- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона
Реформа контрольно-надзорной деятельности
На официальном сайте https://regulation.gov.ru/ в целях общественного обсуждения выложен законопроект «Об обязательных требованиях», который продолжает собой ряд законопроектов на тему изменений в контрольно-надзорной деятельности в России наряду с законопроектом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроект «Об обязательных требованиях» дает определение понятию «обязательные требования», определяет цель их установления, полномочия органов по установлению требований, виды правовых актов, в которых могут содержаться обязательные требования, а также порядок их принятия, вступления в силу, актуализации. Также законопроектом определяется «судьба» действующих на настоящий момент требований.
Далее приведем наиболее значимые положения законопроекта.
1. «Обязательные требования» (далее также – ОТ) – это установленные нормативными правовыми актами (НПА) или документами, не являющимися НПА, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством РФ, обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов, которые адресованы к действиям (бездействию), деятельности, результатам осуществления деятельности, объектам осуществления деятельности граждан и организаций и оцениваемые при проведении контрольной (надзорной) или разрешительной деятельности, или за несоблюдение которых установлена ответственность.
2. Исключения из сферы действия Закона: закон не распространяется на ОТ, установленные в сфере госслужбы; закон не распространяется на ОТ, устанавливаемые актами Центробанка России.
3. Цель установления любых ОТ – предотвращение вреда жизни и здоровью граждан, правам, свободам и законным интересам граждан и организаций, окружающей среде, обороне и безопасности государства, иным охраняемым законом ценностям. Наличие риска причинения вреда и возможность уменьшения или устранения этого риска подлежат обоснованию при установлении ОТ. ОТ должны быть согласованы между собой; быть проверяемыми в полном объеме в рамках государственного контроля и разрешительной деятельности; быть однозначными для понимания; соответствовать лучшим международным практикам и стандартам.
4. Полномочия по установлению ОТ.
Федеральные ОТ устанавливаются:
– федеральными законами;
– указами Президента РФ и решениями Правительства РФ;
– федеральным органом исполнительной власти;
– иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Документы, не являющиеся НПА, могут содержать ОТ, в случае если возможность принятия таких документов установлена ФЗ, а обязательность требований, содержащихся в соответствующих документах, установлена указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.
5. Установлен порядок вступления в силу, действия и актуализации актов, содержащих ОТ.
Акты, содержащие ОТ, вступают в силу либо 1 января, либо 1 июля, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования. (Исключения могут быть установлены федеральными законами). Чтобы ОТ были актуальны, проектом установлено, что акты, содержащие ОТ, утрачивают силу по истечении 5 лет с момента их вступления в силу, если продолжение их действия не будет подтверждено в установленном законом порядке. По решению правительственной комиссии для ряда актов может быть установлен иной срок, но не выше 10 лет.
6. На контрольно-надзорные органы проектом возлагается обязанность издавать и публиковать на официальном сайте Руководства по соблюдению обязательных требований. В Руководство включается описание ОТ, их пояснение, примеры соблюдения, рекомендации по принятию конкретных мер. Деятельность граждан и организаций, соответствующая руководствам, не может квалифицироваться как нарушающая обязательные требования.
7. Предусмотрена возможность установления экспериментальных правовых режимов. Это временный отказ от применения обязательных требований или уменьшения обязанностей, выраженных в форме условий, ограничений, запретов, для граждан и организаций применительно к определенным элементам предмета обязательного требования или по предмету обязательного требования в целом в целях:
а) оценки возможности возникновения рисков вследствие установления нового правового регулирования;
б) определения оптимальных вариантов будущего правового регулирования;
в) определения возможных положительных и (или) отрицательных последствий введения нового правового регулирования.
8. Проектом предусматривается, что с 1 января 2021 года не могут применяться вне зависимости от того, отменены ли содержащие их нормативные положения:
а) ОТ, содержащиеся в не опубликованных официально НПА, иных документах;
б) ОТ, установленные НПА, вступившими в силу до 1 июля 2020 года;
в) ОТ, установленные документами, не являющимися НПА, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов, вступивших в силу до 1 июля 2020 года предусмотрена законодательством.
Напомним, что вступление в силу «головного» законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в случае его принятия) планируется на 1 января 2021 года.
Источник: https://cntd.ru/
Реформа контрольно-надзорной деятельности
На официальном сайте https://regulation.gov.ru/ в целях общественного обсуждения выложен законопроект «Об обязательных требованиях», который продолжает собой ряд законопроектов на тему изменений в контрольно-надзорной деятельности в России наряду с законопроектом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроект «Об обязательных требованиях» дает определение понятию «обязательные требования», определяет цель их установления, полномочия органов по установлению требований, виды правовых актов, в которых могут содержаться обязательные требования, а также порядок их принятия, вступления в силу, актуализации. Также законопроектом определяется «судьба» действующих на настоящий момент требований.
Далее приведем наиболее значимые положения законопроекта.
1. «Обязательные требования» (далее также – ОТ) – это установленные нормативными правовыми актами (НПА) или документами, не являющимися НПА, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством РФ, обязанности, выраженные в форме условий, ограничений, запретов, которые адресованы к действиям (бездействию), деятельности, результатам осуществления деятельности, объектам осуществления деятельности граждан и организаций и оцениваемые при проведении контрольной (надзорной) или разрешительной деятельности, или за несоблюдение которых установлена ответственность.
2. Исключения из сферы действия Закона: закон не распространяется на ОТ, установленные в сфере госслужбы; закон не распространяется на ОТ, устанавливаемые актами Центробанка России.
3. Цель установления любых ОТ – предотвращение вреда жизни и здоровью граждан, правам, свободам и законным интересам граждан и организаций, окружающей среде, обороне и безопасности государства, иным охраняемым законом ценностям. Наличие риска причинения вреда и возможность уменьшения или устранения этого риска подлежат обоснованию при установлении ОТ. ОТ должны быть согласованы между собой; быть проверяемыми в полном объеме в рамках государственного контроля и разрешительной деятельности; быть однозначными для понимания; соответствовать лучшим международным практикам и стандартам.
4. Полномочия по установлению ОТ.
Федеральные ОТ устанавливаются:
– федеральными законами;
– указами Президента РФ и решениями Правительства РФ;
– федеральным органом исполнительной власти;
– иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Документы, не являющиеся НПА, могут содержать ОТ, в случае если возможность принятия таких документов установлена ФЗ, а обязательность требований, содержащихся в соответствующих документах, установлена указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.
5. Установлен порядок вступления в силу, действия и актуализации актов, содержащих ОТ.
Акты, содержащие ОТ, вступают в силу либо 1 января, либо 1 июля, но не ранее чем через 6 месяцев после дня их официального опубликования. (Исключения могут быть установлены федеральными законами). Чтобы ОТ были актуальны, проектом установлено, что акты, содержащие ОТ, утрачивают силу по истечении 5 лет с момента их вступления в силу, если продолжение их действия не будет подтверждено в установленном законом порядке. По решению правительственной комиссии для ряда актов может быть установлен иной срок, но не выше 10 лет.
6. На контрольно-надзорные органы проектом возлагается обязанность издавать и публиковать на официальном сайте Руководства по соблюдению обязательных требований. В Руководство включается описание ОТ, их пояснение, примеры соблюдения, рекомендации по принятию конкретных мер. Деятельность граждан и организаций, соответствующая руководствам, не может квалифицироваться как нарушающая обязательные требования.
7. Предусмотрена возможность установления экспериментальных правовых режимов. Это временный отказ от применения обязательных требований или уменьшения обязанностей, выраженных в форме условий, ограничений, запретов, для граждан и организаций применительно к определенным элементам предмета обязательного требования или по предмету обязательного требования в целом в целях:
а) оценки возможности возникновения рисков вследствие установления нового правового регулирования;
б) определения оптимальных вариантов будущего правового регулирования;
в) определения возможных положительных и (или) отрицательных последствий введения нового правового регулирования.
8. Проектом предусматривается, что с 1 января 2021 года не могут применяться вне зависимости от того, отменены ли содержащие их нормативные положения:
а) ОТ, содержащиеся в не опубликованных официально НПА, иных документах;
б) ОТ, установленные НПА, вступившими в силу до 1 июля 2020 года;
в) ОТ, установленные документами, не являющимися НПА, в случае если для неопределенного круга лиц обязанность соблюдать положения указанных документов, вступивших в силу до 1 июля 2020 года предусмотрена законодательством.
Напомним, что вступление в силу «головного» законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в случае его принятия) планируется на 1 января 2021 года.
Источник: https://cntd.ru/
- Охрана труда
- Надзор и контроль
- Документооборот
- Производственный контроль
- Медосмотры
- СОУТ
- СИЗ
- Эпидемиология
- ЛПУ
- Питание
- Образование
- Сфера услуг
- Торговля
- Промышленность
- Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
- Пожаро- и электробезопасность
- Обучение и аттестация персонала
- Лабораторные исследования
- Радиационная гигиена
- Экология
- Техническое регулирование
- Защита прав потребителя
- Актуальное интервью
- Международный опыт
- Санитарный хронограф
- Азбука
- Судебная практика
- Медицина
- Иммунопрофилактика
- Гражданская оборона