Платные медуслуги: интересные споры из судебной практики за 2022–2024 годы

    /upl/Group%2037_169.png

    Какие условия возврата денег можно предусмотреть в договоре на случай отказа пациента от части услуг? Можно ли оспорить штраф за отказ выполнить требования пациента добровольно? Нужно ли информировать о бесплатной помощи при каждом обращении пациента за платной услугой? Ответы на эти вопросы в обзоре.

    Возврат денег при отказе пациента от части услуг

    Клиника заключила с пациентом договор на комплекс услуг со скидкой. В договоре оговорили, что при отказе от услуг пациент оплачивает пройденные процедуры по прейскуранту, без учета скидки. Пациент оплатил все услуги, но получил только часть из них и потребовал вернуть остаток средств. Сумма возврата его не удовлетворила, и он подал иск в суд.

    3-й КСОЮ посчитал, что условия договора не ущемляют права потребителя, так как отказ от договора не связан с его нарушением.

    В другом деле цену оказанных услуг пересчитали по прейскуранту, который действовал на момент отказа. 1-й КСОЮ указал, что условие договора нарушает права потребителя:

    • при отказе от договора пациент должен оплатить фактические расходы;

    • увеличивать цену услуг при досрочном отказе от договора недопустимо;

    • клиника должна вернуть деньги исходя из прейскуранта, который действовал на момент оказания услуг.

    Штраф за отказ выполнить требования потребителя добровольно

    Суды по-разному решают вопрос о взыскании штрафа (50 % от суммы, которую суд присуждает в пользу потребителя). Во многих случаях суды приходили к выводу, что клиника была вправе не выплачивать деньги в досудебном порядке:

    • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер по закону определяет суд;

    • чтобы установить правомерность требований пациента, проводилась судебно-медицинская экспертиза.

    Приведем примеры. Пациент подал иск из-за отторжения имплантов. Экспертиза выявила нарушения при их установке. Суд решил: клиника должна выплатить компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ указал, что штраф взыскивать нельзя:

    • вопрос о качестве медпомощи решался в суде;

    • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер определили после анализа всех обстоятельств и выводов экспертизы.

    К тем же выводам 1-й КСОЮ пришел в другом деле.

    Есть и противоположная практика. Экспертиза выявила дефекты диагностики. Суд взыскал с клиники компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ решение поддержал.

    В другом деле экспертиза установила, что методику операции выбрали неверно. Суд взыскал в числе прочего компенсацию морального вреда и штраф. 2-й КСОЮ согласился.

    Нужно учесть, что удовлетворение требований в период рассмотрения дела не освободит клинику от штрафа, если пациент не откажется от иска. На это указал 2-й КСОЮ.

    Информирование пациента о бесплатной медпомощи

    Страховая компания оштрафовала клинику за то, что она взяла плату за услугу, которую пациент хотел получить по ОМС. Клиника утверждала, что не отказывала в медпомощи по полису. Платную медуслугу оказали по бессрочному договору, который подписали год назад.

    АС Северо-Западного округа признал санкции правомерными. Суд решил: медорганизация не проинформировала пациента, что он может получить помощь бесплатно. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

    Рекомендуем информировать пациента о бесплатной медпомощи при каждом обращении за платной услугой. Эту информацию можно отразить в договоре или согласии на получение платных услуг.

     

    Источник

     

    24.06.2024, 16:44

    Платные медуслуги: интересные споры из судебной практики за 2022–2024 годы

    /upl/Group%2037_169.png

    Какие условия возврата денег можно предусмотреть в договоре на случай отказа пациента от части услуг? Можно ли оспорить штраф за отказ выполнить требования пациента добровольно? Нужно ли информировать о бесплатной помощи при каждом обращении пациента за платной услугой? Ответы на эти вопросы в обзоре.

    Возврат денег при отказе пациента от части услуг

    Клиника заключила с пациентом договор на комплекс услуг со скидкой. В договоре оговорили, что при отказе от услуг пациент оплачивает пройденные процедуры по прейскуранту, без учета скидки. Пациент оплатил все услуги, но получил только часть из них и потребовал вернуть остаток средств. Сумма возврата его не удовлетворила, и он подал иск в суд.

    3-й КСОЮ посчитал, что условия договора не ущемляют права потребителя, так как отказ от договора не связан с его нарушением.

    В другом деле цену оказанных услуг пересчитали по прейскуранту, который действовал на момент отказа. 1-й КСОЮ указал, что условие договора нарушает права потребителя:

    • при отказе от договора пациент должен оплатить фактические расходы;

    • увеличивать цену услуг при досрочном отказе от договора недопустимо;

    • клиника должна вернуть деньги исходя из прейскуранта, который действовал на момент оказания услуг.

    Штраф за отказ выполнить требования потребителя добровольно

    Суды по-разному решают вопрос о взыскании штрафа (50 % от суммы, которую суд присуждает в пользу потребителя). Во многих случаях суды приходили к выводу, что клиника была вправе не выплачивать деньги в досудебном порядке:

    • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер по закону определяет суд;

    • чтобы установить правомерность требований пациента, проводилась судебно-медицинская экспертиза.

    Приведем примеры. Пациент подал иск из-за отторжения имплантов. Экспертиза выявила нарушения при их установке. Суд решил: клиника должна выплатить компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ указал, что штраф взыскивать нельзя:

    • вопрос о качестве медпомощи решался в суде;

    • пациент требовал компенсацию морального вреда, а ее размер определили после анализа всех обстоятельств и выводов экспертизы.

    К тем же выводам 1-й КСОЮ пришел в другом деле.

    Есть и противоположная практика. Экспертиза выявила дефекты диагностики. Суд взыскал с клиники компенсацию морального вреда и штраф. 1-й КСОЮ решение поддержал.

    В другом деле экспертиза установила, что методику операции выбрали неверно. Суд взыскал в числе прочего компенсацию морального вреда и штраф. 2-й КСОЮ согласился.

    Нужно учесть, что удовлетворение требований в период рассмотрения дела не освободит клинику от штрафа, если пациент не откажется от иска. На это указал 2-й КСОЮ.

    Информирование пациента о бесплатной медпомощи

    Страховая компания оштрафовала клинику за то, что она взяла плату за услугу, которую пациент хотел получить по ОМС. Клиника утверждала, что не отказывала в медпомощи по полису. Платную медуслугу оказали по бессрочному договору, который подписали год назад.

    АС Северо-Западного округа признал санкции правомерными. Суд решил: медорганизация не проинформировала пациента, что он может получить помощь бесплатно. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

    Рекомендуем информировать пациента о бесплатной медпомощи при каждом обращении за платной услугой. Эту информацию можно отразить в договоре или согласии на получение платных услуг.

     

    Источник

     

    24.06.2024, 16:44
Жаркое лето скидок и подарков!
Охрана труда в условиях меняющегося климата
Как проконтролировать, все ли работники прошли вакцинацию?
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам