Многие организации игнорируют все или часть требований законодательства о ведении воинского учета, ведь штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Однако здесь есть риск административных санкций, т.к. законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.
НУЖНО ЛИ ВЕСТИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?
Обязанность работодателя вести воинский учет установлена:
• ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»[1] (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ);
• ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[2] (далее – Федеральный закон № 31-ФЗ);
• ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[3] (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ);
• п. 1 Положения о воинском учете[4];
• п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях[5] (далее – Методические рекомендации).
Ответственное за воинский учет лицо обязательно должно быть работником организации (п. 17 Методических рекомендаций).
Для ведения воинского учета п. 18 Методических рекомендаций устанавливает требования к количеству работников, осуществляющих воинский учет, и даже к структуре организации (п. 19 Методических рекомендаций). Если в организации не более 500 работников, достаточно одного совместителя, если больше 500, то нужен работник по основному месту работы, а если работников более 2000, то два.
Если в организации работают два и более работника, ведущих воинский учет, для них нужно создать отдельное подразделение – военно-учетный стол (п. 19 Методических рекомендаций).
КТО ПОДЛЕЖИТ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ
Согласно п. 14 Положения о воинском учете подлежат воинскому учету граждане Российской Федерации:
• мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);
• граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в т.ч. мужчины в запасе, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
• успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат или матросов запаса;
• женщины, имеющие военно-учетные специальности согласно перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (Приложение к Положению о воинском учете).
Не подлежат воинскому учету следующие граждане (п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ, п. 4 Приложения № 1 к Порядку ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет):
• освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья или по возрасту);
• проходящие или прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую;
• отбывающие наказание в виде лишения свободы;
• женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
• прошедшие военную службу в другом государстве (если предусмотрено международным договором);
• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
У иностранных граждан при приеме на работу не нужно требовать документы воинского учета. В отношении них не ведется воинский учет, т.к. иностранные граждане не являются военнообязанными и не могут быть призваны на военную службу (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ; п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[6]).
Если нужно организовать воинский учет, необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и санкций. Рассмотрим алгоритм ведения воинского учета.
АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА
Шаг 1. Проверяем документы воинского учета
Для исполнения работодателем требований законодательства по ведению воинского учета при заключении трудового договора у лиц, в отношении которых нужно вести воинский учет, работодатель требует документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).
На их основании кадровая служба должна заполнить раздел II личной карточки. Работодатель обязан использовать при ведении воинского учета унифицированную форму № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)[7] (п. 27 Положения о воинском учете).
Воинский учет граждан ведется на основании следующих документов (п. 28 Положения о воинском учете, п. 25 Методических рекомендаций):
• удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (или приписного свидетельства), – для призывников;
• военного билета (справки взамен военного билета, временного удостоверения, выданного взамен него) – для военнообязанных.
Часто отдел кадров просто снимает с этих документов копии и хранит в личных делах работников. Данные копии не всегда дают возможность выяснить все необходимые для личной карточки сведения. Копии документов воинского учета должны содержать не только информацию с первого разворота (как иногда ошибочно снимают копии), но и со всех заполненных страниц. Нужные для учета сведения имеются практически во всех частях военного билета.
Иногда при приеме на работу выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета. Причины этого могут быть разные. Кандидат мог потерять или испортить военный билет. В военном билете может отсутствовать отметка о постановке на учет в военкомате по месту регистрации. Представляет приписное свидетельство вместо военного билета в то время, как ему уже исполнилось 27 лет.
Кроме того, необходимо проверить наличие отметок в паспорте работника о его отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, сверить данные паспорта с данными документов воинского учета. В личную карточку эти сведения нужно вносить в точном соответствии.
Особое внимание нужно обратить на то, не отсутствует ли у призывника с удостоверением гражданина, подлежащего призыву, отсрочка от призыва. Временные удостоверения выдаются сроком от 1 до 3 месяцев. В данном случае желательно сразу сообщить в военкомат.