- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
- СУОТ
- Санэпидбезопасность
Обращение с отходами

С 1 сентября начнут действовать обновленные правила обращения с ТКО. Правительство РФ обновило правила обращения с ТКО и внесло корреспондирующие правки в Правила № 354, 290 и 491.
В целом контур системы обращения с ТКО останется прежним, однако некоторые важные нюансы изменятся (Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 № 293):
• контейнерные площадки (это закреплено новыми правилами) должны будут соответствовать трем видам требований: санитарным, природоохранным и муниципальным в сфере благоустройства. На площадках накопления ТКО будут размещаться только контейнеры для тех ТКО, которые потом будут отвезены на объекты их обработки, сжигания, компостирования, обезвреживания и захоронения. Контейнеры же для вторичных ресурсов (макулатура, стекло и т. п.) размещаются, согласно правилам, на «месте сбора вторичных ресурсов», предназначенном для сбора и накопления вторичных ресурсов, самостоятельно доставляемых физическими лицами, в целях их последующей утилизации, а также фандоматы. Указанная терминология, очевидно, не исключает такого толкования, которое запрещало бы размещение на площадке ТКО контейнеров для сбора вторичных ресурсов. Однако Закон об отходах производства и потребления в редакции от 01.09.2025 относит обработку ТКО к одной из стадии утилизации ТКО, в ходе которой из ТКО извлекаются «полезные компоненты», в силу чего размещение на площадках для накопления ТКО контейнеров для вторсырья представляется правомерным. В то же время организация мест сбора вторичных ресурсов, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках разрешена только при условии письменного согласия регионального оператора. При этом новыми Правилами прямо запрещено складировать на площадке накопления ТКО отходы, образовавшиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
• содержание площадок ТКО целиком и полностью ложится на собственника площадки (не земельного участка). Учитывая правовую позицию о принадлежности мусорных площадок для жителей МКД собственникам помещений в этих МКД, очевидно, что теперь содержание площадок становится лицензионной обязанностью УК. Согласно новым Правилам, в содержание КП входят:
– оборудование площадки контейнерами/бункерами;
– уборка ТКО в контейнеры/бункеры в границах КП, включая укладку в контейнеры того мусора, который валяется в пределах площадки (однако уборка мест погрузки ТКО по-прежнему останется обязанностью мусорного оператора);
– ремонт площадки;
– размещение на ней информации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе муниципального. Как минимум, на площадке нужно разместить, во-первых, данные о собственнике площадки, во-вторых, о графике вывоза ТКО, и в-третьих, данные о региональных правилах раздельного накопления ТКО;
• вывоз ТКО будет включать в себя погрузку ТКО в мусоровоз или иной транспорт, ее осуществляет регоператор;
• обращение с ТКО в регионе должно будет осуществляться на основе двух региональных актов: региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения, оба документа должны учитывать требования к обращению с группами однородных отходов I–V классов опасности, установленные Минприроды России;
• декларируется общефедеральный принцип раздельного накопления отходов. Причем с 2030 г. во всей стране будет введена единая цветовая дифференциация мусорных контейнеров: серые – для смешанного мусора, синие – для накопления нескольких групп однородных отходов, а в «продвинутых» регионах, помимо серых, будут оранжевые контейнеры – для незагрязненных пластика, резины и металлолома, зеленые – для стекла и коричневые – для пищевых отходов, исключая напитки и табачные изделия, утратившие свои потребительские свойства. Кроме того, регион может согласовать и контейнеры дополнительных цветов для сбора иных вторичных отходов;
• потребителям прямо запрещается неправильная сортировка мусора (складирование мусора в те контейнеры, которые для этого типа мусора не предназначены), причем регион может вводить дополнительные запреты для исключения неправильной сортировки;
• поправками к Правилам обустройства площадок накопления ТКО разрешено использовать средства фото- и (или) видеофиксации, программно-аппаратные средства, в целях оценки состояния мусорных площадок, а также количества вывозимых ТКО;
• договоры об обращении с ТКО оператор заключает: в МКД/СНТ, коттеджных поселках в отношении мусора, образовавшегося у граждан, – либо с собственниками, либо с управляющими организациями, во всех остальных случаях – только с владельцами, а также с арендаторами и пользователями, но только в том случае, если эти арендаторы и пользователи смогут предъявить договор аренды/пользования на ином основании, который обязывает их заключать самостоятельный договор на вывоз мусора. Для заключения договора оператор вправе прибегнуть к цифровым технологиям. Правила содержат форму Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
• каким образом будет определяться объем вывезенного мусора? Это устанавливается договором, а в случае его отсутствия и до его заключения – по нормативу накопления. Если в регионе или муниципальном образовании не установлены нормативы образования ТКО для конкретной категории потребителей, то количество отходов подлежит учету в контейнерах или бункерах. Если поконтейнерный или побункерный учет ТКО невозможен, а потребитель услуги относится к одной из категорий, перечисленных в Правилах определения нормативов накопления, то применяется норматив накопления ТКО, который определяется согласно указанным Правилам.
Правила вступают в силу с осени этого года, при этом регионам рекомендовано актуализировать региональные акты в области обращения с ТКО до сентября 2025 г.
Обращение с отходами

С 1 сентября начнут действовать обновленные правила обращения с ТКО. Правительство РФ обновило правила обращения с ТКО и внесло корреспондирующие правки в Правила № 354, 290 и 491.
В целом контур системы обращения с ТКО останется прежним, однако некоторые важные нюансы изменятся (Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 № 293):
• контейнерные площадки (это закреплено новыми правилами) должны будут соответствовать трем видам требований: санитарным, природоохранным и муниципальным в сфере благоустройства. На площадках накопления ТКО будут размещаться только контейнеры для тех ТКО, которые потом будут отвезены на объекты их обработки, сжигания, компостирования, обезвреживания и захоронения. Контейнеры же для вторичных ресурсов (макулатура, стекло и т. п.) размещаются, согласно правилам, на «месте сбора вторичных ресурсов», предназначенном для сбора и накопления вторичных ресурсов, самостоятельно доставляемых физическими лицами, в целях их последующей утилизации, а также фандоматы. Указанная терминология, очевидно, не исключает такого толкования, которое запрещало бы размещение на площадке ТКО контейнеров для сбора вторичных ресурсов. Однако Закон об отходах производства и потребления в редакции от 01.09.2025 относит обработку ТКО к одной из стадии утилизации ТКО, в ходе которой из ТКО извлекаются «полезные компоненты», в силу чего размещение на площадках для накопления ТКО контейнеров для вторсырья представляется правомерным. В то же время организация мест сбора вторичных ресурсов, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках разрешена только при условии письменного согласия регионального оператора. При этом новыми Правилами прямо запрещено складировать на площадке накопления ТКО отходы, образовавшиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
• содержание площадок ТКО целиком и полностью ложится на собственника площадки (не земельного участка). Учитывая правовую позицию о принадлежности мусорных площадок для жителей МКД собственникам помещений в этих МКД, очевидно, что теперь содержание площадок становится лицензионной обязанностью УК. Согласно новым Правилам, в содержание КП входят:
– оборудование площадки контейнерами/бункерами;
– уборка ТКО в контейнеры/бункеры в границах КП, включая укладку в контейнеры того мусора, который валяется в пределах площадки (однако уборка мест погрузки ТКО по-прежнему останется обязанностью мусорного оператора);
– ремонт площадки;
– размещение на ней информации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе муниципального. Как минимум, на площадке нужно разместить, во-первых, данные о собственнике площадки, во-вторых, о графике вывоза ТКО, и в-третьих, данные о региональных правилах раздельного накопления ТКО;
• вывоз ТКО будет включать в себя погрузку ТКО в мусоровоз или иной транспорт, ее осуществляет регоператор;
• обращение с ТКО в регионе должно будет осуществляться на основе двух региональных актов: региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения, оба документа должны учитывать требования к обращению с группами однородных отходов I–V классов опасности, установленные Минприроды России;
• декларируется общефедеральный принцип раздельного накопления отходов. Причем с 2030 г. во всей стране будет введена единая цветовая дифференциация мусорных контейнеров: серые – для смешанного мусора, синие – для накопления нескольких групп однородных отходов, а в «продвинутых» регионах, помимо серых, будут оранжевые контейнеры – для незагрязненных пластика, резины и металлолома, зеленые – для стекла и коричневые – для пищевых отходов, исключая напитки и табачные изделия, утратившие свои потребительские свойства. Кроме того, регион может согласовать и контейнеры дополнительных цветов для сбора иных вторичных отходов;
• потребителям прямо запрещается неправильная сортировка мусора (складирование мусора в те контейнеры, которые для этого типа мусора не предназначены), причем регион может вводить дополнительные запреты для исключения неправильной сортировки;
• поправками к Правилам обустройства площадок накопления ТКО разрешено использовать средства фото- и (или) видеофиксации, программно-аппаратные средства, в целях оценки состояния мусорных площадок, а также количества вывозимых ТКО;
• договоры об обращении с ТКО оператор заключает: в МКД/СНТ, коттеджных поселках в отношении мусора, образовавшегося у граждан, – либо с собственниками, либо с управляющими организациями, во всех остальных случаях – только с владельцами, а также с арендаторами и пользователями, но только в том случае, если эти арендаторы и пользователи смогут предъявить договор аренды/пользования на ином основании, который обязывает их заключать самостоятельный договор на вывоз мусора. Для заключения договора оператор вправе прибегнуть к цифровым технологиям. Правила содержат форму Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
• каким образом будет определяться объем вывезенного мусора? Это устанавливается договором, а в случае его отсутствия и до его заключения – по нормативу накопления. Если в регионе или муниципальном образовании не установлены нормативы образования ТКО для конкретной категории потребителей, то количество отходов подлежит учету в контейнерах или бункерах. Если поконтейнерный или побункерный учет ТКО невозможен, а потребитель услуги относится к одной из категорий, перечисленных в Правилах определения нормативов накопления, то применяется норматив накопления ТКО, который определяется согласно указанным Правилам.
Правила вступают в силу с осени этого года, при этом регионам рекомендовано актуализировать региональные акты в области обращения с ТКО до сентября 2025 г.
- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
- СУОТ
- Санэпидбезопасность