Чем руководствовались до выхода новых Правил?
До утверждения новых Правил архивы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (далее – архивы организаций) руководствовались в своей работе Основными правилами работы архивов организаций[1], а некоторые архивы организаций использовали совсем старый документ – Основные правила работы ведомственных архивов[2]. Оба документа не являлись нормативными документами, а определяли свой статус как нормативно-методический документ. При этом Основные правила 1985 г. действительно имели статус нормативного документа, поскольку были утверждены приказом Главархива, а Основные правила 2002 г. не утверждались Росархивом, поэтому статуса нормативного документа не имели.
По какой причине, при наличии Основных правил 2002 г., возникла необходимость в разработке нового, причем именно нормативного, документа по организации хранения документов в архивах организаций?
Дело в том, что в 2004 г. был принят Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), который ввел множество новаций в организацию архивного дела в стране:
Извлечение
из Федерального закона № 125-ФЗ
Статья 13. Создание архивов
1. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы[3] для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
2. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
Статья 17. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов […]
Также данным Федеральным законом было введено понятие собственности на архивные документы (документы могут находиться в государственной (федеральной, собственности субъектов Российской Федерации), муниципальной, частной собственности (негосударственных организаций и частных лиц)).
Кроме того, приказом Минкультуры России от 18.01.2007 № 19 были утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (далее – Правила 2007 г.).
Эти два обстоятельства, а также то, что Основные правила не имели статуса нормативного документа, заставили обратиться к разработке нормативного документа, определяющего порядок хранения документов в архивах организаций.
«Какие будут замечания?»
В ходе разработки проекта новых Правил дважды проводилось широкое обсуждение документа в среде архивистов:
- первый раз – работниками органов управления архивным делом в субъектах Российской Федерации, государственных и муниципальных архивов;
- второй раз – работниками федеральных органов исполнительной власти.
Только из государственных и муниципальных архивов пришло более 400 замечаний. Все полученные замечания внимательно рассматривались, причем на заключительном этапе – временной рабочей группой, в которую входили специалисты Росархива и ВНИИДАД. Следует отметить, что многие замечания были вызваны желанием архивистов как можно более детально описать отдельные процессы архивных технологий, применяемых при обеспечении сохранности, учете, комплектовании и использовании документов в архивах организаций, что, в принципе, было невозможно сделать, учитывая статус новых Правил как нормативного документа.
Вместе с тем некоторые замечания носили принципиальный характер, например замечание о том, что в разделе «Комплектование» проекта новых Правил недостаточно последовательно изложен вопрос об экспертизе ценности документов, в частности, из-за того, что исключенными оказались положения, связанные с номенклатурой дел. Если учесть, что в настоящее время форма номенклатуры дел организации и порядок ее разработки изложены только в документе методического характера – Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти[4], при доработке проекта новых Правил было принято решение о включении в раздел «Комплектование» основных положений о номенклатуре дел, включая форму номенклатуры дел (сводную и структурного подразделения).
Назначение новых Правил
Новые Правила предназначены для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, создающих архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
Они не распространяются на организацию хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Новые Правила являются нормативным документом. Их нормативный статус определяет более жесткие требования к их содержанию. Ранее изданные правила (см. выше) включали не только нормы (правила, требования), но и рекомендации, методики относительно того, как эти нормы следует применять. Все положения рекомендательного, методического и описательного характера из новых Правил исключены. Именно в этой части проект данных Правил в процессе обсуждения подвергался критике со стороны архивистов, которые постоянно говорили о том, что Правила должны быть подробными и содержать не только сами нормы, но и механизм их осуществления.
Структура и содержание новых Правил
Новые Правила состоят из семи разделов:
- Общие положения.
- Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации.
- Учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации.
- Комплектование архива документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами.
- Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов организации.
- Передача документов организации на хранение в государственный (муниципальный) архив.
- Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации.
В приложениях к новым Правилам приводятся учетные и иные формы документов, используемых в архивах организаций.
Последовательность основных разделов данных Правил соответствует Федеральному закону № 125-ФЗ и Правилам 2007 г., хотя, как отмечали многие специалисты на этапе обсуждения, логичнее было бы начать с комплектования и закончить использованием.
Разделы новых Правил отражают основные функции архива организации:
- организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
- учет документов;
- комплектование архива организации документами;
- организация использования архивных документов;
- передача документов на хранение в государственный (муниципальный) архив.
Кроме того, в новые Правила включен раздел «Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации».
Обратите внимание
В отличие от Основных правил 2002 г., Правила № 526 не содержат положений, относящихся к организационным аспектам деятельности самого архива (не определены цели и задачи архива, его функции, права и др.). Основное их назначение – установить требования к организации процессов архивного хранения документов от комплектования архива организации документами до организации использования документов.
Рассмотрим разделы подробнее.
Раздел I. Общие положения
Определяет правовые основания разработки и сферу действия документа, а также содержит положения, определяющие некоторые организационные основы деятельности архива организации.
Новые Правила распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации – источники комплектования государственных и муниципальных архивов, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации (далее – организации). Положения данных Правил могут использоваться также и другими государственными и негосударственными организациями, в деятельности которых не образуются документы Архивного фонда Российской Федерации.
Основываясь на положениях Федерального закона № 125-ФЗ, новые Правила говорят о том, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Задачи и функции архива (центрального архива) государственного органа, органа местного самоуправления, организации – источника комплектования государственного, муниципального архива определяются положением, утверждаемым руководителем организации.
Обратите внимание
Новые Правила не распространяются на организацию хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Важной особенностью новых Правил является то, что они устанавливают основные требования к организации хранения в архивах организаций электронных документов.
Раздел II. Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации
Определяет понятие архивного фонда организации и разновидности архивных фондов организации.
Архивный фонд организации составляет часть документального фонда, включающего документы Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, включенные в учетные документы архива. Архивный фонд подлежит хранению в архиве организации.
Виды архивных фондов организации:
- архивный фонд организации, состоящий из документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
- объединенный архивный фонд, состоящий из образовавшихся в процессе деятельности двух или более организаций документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, имеющих между собой исторически и/или логически обусловленные связи;
- архивная коллекция, состоящая из отдельных архивных документов различного происхождения, объединенных по одному или нескольким признакам (тематическому, авторскому, видовому, объектному и др.).
Хранение бумажных документов. В п. 2.9 новых Правил подчеркивается: архивные документы хранятся в систематизированном порядке в пределах архивного фонда. Единицей систематизации документов архивного фонда в архиве организации является единица хранения. Правила определяют и признаки систематизации единиц хранения архивного фонда:
- структурный (принадлежность единиц хранения к структурным подразделениям организации);
- хронологический (по периодам или датам, к которым относятся единицы хранения);
- функциональный, отраслевой, тематический, предметно-вопросный (с учетом функций организации, тем или вопросов, которых касается содержание единиц хранения);
- номинальный (по делопроизводственной форме – видам и разновидностям документов);
- корреспондентский (по организациям, в результате переписки с которыми образовались единицы хранения);
- географический (в соответствии с определенными территориями, населенными пунктами и другими географическими объектами, с которыми связано содержание документов, их авторы, корреспонденты);
- авторский (по названиям организаций или фамилиям граждан, являющихся авторами документов).
Устанавливаются требования к обеспечению сохранности документов (нормативных (оптимальных) условий хранения документов; рациональному размещению документов в архивохранилище; проверке наличия и состояния документов, порядок розыска документов), включая особенности хранения электронных документов.
Хранение электронных документов. Правила определяют обязательные условия хранения таких документов:
- наличие в архиве организации не менее двух экземпляров каждой единицы хранения электронных документов (основной и рабочий экземпляры должны находиться на разных физических устройствах);
- наличие технических и программных средств, предназначенных для воспроизведения, копирования, конвертации и миграции электронных документов, контроля их физического и технического состояния;
- обеспечение режима хранения электронных документов, исключающего утрату, несанкционированную рассылку, уничтожение или искажение информации.
Формат текстовых электронных документов, передаваемых для хранения в архив организации – источника комплектования государственного и муниципального архива, – PDF/А.
Правилами предусматривается, что в случае изменения программно-аппаратной среды и выхода из употребления компьютерных форматов, повреждения носителя архив организации проводит работу по конвертации электронных документов в новые форматы и/или на новые носители.
Кроме рассмотренных положений, в данном разделе устанавливается порядок проведения проверки наличия и состояния архивных документов (п. 2.39–2.43), организации розыска необнаруженных документов (п. 2.44), порядок выдачи документов из архивохранилища (п. 2.45–2.48), а также порядок обеспечения сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях (п. 2.49).
Проверка наличия и состояния документов на бумажных носителях. Проводится в архиве организации комиссией или не менее чем двумя работниками не реже одного раза в 10 лет, электронных документов – не реже одного раза в 5 лет.
Согласно п. 2.11.5 Порядка 2007 г. внеочередные единовременные проверки наличия и состояния всех документов архива организации или их отдельных частей (групп) проводятся:
- в случае стихийных бедствий, массовых перемещений и других обстоятельств, в результате которых могут быть утрачены или повреждены архивные документы,
- при смене заведующих архивохранилищами.
По результатам проверки составляются следующие акты:
- проверки наличия и состояния архивных документов (приложение № 3);
- о технических ошибках в учетных документах (при их обнаружении) (приложение № 4);
- об обнаружении документов (не относящихся к данному фонду, неучтенных) (приложение № 5).
Порядок выдачи документов из архивохранилища. Документы выдаются на основании письменного разрешения руководителя архива организации или его заместителя (если архив является учреждением), руководителя структурного подразделения организации (если архив является структурным подразделением):
- работникам структурных подразделений организации;
- судебным, правоохранительным и иным уполномоченным органам в установленном порядке;
- иным пользователям по письменному заявлению.
Срок выдачи документов из архивохранилища не должен превышать:
- одного месяца – для использования работниками организации и иными пользователями;
- шести месяцев – судебным, правоохранительным и иным уполномоченным органам.
Предусматривается возможность продления срока выдачи документов – с разрешения руководителя организации на основании письменного подтверждения пользователя о сохранении/обеспечении сохранности документов.
Электронные документы выдаются из архивохранилища в виде электронных копий или копий на бумажном носителе.
Документы из архивохранилища не выдаются:
- при наличии фонда пользования;
- находящиеся в неудовлетворительном физическом состоянии.
Раздел III. Учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации
Посвящен вопросам учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации.
Как установлено в п. 3.1 новых Правил, учету подлежат все хранящиеся в архиве организации документы, включая документы по личному составу, копии документов фонда пользования (при их наличии) и описи дел, документов.
Основными единицами учета архивных документов являются:
- архивный фонд (объединенный архивный фонд, архивная коллекция);
- единица хранения (дело, электронное дело[5]).
Каждой единице хранения присваивается учетный номер, являющийся частью архивного шифра.
Наш словарик
Архивный шифр – обозначение, наносимое в левом нижнем углу на каждую единицу хранения в целях обеспечения учета и идентификации – состоит из: номера архивного фонда; номера описи дел, документов; номера единицы хранения.
Архивный шифр электронных документов, хранимых на обособленных электронных носителях, указывается на вкладыше, вложенном в футляр носителя. Архивный шифр электронных документов, хранимых в информационной системе архива, является частью метаописания (обязательным элементом описания) контейнера электронного документа.
Сведения об учетных единицах архива отражаются в учетных документах. Новым положением Правил в организации учета документов является положение о выделении двух групп учетных документов в архиве организации: основных (обязательных) и вспомогательных.
В состав основных (обязательных) учетных документов архива организации входят:
- книга учета поступления и выбытия дел, документов (приложение № 11);
- список фондов (приложение № 12);
- лист фонда (приложение № 13);
- опись дел, документов (приложения № 14–16);
- реестр описей (приложение № 19).
Формы описей электронных дел приведены в приложениях № 17, 18 новых Правил.
Состав вспомогательных учетных документов не регламентирован, каждый архив вправе применять в качестве вспомогательных те учетные формы, которые ему необходимы в связи со спецификой документов, находящихся на хранении, или по иным причинам.
Правилами также установлено, что архив организации может вести учет в автоматизированном режиме, используя учетные базы данных (БД) (см. п. 3.13). Учетные БД архива организации – источника комплектования государственного (муниципального) архива должны быть совместимы с соответствующими учетными БД государственных (муниципальных) архивов и органов управления архивным делом.
Раздел IV. Комплектование архива документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами
Посвящен вопросам комплектования архива организации документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами. Комплектование архива организации – это систематическое пополнение архива документами структурных подразделений организации.
Установлено, что документы Архивного фонда Российской Федерации и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в т.ч. документы по личному составу, передаются в архив организации не ранее, чем через один год и не позднее, чем через три года после завершения дел в делопроизводстве. Исключение составляют документы по личному составу государственных гражданских и муниципальных служащих, уволенных со службы, – они передаются в архив организации по истечении 10 лет со дня увольнения служащих.
Обратите внимание
Дела временных сроков хранения (до 10 лет включительно), как это уже давно сложилось в практике работы архивов организаций, в архив не передаются, они хранятся в структурных подразделениях организации и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
В новых Правилах указано, что дела передаются в архив организации после проведения экспертизы их ценности. По этой причине в данном разделе устанавливается порядок проведения экспертизы ценности документов, подготовки дел к передаче в архив организации, составления описей дел структурных подразделений, на основании которых дела передаются в архив организации, а также подчеркивается, что до проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.
В положениях раздела обращается внимание на то, что описи на дела постоянного хранения и по личному составу, акты на уничтожение документов рассматриваются на заседании экспертной комиссии (ЭК) организации, как правило, одновременно. По итогам рассмотрения ЭК согласовывает описи дел, документов постоянного хранения и по личному составу и акты о выделении к уничтожению документов.
Организации – источники комплектования государственного (муниципального) архива представляют описи дел документов постоянного срока хранения и по личному составу (годовые разделы), согласованные ЭК организации, на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения:
- постоянного срока хранения – на утверждение;
- по личному составу – на согласование.
После того как описи дел, документов утверждены и согласованы ЭПК, эти описи и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждает руководитель организации. Далее дела, выделенные по акту к уничтожению, могут быть уничтожены.
Организации, в деятельности которых не создаются документы Архивного фонда Российской Федерации, не должны проводить согласование описей дел по личному составу с ЭПК архивного учреждения.
Обратите внимание
В п. 4.13 новых Правил устанавливается, что электронные дела с истекшими сроками хранения подлежат выделению к уничтожению на общих основаниях, после чего проводится их физическое уничтожение или уничтожение программно-техническими средствами с соответствующей отметкой в акте.
Особое внимание в данном разделе Правил уделено номенклатуре дел организации. Согласно основным положениям она:
- закрепляет классификацию (группировку) исполненных документов в дела (электронные дела) и является основным учетным документом, отражающим состав и организацию документального фонда организации;
- является основой для составления описей дел, документов постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, а также для учета дел временных (до 10 лет включительно) сроков хранения;
- разрабатывается на основании типовых, ведомственных и иных перечней документов с указанием сроков хранения, иных нормативных правовых актов, а также типовых и примерных номенклатур дел;
- составляется по установленной форме (приложение № 25) на основании номенклатур дел структурных подразделений (приложение № 26).
Организации – источники комплектования государственных (муниципальных) архивов один раз в пять лет согласовывают номенклатуру дел с ЦЭК (ЭК) организации и представляют ее на согласование соответствующих ЭПК или государственного (муниципального) архива, согласно предоставленным ему полномочиям. Организации, в деятельности которых не создаются документы Архивного фонда Российской Федерации, утверждают номенклатуру дел самостоятельно.
Правилами устанавливается порядок подготовки к передаче в архив организации электронных документов. В частности, предусмотрено, что отдельные описи составляются на единицы хранения электронных документов постоянного хранения, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в т.ч. по личному составу. Формы описей электронных дел, как мы уже говорили, приведены в приложениях № 17, 18 к новым Правилам.
Раздел V. Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов организации
В данном разделе установлены нормы в отношении организации использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов организации. Основными положениями Правил в этой части являются следующие:
- архив организации должен предоставлять документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, а также справочно-поисковые средства к ним. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности;
- архив организации при наличии полномочий может оказывать пользователю платные информационные услуги;
- пользователи при использовании документов архива организации обязаны делать ссылки на место хранения документов.
- для организации использования документов в архиве организации формируется научно-справочный аппарат (справочно-поисковые средства) – комплекс взаимосвязанных основных (обязательных) и дополнительных архивных справочников о составе, содержании и объеме архивных документов, основными из которых являются описи дел, документов[6].
К сведению
Новые Правила определяют формы использования документов архива. Основными являются:
-
информационное обеспечение работников организации;
-
исполнение запросов пользователей, в т.ч. запросов граждан социально-правового характера;
-
выдача документов и дел во временное пользование, предоставление копий архивных документов по запросам пользователей, в т.ч. в форме электронных документов.
Особое внимание в новых Правилах обращено на организацию работы с запросами пользователей. Определяются:
- виды запросов (тематического и социально-правового характера);
- требования к письменному запросу (его форма, состав информации, которая должна содержаться в запросе);
- порядок работы с запросами (сроки регистрации, рассмотрения, переадресации непрофильных запросов, подготовки ответов на запросы пользователей в виде архивной справки, архивной выписки и архивной копии);
- особенности организации работы с запросами, поступающими по сети Интернет.
Новыми Правилами определены случаи, по которым архив может отказать в выдаче архивных документов:
- наличие фонда пользования;
- плохое физическое состояние документов;
- документы не прошли научное описание и техническое оформление (до завершения этих работ);
- ограничения на использование, установленные законодательством Российской Федерации или фондообразователем.
Раздел IV. Передача документов организации на хранение в государственный (муниципальный) архив
Определяет порядок передачи документов организации на хранение в государственный (муниципальный) архив. В данном разделе устанавливается, что:
- организации – источники комплектования государственных (муниципальных) архивов по истечении сроков временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации в архиве организации передают их на постоянное хранение в соответствующий государственный (муниципальный) архив в соответствии с Правилами № 19;
- государственные и негосударственные организации, не являющиеся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, могут передавать документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в их деятельности, в государственные (муниципальные) архивы на основании договоров.
Новые Правила устанавливают порядок передачи документов. В них подчеркивается, что документы передаются на постоянное хранение в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом, а передача документов в государственный (муниципальный) архив оформляется актом приема-передачи документов на хранение (приложение № 30).
Раздел VII. Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации
Определяет порядок передачи документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации. В данном разделе устанавливается, что передача документов ликвидируемой организации входит в обязанность комиссии, образованной для передачи дел и имущества.
При ликвидации организаций – источников комплектования государственных (муниципальных) архивов в состав ликвидационной комиссии включается представитель государственного (муниципального) архива.
При смене руководителя архива организации (лица, ответственного за архив организации) прием-передача документов архива, учетного и научно-справочного аппарата к ним осуществляется по акту.
Резюме
1. Новые Правила – это комплекс нормативных положений, охватывающих все основные процессы, выполняемые архивом организации:
- организация хранения документов,
- учет документов в архиве,
- комплектование архива документами
- использование архивных документов.
2. Поскольку данные Правила – это нормативный документ, не исключено, что в процессе применения его на практике может возникнуть потребность в методическом дополнении документа (разработке рекомендаций, методических рекомендаций по Правилам в целом или отдельным разделам Правил).
3. Основное принципиальное отличие новых Правил от других документов заключается в том, что данные Правила – это нормативный документ. Основные правила 2002 г. носят рекомендательный характер, Основные правила 1985 г. были нормативно-методическим документом[7]. По этой причине новые Правила намного меньше по объему: они содержат только те положения (правила, требования), которые должны применяться в обязательном порядке. Все остальное – то есть, как это делать, – отдано на откуп архивистам.
4. Можно сказать, что требований стало меньше. Сокращено количество форм документов, которые носят обязательный характер. Раньше их было более 40: в Основных правилах № 263 – 44 формы, в Основных правилах – 48, теперь, в новых Правилах, – 30. Это значит, что архивы могут применять свои формы, если есть необходимость. На практике так и было.
5. Новые Правила ориентированы, прежде всего, на организации – источники комплектования государственных и муниципальных архивов, но в документе это прямо не прописано, поэтому правильнее говорить, что правила адресованы организациям, имеющим свой архив.
[1]Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее – Основные правила 2002 г.).
[2]Утверждены приказом Главархива СССР от 05.09.1985 № 263 (далее – Основные правила 1985 г.). Фактически утратили силу с изданием приказа Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, утвердившего новые Правила, рассматриваемые нами в статье.
[3]Здесь и далее выделено автором.
[4]Утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76.
[5]Электронное дело – совокупность контейнеров электронных документов (контейнер электронного документа), идентификатором которых(ого) является индекс дела по номенклатуре дел. Контейнер электронного документа – сжатая папка (zip-архив), в состав которой входят: содержание (контент) электронного документа, реквизитные и функциональные метаданные, файлы электронных подписей, визуализированная копия электронного документа в формате архивного хранения (см.: http://goo.gl/V2p5Zn.).
[6]Правила устанавливают виды описей дел, документов, структуру описи, порядок подготовки описей.
[7]Сейчас акты такого типа вообще не издаются: документ должен быть либо нормативным, либо методическим.