- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
- СУОТ
- Санэпидбезопасность
Отстранение от работы за отказ от прививки

КС РФ отклонил жалобу отстраненной от работы сотрудницы из-за отказа от прививки.
Конституционный Суд вынес отказное определение по жалобе гражданки на:
• часть вторую ст. 76 ТК РФ (согласно которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами);
• абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний (предусматривающий, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями).
Напомним, что перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (далее — Перечень № 825).
В 2021 году в Санкт-Петербурге в связи с угрозой распространения COVID-19 была предусмотрена (постановлением главного государственного санитарного врача этого города) обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям ряда категорий граждан, в частности, работников сферы социального обслуживания.
Заявительница, относящаяся к названной категории работников, отказалась от прививки, в связи с чем была отстранена от работы без сохранения заработной платы. Заметим, что работа в сфере социального обслуживания в Перечне № 825 не поименована. Суды общей юрисдикции, сославшись в том числе на оспариваемые положения, оставили без удовлетворения ряд ее требований, включая признание незаконным приказа о ее отстранении от работы и взыскание заработной платы за время вынужденного прогула.
КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению и указал, что Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии возлагает на граждан, ИП и юрлиц обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, включая выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (или их отдельным группам) по эпидемическим показаниям.
Следовательно, оспариваемые законоположения выступают элементами правового механизма, направленного на предотвращение и устранение возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями рисков для жизни и здоровья граждан, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 № 83-О).
Отстранение от работы за отказ от прививки

КС РФ отклонил жалобу отстраненной от работы сотрудницы из-за отказа от прививки.
Конституционный Суд вынес отказное определение по жалобе гражданки на:
• часть вторую ст. 76 ТК РФ (согласно которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами);
• абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний (предусматривающий, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями).
Напомним, что перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (далее — Перечень № 825).
В 2021 году в Санкт-Петербурге в связи с угрозой распространения COVID-19 была предусмотрена (постановлением главного государственного санитарного врача этого города) обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям ряда категорий граждан, в частности, работников сферы социального обслуживания.
Заявительница, относящаяся к названной категории работников, отказалась от прививки, в связи с чем была отстранена от работы без сохранения заработной платы. Заметим, что работа в сфере социального обслуживания в Перечне № 825 не поименована. Суды общей юрисдикции, сославшись в том числе на оспариваемые положения, оставили без удовлетворения ряд ее требований, включая признание незаконным приказа о ее отстранении от работы и взыскание заработной платы за время вынужденного прогула.
КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению и указал, что Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии возлагает на граждан, ИП и юрлиц обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, включая выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (или их отдельным группам) по эпидемическим показаниям.
Следовательно, оспариваемые законоположения выступают элементами правового механизма, направленного на предотвращение и устранение возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями рисков для жизни и здоровья граждан, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 № 83-О).
- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
- СУОТ
- Санэпидбезопасность