Воинскому учету в настоящее время государство придает большое значение. Уже не получится отделаться легким штрафом, если не взаимодействовать с военкоматами точно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (далее – НПА). Поэтому важно знать, что нужно сделать и какие документы оформить, чтобы к вашей компании не было претензий. Начинаем цикл статей о том, как вести воинский учет (далее – ВУ) в организации.
Нормативная база
Ведение ВУ в организациях регламентируется несколькими НПА. В Таблице 1 покажем, чем полезен работодателю каждый документ.
Обратите внимание, что практически все документы в 2023 году были обновлены. Без изменений остались только Методические рекомендации, поэтому в них до сих пор содержится устаревшая информация о сроках подачи сведений о работниках, нет упоминания о форме № 10, размеры штрафов не обновлены. Однако и этот документ полезен для организаций, поскольку содержит нужную информацию, которая отсутствует в других НПА.
Обязаны ли индивидуальные предприниматели вести воинский учет?
Военкоматы настаивают, что индивидуальные предприниматели, у которых работают наемные работники, обязаны вести ВУ. Законы и НПА, по их мнению, подразумевают под организациями именно работодателя, а не юридическое лицо. Но надо признать, что законы понимаются всегда буквально. И если в них написано «организация», а ИП в понимании закона – не организация, значит, обязанности вести ВУ у него нет. И нести административную ответственность за отсутствие ВУ предприниматель не должен[1].
Более того, в обновленных в 2023 году редакциях всех НПА, которые регулируют ведение ВУ, о предпринимателях опять забыли. Если законодатели хотели исправить упущение, напрямую обязав ИП вести ВУ, то у них была для этого возможность, которой они не воспользовались.
Ремарка автора
Считаю, что в этом вопросе налицо несовершенство законодательства: ООО с численностью 1–2 человека обязаны вести ВУ и могут получить штраф, а предприниматели, имеющие в штате десятки работников, – нет. И дело даже не в численности работников, а в том, что нарушена сама суть ВУ – полная регистрация по месту работы лиц призывного возраста в единой базе данных.
[1] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2008 по делу № А33-4142/08, постановление Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 № 13798/08.