Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:
- профилактику заболеваний;
- медицинскую диагностику;
- лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
- медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- санаторно-курортное лечение детей.
Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.
Требования к медицинским кабинетам
Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.
Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.
Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.
Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.
Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.
Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.
Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.
Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению
В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.
Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.
Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.
Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.
Требования к составу и площадям медицинских помещений
Детские дошкольные учреждения
Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:
- кабинет педиатра площадью 12 м2;
- процедурный кабинет площадью 8 м2;
- изолятор, включающий в себя:
– приемную площадью от 4 до 6 м2;
– палаты площадью от 4 до 12 м2;
- санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м2.
Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.
Обратите внимание!
Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.
Общеобразовательные учреждения
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:
- кабинет врача площадью не менее 14 м2;
- кабинет стоматолога площадью 12 м2;
- процедурный кабинет площадью 14 м2;
- кабинет психолога площадью 10 м2.
При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.
Образовательное учреждение начального профессионального образования
Медицинский пункт включает:
- кабинет врача площадью не менее 21 м2;
- процедурный кабинет площадью не менее 12 м2;
- кабинет зубного врача площадью 12 м2.
При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
Специализированные образовательные учреждения
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии
Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.
Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:
- физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
- кабинеты или залы лечебной физкультуры;
- логопедический кабинет.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)
Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.
Приемное отделение предназначается:
- для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
- для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
- для оказания первичной психологической и медицинской помощи.
В состав приемного отделения входят:
- санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
- кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м2;
- изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м2 каждая);
- помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м2;
- буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м2;
- санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м2;
- раздевалка для персонала площадью не менее 5 м2.
В состав медицинских помещений должны входить:
- кабинет врача-педиатра - площадью не менее 12 м2;
- кабинет психоневролога-психолога - площадью не мене 14 м2;
- кабинет психотерапии площадью не менее 18 м2;
- кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м2;
- процедурный кабинет площадью 18 м2;
- санитарный узел для персонала;
- изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.
Важно!
Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.
Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.
Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.
Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.
Обратите внимание!
Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.
В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.
Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.
К сведению
В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.
Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.
Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.
Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала
Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.
Стирка одежды должна осуществляться централизованно.
Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.
Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.
Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.
Производственный контроль предусматривает:
- наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
- организацию лабораторно-инструментальных исследований;
- контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
- визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.
Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:
-
отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;
-
показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;
-
отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.
Ответственность
Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.07.2016) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
- на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.