- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
- объективное отсутствие технической возможности подачи жалобы в установленном порядке не может являться причиной, препятствующей реализации права заявителя на обжалование решения контрольного (надзорного) органа;
- в ходе судебного разбирательства достоверно установлено и подтверждено видеозаписью сайтов, отображающей пошаговые действия истца, направленные на подачу жалобы в электронном виде, что возможность подать жалобу в установленном порядке у школы отсутствовала.
- судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно после их досудебного обжалования. При этом действующий механизм досудебного обжалования предусматривает подачу жалобы только в дистанционном формате посредством специально созданного ЕПГУ и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Иных способов подачи жалобы не предусмотрено;
- из материалов административного дела следует, что Минцифры России подтвердило размещение на ЕПГУ сведений о спорном КНМ еще до выдачи спорного предписания (предписание выдано 19 ноября, сведения о плановой проверке появились на ЕПГУ 29 октября);
- сведения о направлении школой жалобы в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, равно как и доказательства об обращении школы в службу технической поддержки, отсутствуют;
- таким образом, жалоба на предписание, направленная в порядке досудебного обжалования на бумажном носителе, была подана с нарушением установленного порядка без использования ЕПГУ, в связи с чем Роспотребнадзор правомерно указал на невозможность ее рассмотрения из-за допущенных заявителем нарушений.
По закону о госконтроле досудебную жалобу нужно подавать в электронном виде
Школа получила предписание (по итогам санитарной проверки) и хотела обжаловать его через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), но это оказалось невозможно - при входе в личный кабинет номер спорного КНМ (сформированный в ЕРКНМ) не отображался в списке проверок, проведенных в отношении школы, поэтому и не формировалась жалоба на предписание Роспотребнадзора. Школа звонила на горячую линию ЕПГУ, но связаться со службой техподдержки портала так и не смогла (в течение длительного времени вызов оставался в режиме ожидания, после чего происходил обрыв звонка).
Тогда школа нарочно направила в надзорное ведомство жалобу на бумаге, но Роспотребнадзор оставил ее без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение школой установленной порядка досудебного обжалования.
Школа оспорила отказ Роспотребнадзора рассматривать жалобу на предписание и выиграла административный иск во всех инстанциях:
Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указанные судебные акты отменила и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления (Кассационное определение СКАД Верховного Суда РФ от 22 ноября 2023 г. № 72-КАД23-3-К8):
- объективное отсутствие технической возможности подачи жалобы в установленном порядке не может являться причиной, препятствующей реализации права заявителя на обжалование решения контрольного (надзорного) органа;
- в ходе судебного разбирательства достоверно установлено и подтверждено видеозаписью сайтов, отображающей пошаговые действия истца, направленные на подачу жалобы в электронном виде, что возможность подать жалобу в установленном порядке у школы отсутствовала.
- судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно после их досудебного обжалования. При этом действующий механизм досудебного обжалования предусматривает подачу жалобы только в дистанционном формате посредством специально созданного ЕПГУ и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Иных способов подачи жалобы не предусмотрено;
- из материалов административного дела следует, что Минцифры России подтвердило размещение на ЕПГУ сведений о спорном КНМ еще до выдачи спорного предписания (предписание выдано 19 ноября, сведения о плановой проверке появились на ЕПГУ 29 октября);
- сведения о направлении школой жалобы в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, равно как и доказательства об обращении школы в службу технической поддержки, отсутствуют;
- таким образом, жалоба на предписание, направленная в порядке досудебного обжалования на бумажном носителе, была подана с нарушением установленного порядка без использования ЕПГУ, в связи с чем Роспотребнадзор правомерно указал на невозможность ее рассмотрения из-за допущенных заявителем нарушений.
По закону о госконтроле досудебную жалобу нужно подавать в электронном виде
Школа получила предписание (по итогам санитарной проверки) и хотела обжаловать его через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), но это оказалось невозможно - при входе в личный кабинет номер спорного КНМ (сформированный в ЕРКНМ) не отображался в списке проверок, проведенных в отношении школы, поэтому и не формировалась жалоба на предписание Роспотребнадзора. Школа звонила на горячую линию ЕПГУ, но связаться со службой техподдержки портала так и не смогла (в течение длительного времени вызов оставался в режиме ожидания, после чего происходил обрыв звонка).
Тогда школа нарочно направила в надзорное ведомство жалобу на бумаге, но Роспотребнадзор оставил ее без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение школой установленной порядка досудебного обжалования.
Школа оспорила отказ Роспотребнадзора рассматривать жалобу на предписание и выиграла административный иск во всех инстанциях:
Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указанные судебные акты отменила и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления (Кассационное определение СКАД Верховного Суда РФ от 22 ноября 2023 г. № 72-КАД23-3-К8):
- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона