Вместе с автором статьи — санитарным врачом отравимся на плановую проверку плавательного бассейна и из первых рук узнаем, что и как проверяют в документации и на самом объекте (при осмотре), какие замеры и исследования выполняют, какие требования санитарного законодательства чаще всего нарушаются и чем это может грозить бассейну.
Изучая различные профессиональные статьи, я часто ловлю себя на мысли, что будто читаю инструкцию пользователя или руководство по настройке оборудования — скучно, нудно и сухо. Поэтому эту статью я решил разнообразить почти художественными зарисовками с натуры.
Давайте все вместе отправимся на плановую проверку «хозяйствующего субъекта по предоставлению услуг бассейна» — спортивного комплекса «Факел». Подробно описывая, как проходит проверка, я затрону все вопросы, связанные с соблюдением санитарного законодательства в бассейнах, за исключением вопроса, связанного с производственным контролем за условиями труда работников, так как этот вопрос я уже разобрал в прошлом номере журнала.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Сначала окунемся (простите за каламбур) в новейшую историю документов, которые нормируют санитарные требования к бассейнам.
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» (СанПиН 2.1.2.1188-03) вступил с силу в 2003 г. До 2020 г. это был основополагающий документ, который регламентировал требования к персоналу, санитарному состоянию и качеству воды бассейна. На первый взгляд, включал в себя все необходимые разделы, однако раздела, посвященного особенностям производственного контроля, в нем не было. Производственный контроль регламентировали и регламентируют сейчас в части, не противоречащей другим нормативным документам, СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
К 2020 г. требования к территории и зданию бассейнов, персоналу и посетителям, перечень разрешенных дезинфицирующих средств и многое другое не соответствовали реалиям. Это понимали все: и юридические лица, которые требовали простора для деятельности, и эксперты, проводящие проверки. Нужны были новые нормы, пересмотр требований по размещению объектов и многое другое. Грянула регуляторная гильотина, благодаря которой все устаревшие документы были отменены.
24 декабря 2020 г. был утвержден новый документ — СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее — СП 2.1.3678-20). В разделах II «Общие требования» и VI «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг в области спорта, организации досуга и развлечений» СП 2.1.3678-20 указаны все основные требования к осуществлению деятельности услуг бассейнов и аквапарков со всеми современными требованиями к объектам.
Следом, 21 января 2021 г., утверждается документ с нормами к контролируемым показателям в бассейнах — СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее — СанПиН 1.2.3685-21).
Был также обновлен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утвержден новый Порядок проведения обязательных медосмотров[1], а также утвержден СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее — СанПиН 3.3686-21) и другие документы.
Настала эпоха современного санитарного законодательства.
Сейчас, в конце 2023 г., мы можем констатировать, что хотя прошло уже достаточно времени с вступления в силу СП 2.1.3678-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и обновления других НПА, но они до сих пор вызывают трудности в понимании и соблюдении требований. Поэтому, хотя я и хотел сделать повествование максимально нескучным, нам не обойтись и без канцелярита — свои зарисовки и тезисы я буду сопровождать ссылками на пункты санитарных правил и приводить из них извлечения.
ОСНОВАНИЕ И ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ
Согласно утвержденному и согласованному в прокуратуре плану проверок наш объект — плавательный бассейн «Факел» — подпадает под плановую проверку Роспотребнадзора.
Плановая проверка — это вид контрольно-надзорной деятельности, который включает в себя документарную проверку и/или выездную проверку. Эта деятельность строго контролируется нормативными документами:
• Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 19 октября 2023 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ);
• Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 5 октября 2023 г.);
• Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005 (в ред. от 18 октября 2023 г.);
• Регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Приказом Роспотребнадзора от 28 января 2021 г. № 11;
• Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100 (в ред. от 28 сентября 2023 г.).
При организации проверки РПН выдает ФБУЗ «ЦГиЭ» документ — основание для проведения экспертизы документации, объекта и проведения отбора проб и инструментальных измерений с последующей экспертизой результатов исследований. РПН извещает юридическое лицо (по телефону, почтой, электронно) о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до начала выездной проверки, при этом обязательно фиксирует факт вручения извещения.
Итак, получено поручение от Роспотребнадзора, согласно которому нам необходимо провести замеры физических факторов — уровней шума, вибрации, искусственной освещенности, параметров микроклимата в помещении ванны бассейна. Кроме этого, надо провести исследования воздуха закрытых помещений, исследования проб воды на химический состав, микробиологический и паразитологический состав. Отобрать смывы в микробиологическую лабораторию и паразитологическую лабораторию. И провести непосредственно саму экспертиза объекта по установлению соответствия/не соответствия нормативным документам. Для проведения нашей проверки мы будем привлекать исследовательский лабораторный центр (далее — ИЛЦ) для проведения лабораторных исследований и испытаний и инспекцию для проведения экспертизы объекта.
Нам предстоит достаточно большой объем работы. Это у нас плановый контроль (выездная проверка), у нас 10 рабочих дней чтобы передать в Роспотребнадзор полный пакет документов по результатам проверки[2]. Для нужд ФБУЗ «ЦГиЭ» отводится не более 7 рабочих дней, 3 дня на обобщение материалов, подведение итогов и бюрократические нюансы для Роспотребнадзора.
Забегая вперед, скажу, что СК «Факел» — не самое исполнительное юрлицо, объект находится в плохих руках. По результатам проверки мы его закроем. А вот какие нарушения приведут к этому, узнаем в конце статьи.
ЭТАП 1. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ДОКУМЕНТАЦИИ
Первый этап проверки — оценка и проверка документации.
На этом этапе запрашиваем
• программу производственного контроля (ППК) + протоколы по ПК (протоколы лабораторных исследований) к ней;
• личные медицинские книжки работников;
• документацию, подтверждающую проведение генеральных и текущих уборок;
• документацию, содержащую информацию о применении дезинфицирующего средства для обеззараживания воды бассейна;
• документацию по ремонту помещения бассейна и его оборудования;
• документы, подтверждающие проведение технического осмотра;
• документы, подтверждающие проведение очистки и ремонта вентиляции, и некоторые другие.
[1] Утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (в ред. от 1 февраля 2022 г.).
[2] Срок установлен ст. 73 «Выездная проверка» Федерального закона № 248-ФЗ.