Роструд и Роспотребнадзор одними из первых покажут бизнесу обязательные требования

    Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 регламентированы правила формирования и ведения реестра обязательных требований. До 1 марта 2021 г. реестр введут в опытную эксплуатацию. Роструд, Роспотребнадзор сформируют реестр обязательных требований до 30 апреля 2021 года.

     

    Правительство РФ утвердило правила ведения электронного публичного реестра обязательных требований (далее - Реестр) в соответствующей ГИС. Подчеркнем, что речь идет о перечнях именно самих требований, а не тех нормативных правовых актов, которыми эти требования установлены. В Реестре будут формироваться, актуализироваться и храниться исключительно те обязательные требования, к которым применимы нормы Закона об обязательных требований, остальные обязательные требования в Реестр не попадут (например, обязательные требования в налоговой, таможенной, валютной, бюджетной сферах, сфере обеспечения общественной безопасности, гражданской обороны, "антиотмывочные" требования и некоторые иные).

     

    Оператором ГИС (Реестра) назначено Минцифры (является оператором "смежных" ГИС - Портала госуслуг, реестра муниципальных и госуслуг, ГИС типовых облачных решений по цифровизации госнадзора).

     

    А вот формировать содержание ГИС будут непосредственно сами контрольно-надзорные органы. Целиком Реестр заработает с 1 июля, но уже с 1 марта его можно будет посмотреть в тестовом режиме.

     

    Что именно можно будет увидеть в Реестре?

    • Во-первых, само содержание обязательного требования. То есть не безликое указание нормы (например: "абз. 3 п. 7 ст. 21"), а некоторая связная формулировка, сформулированная в виде запрета, обязанности, условия, ограничения. Например, "главный бухгалтер не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти", "лицензиат должен обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности в ГИС ЖКХ" и т.п. Отметим, однако, что неясно, как это будет реализовано на практике, - конечный продукт может оказаться и чудовищно канцелярским. Дело в том, что пп. "е" п. 16 Правил заполнения Реестра требует реализации следующей технической функции: Реестр будет сам, автоматически, заполнять свои же собственные сведения, "выдирая" их из правовой базы данных с последующей ручной корректировкой. Другими словами, Реестр в описание обязательного требование вставит текст из подпункта/пункта/статьи акта, указанного как источник обязательного правила (например: "на оптовых и розничных рынках"), "ручные" исправления задержатся, и суть указанного требования откроется лишь тем, кто и так глубоко погружен в тему (например, лицензирования алкорозницы);
    • во-вторых, о том, кому конкретно адресовано это обязательное требование:

     

    1. лица;
    2. осуществляемая деятельность;
    3. совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
    4. используемые объекты. Например, "объект общепита", "парикмахерская", "лицо, управляющее МКД" и т.п. Для большей конкретики в Реестре будут указаны также сферы общественных отношений и коды ОКВЭД для лиц-адресатов;

     

    • в третьих, срок действия этого требования и его статус. Реестр обязан постоянно хранить не только актуальные, действующие, но и недействующие правила тоже. Можно ли надеяться на встраивание фильтра для поиска только действующих требований, - увидим весной. Реестр не подразумевает функций Минюста и потому не запрещает вносить такие требования, которые изданы с нарушением Закона об обязательных требованиях. В первую очередь - об обязательном трехмесячном сроке между опубликованием требований и их вступлением в силу. Кстати, актуализация сведений Реестра - не позднее 5 рабочих дней до вступления в силу нового или обновленного обязательного требования (хотя формулировка "не позднее чем за 5 рабочих дней до" представляется более ясной). Актуализация в Реестре обязательных требований, принятых для отражения террористических угроз, ЧП, эпидемий, по вопросу введения режимов ПГ или ЧС и подобных, должна проводиться в 10 рабочих дней после их публикации;
    • в-четвертых, тут же будет информация о наказании за невыполнение требований, и о том, какая процедура будет предшествовать наказанию, - например, выдача лицензии, аккредитация или просто привлечение к ответственности по КоАП РФ;
    • в-пятых, там будет целый массив полезной информации - проверочные листы, доклады надзорных органов о достижении тех целей, ради которых были введены обязательные требования, указание на те госороганы, которые составляют протоколы об административных нарушениях и постановления о наказаниях и т.п.;
    • наконец, из Реестра будет прямая ссылка на текст акта, который установил обязательное требование, - ссылка на портал pravo.gov.ru или на официальный сайт органа власти (хотя просмотреть текст нормативно-правового акта в актуальной редакции на этих порталах обычно непросто).

     

    Бонус для надзорных ведомств - Реестр будет автоматически формировать чек-листы для проверки поднадзорных лиц.

    Все сведения, размещенные в Реестре, заверяются УКЭП авторов-чиновников, сведения обо всех сеансах работы с реестром, изменениях и прочих действиях должны храниться в журнале работы с ГИС.

     

    Пионерами в освоении Реестра обязательных требований назначены Роструд, Минстрой, Роспотребнадзор и Росаккредитация. Они должны заполнить "свои" разделы ГИС уже к концу апреля:

     

    • Роструд выложит обязательные требования по охране труда;
    • Роспотребнадзор - требования для сфер общепита, предоставления услуг населению, в том числе оказанию услуг предприятиями торговли;
    • Минстрой атрибутирует обязательные требования к УК в МКД (требования для ТСЖ и кооперативов будут залиты в ГИС позднее).

     

    Источник: http://ivo.garant.ru/

    12.02.2021, 11:30

    Роструд и Роспотребнадзор одними из первых покажут бизнесу обязательные требования

    Постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 регламентированы правила формирования и ведения реестра обязательных требований. До 1 марта 2021 г. реестр введут в опытную эксплуатацию. Роструд, Роспотребнадзор сформируют реестр обязательных требований до 30 апреля 2021 года.

     

    Правительство РФ утвердило правила ведения электронного публичного реестра обязательных требований (далее - Реестр) в соответствующей ГИС. Подчеркнем, что речь идет о перечнях именно самих требований, а не тех нормативных правовых актов, которыми эти требования установлены. В Реестре будут формироваться, актуализироваться и храниться исключительно те обязательные требования, к которым применимы нормы Закона об обязательных требований, остальные обязательные требования в Реестр не попадут (например, обязательные требования в налоговой, таможенной, валютной, бюджетной сферах, сфере обеспечения общественной безопасности, гражданской обороны, "антиотмывочные" требования и некоторые иные).

     

    Оператором ГИС (Реестра) назначено Минцифры (является оператором "смежных" ГИС - Портала госуслуг, реестра муниципальных и госуслуг, ГИС типовых облачных решений по цифровизации госнадзора).

     

    А вот формировать содержание ГИС будут непосредственно сами контрольно-надзорные органы. Целиком Реестр заработает с 1 июля, но уже с 1 марта его можно будет посмотреть в тестовом режиме.

     

    Что именно можно будет увидеть в Реестре?

    • Во-первых, само содержание обязательного требования. То есть не безликое указание нормы (например: "абз. 3 п. 7 ст. 21"), а некоторая связная формулировка, сформулированная в виде запрета, обязанности, условия, ограничения. Например, "главный бухгалтер не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти", "лицензиат должен обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности в ГИС ЖКХ" и т.п. Отметим, однако, что неясно, как это будет реализовано на практике, - конечный продукт может оказаться и чудовищно канцелярским. Дело в том, что пп. "е" п. 16 Правил заполнения Реестра требует реализации следующей технической функции: Реестр будет сам, автоматически, заполнять свои же собственные сведения, "выдирая" их из правовой базы данных с последующей ручной корректировкой. Другими словами, Реестр в описание обязательного требование вставит текст из подпункта/пункта/статьи акта, указанного как источник обязательного правила (например: "на оптовых и розничных рынках"), "ручные" исправления задержатся, и суть указанного требования откроется лишь тем, кто и так глубоко погружен в тему (например, лицензирования алкорозницы);
    • во-вторых, о том, кому конкретно адресовано это обязательное требование:

     

    1. лица;
    2. осуществляемая деятельность;
    3. совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
    4. используемые объекты. Например, "объект общепита", "парикмахерская", "лицо, управляющее МКД" и т.п. Для большей конкретики в Реестре будут указаны также сферы общественных отношений и коды ОКВЭД для лиц-адресатов;

     

    • в третьих, срок действия этого требования и его статус. Реестр обязан постоянно хранить не только актуальные, действующие, но и недействующие правила тоже. Можно ли надеяться на встраивание фильтра для поиска только действующих требований, - увидим весной. Реестр не подразумевает функций Минюста и потому не запрещает вносить такие требования, которые изданы с нарушением Закона об обязательных требованиях. В первую очередь - об обязательном трехмесячном сроке между опубликованием требований и их вступлением в силу. Кстати, актуализация сведений Реестра - не позднее 5 рабочих дней до вступления в силу нового или обновленного обязательного требования (хотя формулировка "не позднее чем за 5 рабочих дней до" представляется более ясной). Актуализация в Реестре обязательных требований, принятых для отражения террористических угроз, ЧП, эпидемий, по вопросу введения режимов ПГ или ЧС и подобных, должна проводиться в 10 рабочих дней после их публикации;
    • в-четвертых, тут же будет информация о наказании за невыполнение требований, и о том, какая процедура будет предшествовать наказанию, - например, выдача лицензии, аккредитация или просто привлечение к ответственности по КоАП РФ;
    • в-пятых, там будет целый массив полезной информации - проверочные листы, доклады надзорных органов о достижении тех целей, ради которых были введены обязательные требования, указание на те госороганы, которые составляют протоколы об административных нарушениях и постановления о наказаниях и т.п.;
    • наконец, из Реестра будет прямая ссылка на текст акта, который установил обязательное требование, - ссылка на портал pravo.gov.ru или на официальный сайт органа власти (хотя просмотреть текст нормативно-правового акта в актуальной редакции на этих порталах обычно непросто).

     

    Бонус для надзорных ведомств - Реестр будет автоматически формировать чек-листы для проверки поднадзорных лиц.

    Все сведения, размещенные в Реестре, заверяются УКЭП авторов-чиновников, сведения обо всех сеансах работы с реестром, изменениях и прочих действиях должны храниться в журнале работы с ГИС.

     

    Пионерами в освоении Реестра обязательных требований назначены Роструд, Минстрой, Роспотребнадзор и Росаккредитация. Они должны заполнить "свои" разделы ГИС уже к концу апреля:

     

    • Роструд выложит обязательные требования по охране труда;
    • Роспотребнадзор - требования для сфер общепита, предоставления услуг населению, в том числе оказанию услуг предприятиями торговли;
    • Минстрой атрибутирует обязательные требования к УК в МКД (требования для ТСЖ и кооперативов будут залиты в ГИС позднее).

     

    Источник: http://ivo.garant.ru/

    12.02.2021, 11:30
Жаркое лето скидок и подарков!
Охрана труда в условиях меняющегося климата
Как проконтролировать, все ли работники прошли вакцинацию?
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам