- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
За ввоз вирусов и патогенов планируют ввести уголовную ответственность
Профильный комитет ГД по госстроительству и законодательству рекомендовал принять соответствующий законопроект в первом чтении.
Проект федерального закона направлен на приведение редакции ст. 2261 и 248 УК РФ, устанавливающих ответственность за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», которым в качестве ключевого элемента отношений, связанных с обеспечением биологической безопасности в нашей стране, введено понятие «патогенные биологические агенты (патогены)» (далее - ПБА).
При разработке законопроекта учитывалось, что в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97, среди угроз указаны возможные противоправные действия с патогенными биологическими агентами, в том числе аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, диверсии и (или) террористические акты на этих объектах (пункт 8). Указанным выше федеральным законом к числу ПБА отнесены микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (пункт 7 части первой статьи 1). 2
Таким образом, ключевой особенностью ПБА является признак их опасности (патогенности) для людей, животных и растений. Не случайно, что с учетом этого обстоятельства соответствующие изменения Федеральным законом от 28.04.2023 № 157-ФЗ внесены в статьи об ответственности за террористический акт и диверсию.
Патогенность (опасность) биологических организмов в нормах СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» разделяется на группы I-IV (приложение 1). При этом общественно опасным признается нарушение правил безопасности при обращении с микроорганизмами, включенными в I и II группу (например, бактерии чумы, сибирской язвы, холеры). Однако эти ПБА, вызывающие при инфицировании человека и животных возникновение патологических процессов, не относятся ни к отравляющим, ни к ядовитым веществам, которые упомянуты в названии и диспозиции части первой статьи 2261 УК РФ.
Таким образом, ПБА не являются химическими или отравляющими веществами и ввиду особого происхождения шире традиционного понятия «ядовитые вещества». В целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации, основываясь на положениях федеральных законов «Об экспортном контроле» и «О биологической безопасности в Российской Федерации», а также на общих требованиях к контролю за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю (утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 № 190), предлагается установить, что незаконное перемещение ПБА через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС согласно 3 статье 2261 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием. При подготовке законопроекта учитывалась судебная практика в части вменения контрабанды «ядовитых» и «отравляющих» веществ, соотношение ПБА с сильнодействующими и ядовитыми веществами, содержащимися в списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964, а также с ядами биологического происхождения согласно вышеуказанному приложению 1 к СанПиН 3.3686-21.
Исходя из этого предлагается уточнить название и диспозицию части первой статьи 2261 УК РФ, а также дополнить эту статью примечанием 5, определяющим, что перечень патогенных биологических агентов для целей применения этой статьи и статьи 248 УК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
По изложенным основаниям проектом федерального закона предлагается также внести ряд изменений в статью 248 УК РФ. Так, использованное в ней понятие «опасные микробиологические либо другие биологические агенты или токсины» не тождественно законодательному определению ПБА, ни в биологии, ни медицине термин «микробиологические либо другие биологические агенты» не употребляется, а его легальное судебное толкование в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации отсутствует.
В связи с этим до принятия Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации» для применения статьи 248 УК РФ требовалось обращение к упомянутым выше санитарным нормам и правилам, в которых адаптирован использованный в законодательстве о биологической безопасности Российской Федерации термин «патогенные биологические агенты», причем в соответствии с классификацией патогенности по СанПиН к предмету преступления по этой статье должны относиться только микроорганизмы I и II групп патогенности.
Согласно документу за контрабанду ПБА будет грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до 2 млн руб. В настоящее время такая ответственность предусмотрена, например, за контрабанду ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и вооружения.
Также предусматривается более строгое наказание за нарушение правил безопасности при обращении с ПБА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — до 8 лет лишения свободы.
Законопроект разработан в целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации.
За ввоз вирусов и патогенов планируют ввести уголовную ответственность
Профильный комитет ГД по госстроительству и законодательству рекомендовал принять соответствующий законопроект в первом чтении.
Проект федерального закона направлен на приведение редакции ст. 2261 и 248 УК РФ, устанавливающих ответственность за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», которым в качестве ключевого элемента отношений, связанных с обеспечением биологической безопасности в нашей стране, введено понятие «патогенные биологические агенты (патогены)» (далее - ПБА).
При разработке законопроекта учитывалось, что в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97, среди угроз указаны возможные противоправные действия с патогенными биологическими агентами, в том числе аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, диверсии и (или) террористические акты на этих объектах (пункт 8). Указанным выше федеральным законом к числу ПБА отнесены микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (пункт 7 части первой статьи 1). 2
Таким образом, ключевой особенностью ПБА является признак их опасности (патогенности) для людей, животных и растений. Не случайно, что с учетом этого обстоятельства соответствующие изменения Федеральным законом от 28.04.2023 № 157-ФЗ внесены в статьи об ответственности за террористический акт и диверсию.
Патогенность (опасность) биологических организмов в нормах СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» разделяется на группы I-IV (приложение 1). При этом общественно опасным признается нарушение правил безопасности при обращении с микроорганизмами, включенными в I и II группу (например, бактерии чумы, сибирской язвы, холеры). Однако эти ПБА, вызывающие при инфицировании человека и животных возникновение патологических процессов, не относятся ни к отравляющим, ни к ядовитым веществам, которые упомянуты в названии и диспозиции части первой статьи 2261 УК РФ.
Таким образом, ПБА не являются химическими или отравляющими веществами и ввиду особого происхождения шире традиционного понятия «ядовитые вещества». В целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации, основываясь на положениях федеральных законов «Об экспортном контроле» и «О биологической безопасности в Российской Федерации», а также на общих требованиях к контролю за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю (утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 № 190), предлагается установить, что незаконное перемещение ПБА через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС согласно 3 статье 2261 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием. При подготовке законопроекта учитывалась судебная практика в части вменения контрабанды «ядовитых» и «отравляющих» веществ, соотношение ПБА с сильнодействующими и ядовитыми веществами, содержащимися в списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964, а также с ядами биологического происхождения согласно вышеуказанному приложению 1 к СанПиН 3.3686-21.
Исходя из этого предлагается уточнить название и диспозицию части первой статьи 2261 УК РФ, а также дополнить эту статью примечанием 5, определяющим, что перечень патогенных биологических агентов для целей применения этой статьи и статьи 248 УК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
По изложенным основаниям проектом федерального закона предлагается также внести ряд изменений в статью 248 УК РФ. Так, использованное в ней понятие «опасные микробиологические либо другие биологические агенты или токсины» не тождественно законодательному определению ПБА, ни в биологии, ни медицине термин «микробиологические либо другие биологические агенты» не употребляется, а его легальное судебное толкование в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации отсутствует.
В связи с этим до принятия Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации» для применения статьи 248 УК РФ требовалось обращение к упомянутым выше санитарным нормам и правилам, в которых адаптирован использованный в законодательстве о биологической безопасности Российской Федерации термин «патогенные биологические агенты», причем в соответствии с классификацией патогенности по СанПиН к предмету преступления по этой статье должны относиться только микроорганизмы I и II групп патогенности.
Согласно документу за контрабанду ПБА будет грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до 2 млн руб. В настоящее время такая ответственность предусмотрена, например, за контрабанду ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и вооружения.
Также предусматривается более строгое наказание за нарушение правил безопасности при обращении с ПБА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — до 8 лет лишения свободы.
Законопроект разработан в целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации.
- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона