Одна из обязанностей работодателя — устранить профессиональные риски, снизить их уровень или не допустить его повышение. Обязательные методы проведения оценки профессиональных рисков на законодательном уровне не закреплены, поэтому работодатель имеет право самостоятельно разработать и утвердить локальный документ, устанавливающий порядок идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мероприятий, направленных на управление ими. Приводим пример такого документа.
Что изменилось в опр[1] по новой редакции трудового кодекса?
Любая производственная деятельность связана с определенными опасностями и рисками для работников, и обязанность работодателя — оценить и предотвратить любую опасность, представляющую угрозу жизни и здоровью работников, т. е. своевременно выявить угрожающие факторы, оценить степень их опасности и принять меры по устранению либо снижению потенциального вреда.
Переориентирование трудового процесса на снижение уровня потенциальной опасности для работников стало законодательной нормой с выходом новой редакции Трудового кодекса РФ, которая вступила в силу 1 марта 2022 г. С этой даты мы получили новую охрану труда. Основными принципами обеспечения безопасности труда, установленными новой редакцией Трудового кодекса РФ, стали принципы предупреждения и профилактики опасностей и минимизации повреждения здоровья работников.
В Трудовом кодексе РФ появились новые определения, относящиеся к ОПР:
• Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
• Профессиональный риск — вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
• Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Работодатель обязан проводить оценку профессиональных рисков. Методы проведения оценки профессиональных рисков на законодательном уровне не закреплены, поэтому работодатель имеет право самостоятельно разработать и утвердить локальный документ, устанавливающий порядок идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мероприятий, направленных на управление ими.
При разработке такого документа (например, это может быть Положение) можно взять за основу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков[2] (далее — Рекомендации).
Положение должно содержать
• цель и задачи проведения оценки;
• этапы и сроки проведения оценки;
• нормативные правовые акты, источники информации о рисках;
• требуемый объем ресурсов и финансирования;
• методы проведения оценки рисков;
• требования к оформлению документации, результатов оценки.
МЕТОД ОЦЕНКИ РИСКА «ЧТО, ЕСЛИ...?»
Возможные методы оценки профессиональных рисков приведены в Рекомендациях. Я в своей деятельности СОТа использую метод «Что, если?».
Метод «Что, если?» основан на ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска»[3] и представляет собой исследование возможных сценариев воздействия на производственный объект (процесс) отклонения от нормального функционирования и поведения, т. е. дает представление о последствиях отклонения от штатного режима.
До начала исследования координатор группы составляет вопросы, начинающиеся со слов «Что произойдет, если...?», «Могло что-то или может что-то...?», и выносит их на обсуждение. тем самым стимулируя участников к исследованию возможных сценариев опасных событий, их причин, последствий и воздействий.
С помощью метода «Что, если?» составлено Положение «Идентификация опасностей и управление профессиональными рисками» (см. пример). Это Положение предназначено для организации в целом, при этом каждое структурное подразделение организации заполняет приложения к Положению под себя.
Положение «Идентификация опасностей и управление профессиональными рисками»
«Идентификация опасностей и оценки профессиональных рисков в организации»
Введение
Положение «Идентификация опасностей и оценки профессиональных рисков в организации» (далее — Положение) разработано во исполнение требований ст. 218 Трудового кодекса РФ и Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» в целях внедрения в организации единой системы управления охраной труда в организации.
1. Область применения
1.1. Положение устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки профессиональных рисков (далее — риски) и разработки мероприятий, направленных на управление рисками в области охраны труда.
1.2. Требования Положения обязательны для применения всеми подразделениями организации.
2. Термины, определения и сокращения
2.1. В Положении используются следующие термины и определения:
опасность — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными;
опасное событие — происшествие, которое происходит при реализации опасности;
- происшествие — любое нежелательное событие, случившееся в организации, которое привело или могло привести к ущербу здоровью работника на производстве, аварии или инциденту;
- авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
- риск — сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба;
- допустимый риск — риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить, учитывая требования законодательства и собственную политику;
- идентификация опасности — процесс признания существования опасности и определения ее характеристик;
- недопустимый риск — риск, при котором требуется немедленное принятие мер по уменьшению влияния опасностей на работников в процессе выполнения работы;
- оценка риска — количественное или качественное определение значения показателя риска;
- практически целесообразный низкий уровень риска (ПЦНУ) — уровень риска, который организация может достичь исходя из практической целесообразности и своих возможностей (технических, финансовых и административных);
- подразделение организации — отдел;
- структурное подразделение — подразделение отдела (цех и т. п.);
- производственное подразделение — подразделение структурного подразделения (участок, лаборатория и т. п.);
- рабочая группа — работники подразделений организации, уполномоченные на проведение идентификации опасностей и оценки рисков;
- специалисты по ОТ — специалист по ОТ.
2.2 В Положении применяются следующие сокращения:
ОТ — охрана труда;
ОПО — опасный производственный объект;
СУОТ — система управления охраной труда;
ПЦНУ — практически целесообразный низкий уровень;
СИЗ — средства индивидуальной защиты;
СКЗ — средства коллективной защиты.
3. Организация идентификации опасностей и оценки рисков
3.1. Работу по идентификации опасностей и оценке рисков, разработке мер управления рисками в организации (структурном подразделении) возглавляет главный инженер организации (структурного подразделения).
3.2. Директор организации приказом назначает сроки и ответственных за проведение идентификации опасностей и оценке рисков из числа начальников структурных подразделений.
3.3. Ответственный за идентификацию опасностей и оценке рисков формирует в каждом структурном подразделении рабочую группу с учетом производственных процессов, для которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков, в количестве не менее трех человек.
Возглавляет рабочую группу главный инженер (при его отсутствии — начальник подразделения).
В состав рабочей группы включаются специалисты по ОТ, а также работники, участвующие в управлении производственными процессами и объектами, по которым будет проводиться идентификация опасностей и оценка риска, знающие опасности, присущие оцениваемой деятельности, и применяемые меры по управлению ими.
Для подразделений, осуществляющих только офисную деятельность, допускается формировать одну рабочую группу.
3.6. Руководитель службы ОТ, специалисты по ОТ координируют деятельность по организации и проведению идентификации опасностей, оценке рисков, документированию результатов оценки рисков и последующей разработке мероприятий в подразделениях.
3.7. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков проводится рабочей группой по приказу (указанию) директора организации (структурного подразделения) в случаях:
– модернизации, реконструкции, замены оборудования;
– изменения в производственных процессах при планировании любых специальных (нестандартных) работ;
– изменения законодательных и других требований, касающихся идентифицированных опасностей и рисков и/или соответствующих мер управления;
– изменения условий труда и/или порядка выполнения работ;
– при несчастных случаях на производстве, произошедших в организации.
Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков проводится до внедрения соответствующих изменений по процессу, по которому эти изменения происходят.
3.8. Идентификация опасностей и оценка рисков на вновь организованных рабочих местах проводится не позднее 12 месяцев с момента их образования.