лица) органа Роспотребнадзора обязано (обязаны) также представить информацию об органе Роспотребнадзора, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях, если последние привлекаются к проверке (в целях подтверждения полномочий).
Проверки плановые и внеплановые
Плановые проверки разрешается проводить не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами Роспотребнадзора ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки (в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года).
О проведении плановой проверки руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, их уполномоченные представители уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки (направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выездная проверка (плановая и внеплановая) проводится в случаях, когда поставленные перед проверяющими цели и задачи не могут быть выполнены посредством документарной проверки. Начинается она с предъявления служебного удостоверения должностным лицом (должностными лицами) органа Роспотребнадзора и обязательного ознакомления руководителя, уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:
- с распоряжением (приказом) о проведении проверки;
- полномочиями проводящего (проводящих) проверку должностного лица (должностных лиц) органа Роспотребнадзора;
- целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки;
- видами и объемом проверочных мероприятий;
- составом экспертов, представителями экспертных организаций — в случае если они привлекаются к проверке.
Во время проведения плановой проверки:
1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих права и обязанности проверяемых лиц, документах, используемых при осуществлении ими их деятельности и связанных с исполнением ими требований санитарного законодательства, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов Роспотребнадзора. К указанным документам относятся:
- правоустанавливающие и учредительные документы;
- приказы (распоряжения) о назначении лиц, ответственных за обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства, их должностные инструкции и др.;
- имеющиеся в органе Роспотребнадзора предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия — если такие предписания ранее выдавались проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях — если такие дела ранее были возбуждены в отношении проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения территорией (объектом) на законных основаниях;
- техническая (технологическая) документация, связанная с вопросами обеспечения соблюдения требований санитарного законодательства;
- лицензия проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя — если им в процессе осуществления своей деятельности выполнялись работы, подлежащие лицензированию;
- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследование (визуальный осмотр) территории (объекта);
- отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований санитарного законодательства с фактами причинения вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного органом Роспотребнадзора предписания об устранении нарушения требований и (или) несоответствия таким требованиям;
2) наличие решения органа власти (управления) об установлении особого санитарно-эпидемического режима на соответствующей территории;
3) поступление в орган Роспотребнадзора:
- сведений о вводе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем объекта в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и др.;
- обращений, заявлений и других документов о фактах нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства при использовании (эксплуатации) объектов, об осуществлении деятельности (проведении работ), влияющей на санитарно-эпидемиологическую безопасность юридического лица, индивидуального предпринимателя, о несоответствии объектов требованиям санитарного законодательства, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения эпидемии либо влекут причинение такого вреда, возникновение эпидемии;
4) распоряжение руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом Роспотребнадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (в случаях, предусмотренных законодательством, такое уведомление не требуется).
Перед проведением внеплановой проверки должностными лицами органов Роспотребнадзора должны быть выполнены те же действия, что и при проведении плановой проверки. Кроме того, поскольку проведение внеплановой проверки в случаях, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012), допускается только по согласованию с органом прокуратуры (по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), то руководителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченному представителю предъявляется также надлежащим образом оформленная копия решения прокуратуры о согласовании внеплановой проверки. По результатам внеплановой проверки выполняется оценка соответствия деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям санитарного законодательства.
Документирование итогов проверки
По окончании плановой (внеплановой) проверки должностными лицами органа Роспотребнадзора составляется акт, в котором указываются:
- наименование органа Роспотребнадзора;
- дата, время и место составления акта проверки;
- дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора;
- наименование проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований санитарного законодательства, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности должностных лиц Роспотребнадзора, проводивших проверку;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- подписи должностных лиц, проводивших проверку;
- иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки.
К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц (работников проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя), на которых возлагается ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (их копии). Второй экземпляр акта вручается уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении (либо об отказе в ознакомлении с актом проверки).
Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверочных мероприятий. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством.
Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. В случае отсутствия журнала учета проверок отметка об этом включается в акт проверки.
При выявлении нарушений требований санитарного законодательства, лица, проводившие проверку, обязаны:
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения);
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими территорий, объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред уже фактически причинен, то должностное лицо Роспотребнадзора, проводившее проверку, обязано незамедлительно принять меры:
1) по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя путем направления материалов дела об административном правонарушении в суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
2) отзыву продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;
3) доведению до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица Роспотребнадзора вправе в соответствии с предписанием обязать проверяемое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя:
- устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований;
- прекратить реализацию не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- провести дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- выполнить лабораторные обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и организовать медицинское наблюдение за такими гражданами;
- провести работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган Роспотребнадзора письменные возражения (с приложением обосновывающих документов или их копий). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать решение и действия (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган Роспотребнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Роспотребнадзора, а также в суд.
Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства
Административная ответственность юридических и должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения) предусмотрена ст. 6.3–6.7 КоАП РФ. В качестве административного взыскания (в зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п.) в отношении виновных могут быть применены предупреждение, штраф или административное приостановление деятельности.
Уголовная ответственность должностных лиц, а также граждан за нарушения требований санитарного законодательства (санитарно-эпидемиологических правил) предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и т. п. виновные могут быть приговорены к штрафу, обязательным или принудительным работам, ограничению либо лишению свободы или лишению права заниматься определенной деятельностью (занимать определенные должности).
Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации виновные в нарушении требований санитарного законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной или (и) материальной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности устанавливается соответствующими нормативными актами, а также действующими у работодателя локальными нормативными актами.
* Утвержден Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764.