Правилами 2023[1] установлены требования к системам хранения электронных документов организаций (далее – СХЭД), с помощью которых возможно организовать электронный архив.
При этом представленные на рынке типовые решения СХЭД продолжают развиваться. Это связано, в частности, с изменениями в порядке подписания электронных документов[2] и требованием хранить вместе с электронными подписями машиночитаемые доверенности (далее – МЧД).
В статье расскажем о задачах, которые решает электронный архив, а также о развитии СХЭД на примере «1С:Архив».
Стратегия государства, напрвленная на цифровизацию
Рост количества электронных документов наблюдается повсеместно: и в государственном секторе, и в коммерческих организациях. Причиной тому служит реализация стратегии государства, направленная на цифровизацию.
Напомним: старт цифровизации был дан в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы[3]. Свое развитие цифровизация получила в стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления[4]. По нему предполагается переход на электронный документооборот органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений до 100 % к 2030 году, а также формирование единого информационного пространства в области внутриведомственного и межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В области хранения электронных документов в «дорожной карте» этого документа значится переход на централизованное хранение электронных документов посредством ГИС «Платформа ЦХЭД» и подключение к ней 55 федеральных органов исполнительной власти и 89 органов государственной власти субъектов Российской Федерации до конца 2030 года.
А как обстоят дела с электронными документами в коммерческих организациях? Электронный документооборот в их хозяйственной деятельности также продолжает развиваться. На практике электронные документы уже превалируют над бумажными, в частности, электронные договоры, акты сверки, акты в сфере строительства, акты выполненных работ / оказанных услуг, счета-фактуры, транспортные накладные, заказ-наряды и др.
Напомним, что разработанная Федеральной налоговой службой России Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности[5] предусматривает перевод до конца 2024 года в электронную форму 95 % счетов-фактур и 70 % транспортных и товарных накладных организаций.
Кроме того, организации активно переходят на кадровый электронный документооборот, тем самым увеличивая объем электронных документов за счет кадровых документов. В рамках оптимизации внутреннего документооборота в организациях создается все больше электронных управленческих документов – приказов, протоколов, планов, отчетов и др.
Таким образом, уже сейчас в организациях накапливается значительное количество электронных документов, которые требуют оперативного хранения. А в дальнейшем нужно будет организовывать и архивное хранение.
Для чего организации создают архивы электронных документов?
Во-первых, чтобы обеспечить их сохранность. По аналогии с архивохранилищами бумажных документов эффективным и удобным средством долговременного (а при необходимости – и оперативного) хранения служат СХЭД. И речь не только про сохранение целостности электронных документов. Необходимо сохранить также их юридическую значимость путем принятия надлежащих мер по защите аутентичности, достоверности, целостности и пригодности для использования документов.
Второй причиной организации электронного архива служит необходимость ведения учетных документов архива, предусмотренных Правилами 2023. Принимая во внимание особенности электронных документов, накопление и отражение данных о них (состав электронного документа, формат, размер файлов) в учетных документах архива в ручном режиме сделать это просто не представляется возможным.
И, в-третьих, чтобы организовать удобный и быстрый поиск информации, содержащейся в архивных документах, объединив в одну информационную систему электронные документы из разных систем-источников и информацию о местах хранения бумажных архивных документов. Это в интересах самой компании.
Функции, которые должна выполнять СХЭД организации, и реализация в «1С:Архив»
Требования к функциям, которые должна выполнять СХЭД
В Правилах 2023 закреплены функции, которые должна выполнять СХЭД организации.
Рассмотрим, как реализованы некоторые из этих требований в «1С:Архив».
[1] Здесь и далее – Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77).
[2] Иванова Л.А. Что изменится в подписании электронных документов с 1 сентября 2024 года // Секретарь-референт. 2024. № 8. С. 46–54.
[3] Утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
[4] Утв. распоряжением Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р.
[5] Утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25.12.2020 № 34).
Читайте дополнительно:
ЭКДО: от старта к финишу. Алгоритм действий работодателя на примере конкретной ситуации
Электронный кадровый документооборот: как разработать ЛНА и другие документы