Зоны досягаемости рабочего места секретаря
Рабочее место включает моторное поле и информационное пространство.
В моторном поле различают три зоны (рис. 1):
1 – зона оптимальной досягаемости ограничена дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой;
2 – зона легкой досягаемости ограничена дугами, описываемыми расслабленными руками при движении их в плечевом суставе;
3 – зона максимальной досягаемости ограничена дугами, описываемыми вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.
Рис. 1
Рассмотрим оптимальное размещение предметов труда и документов в зонах досягаемости.
В зоне максимальной досягаемости размещаются редко используемые предметы и технические средства, имеющие дистанционное управление, например дисплей. В зоне легкой досягаемости целесообразно размещать часто используемые предметы и средства труда, например лотки для документов, подставки для канцелярских принадлежностей, принтер. В зоне оптимальной досягаемости размещают наиболее важные и очень часто используемые технические средства, например клавиатуру, документы, которые находятся в оперативной работе.
Оптимальное размещение технических средств и рабочих материалов позволяет секретарю работать без лишних движений, приводящих к утомлению и непроизводительным затратам времени.
Зоны информационного пространства рабочего места секретаря
Рациональная организация рабочего места предполагает такое размещение средств и предметов труда, которое обеспечивает их обозримость и наилучшее восприятие информации. Необходимо также учитывать зону обзора, в границах которой секретарь отчетливо воспринимает форму предмета и его местоположение (рис. 2). По отношению к горизонтали угол обзора должен составлять 30—40°, а в вертикальной плоскости — 0—30° по отношению к горизонтали (15° вверх и 15° вниз от нормальной линии взора).
Рис. 2
Хорошая обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов минимизирует потери времени на их поиск.
Специалисты отмечают, что нормальной считается такая организация рабочего места, при которой слово «искать» исключено из лексикона секретаря.
Правила размещения оборудования и материалов на рабочем месте
Специалисты, изучив движения секретаря во время работы за письменным столом, сформулировали общие правила размещения материалов и технических средств на рабочем месте, соблюдение которых позволяет экономно расходовать физические усилия.
1. Не следует держать на рабочем месте ничего лишнего. Каждая вещь должна иметь свое место и постоянную зону перемещения в процессе труда.
2. Все, что берут правой рукой, располагается справа, а левой — слева; все, чем пользуются чаще, кладут ближе, а чем пользуются реже — дальше.
3. Материалы и орудия труда следует располагать так, чтобы обеспечить наиболее рациональную последовательность движений.
4. Материалы и принадлежности должны иметь постоянное место хранения и заранее подготавливаться для использования в работе. Беспорядочное, бесплановое размещение материалов приводит к большим потерям времени.
5. Различные предметы и документы следует группировать, обеспечивая обоснованную целостность их расположения в пространстве (например, карандаш, ластик, ручки и др.)
6. На столе секретаря должны быть только те предметы, которые необходимы ему для оперативной работы. Текущие документы, с которыми секретарь работает в течение дня, раскладываются по папкам или многоярусным лоткам.
7. Размещение оборудования и материалов на рабочем месте должно быть приспособлено для конкретной работы или конкретного служащего (если, например, служащий левша), но не наоборот.
Внутренняя организация рабочего стола секретаря
Важным элементом организации рабочего места секретаря является внутренняя организация отделений стола.
Конструкция рабочего стола секретаря должна предусматривать специальные места для всех предметов, документов и технических средств.
Размер ящиков стола должен соответствовать характеру располагаемого в нем материала. Целесообразно, чтобы размеры ящиков соотносились друг с другом как 1:2:3, а сами ящики были взаимозаменяемыми, то есть чтобы вместо одного тройного нижнего ящика можно было при желании вставить три одинарных. Ящики должны легко, плавно и бесшумно выдвигаться. Большой ящик стола, как правило, используют для вертикального подвесного хранения документов и справочных материалов. Верхний ящик стола предназначен для хранения чистой бумаги, бланков, конвертов и карточек. Выдвижные ящики стола рекомендуется оборудовать специальными приспособлениями для хранения канцелярских принадлежностей, средств малой оргтехники, документов; на ящиках с документами целесообразно закреплять карточки с перечнем находящихся в них дел.
Дела и папки, хранящиеся в столе, в шкафах и на полках, должны иметь яркую маркировку различной расцветки, с кодовыми отметками, номерами дел по номенклатуре, что поможет быстро найти нужный документ или дело.
Необходимо постоянно и строго следить за порядком на рабочем месте и в ящиках стола.
Зона обслуживания посетителей
В состав рабочего места секретаря входит зона обслуживания посетителей. Главная задача секретаря при организации этой зоны — сделать все, чтобы посетители чувствовали себя комфортно. Секретарь не должен загромождать в приемной проходы личными вещами, ставить вещи (хозяйственные сумки, обувь, зонты) на обозримые места. Недопустимо хранение косметики, принадлежностей для чаепития и т.п. на рабочем столе. Не следует развешивать на стенах приемной фотографии любимых артистов и рекламные проспекты, не имеющие отношения к деятельности организации.