Юридические лица, т.е. организации, являются полноправными субъектами гражданского и хозяйственного оборота наряду с физическими лицами. Юридическое лицо имеет право собственности или иное вещное право на имущество, вступает от собственного имени в сделки, также от собственного имени выступает стороной судебного или арбитражного процесса. Однако о завершении процесса создания юридического лица и придании ему статуса субъекта права можно говорить только после его государственной регистрации в территориальном органе Федеральной налоговой службы России (ФНС России).
При этом сведения о юридическом лице, предоставляемые в ФНС России для его регистрации, должны быть достоверными. Одним из видов данных, сообщаемых о юридическом лице при его регистрации, является адрес (место нахождения) юридического лица.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 были даны разъяснения, какое значение на практике имеют достоверные сведения об адресе организации и как следует разрешать споры, связанные с предоставлением недостоверных данных.
Адрес юридический или фактический?
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.11.2013; далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа ‑ иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см., например, п. 2 ст. 54 ГК РФ). Такой адрес принято называть юридическим адресом организации, и именно он в первую очередь отражается как в учредительных документах, так и в сведениях о государственной регистрации юридического лица (Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)).
Однако следует иметь в виду разницу в форме представления юридического адреса в учредительных документах и ЕГРЮЛ. ВАС РФ обращает внимание на то, что в учредительных документах юридического лица его место нахождения отражается путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Например, для Москвы муниципальным образованием является внутригородское муниципальное образование, по названию совпадающее с названием района. Иными словами, запись о месте нахождения юридического лица, учрежденного в Москве, будет выглядеть так:
Место нахождения: Москва, Центральный административный округ, муниципальное образование Басманное.
Из этого следует, что если организация меняет место нахождения без смены муниципального образования, внесения изменений в учредительные документы не требуется, если иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Основной целью юридического адреса является возможность осуществить с этим юридическим лицом связь (подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).
ВАС РФ и ФНС России отмечают, что непосредственная деятельность юридического лица, в т.ч. производственная и иная хозяйственная (экономическая), может осуществляться по другому адресу, отличному от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Такой адрес обычно называют фактическим. Однако указывать этот адрес в качестве адреса, по которому можно осуществлять связь с организацией, не совсем правомерно. Управленческие решения в организации принимает исполнительный орган (например, генеральный директор или правление во главе с председателем). Поэтому связь с организацией следует понимать как связь не с производственными или хозяйственными подразделениями, а с руководством, управомоченным на принятие широкого круга управленческих решений. Фактический адрес может быть указан на бланках организации как ее почтовый адрес, но в ЕГРЮЛ как адрес места нахождения юридического лица он не включается.
Таким образом, даже обозначение в документах организации ее фактического адреса в качестве почтового не освобождает организацию от необходимости обеспечить свою доступность по юридическому адресу.
К сведению
Отметим, что понятия юридического и фактического адресов законодательно не закреплены. Использование этих терминов можно считать правовым обычаем.
Какой адрес выбрать в качестве юридического?
Организационная структура большинства коммерческих юридических лиц предполагает наличие постоянно действующего исполнительного органа. Так, для хозяйственных обществ, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий это директор (генеральный директор). В некоторых юридических лицах, например в банках или производственных кооперативах, постоянно действующий исполнительный орган является коллегиальным и называется, как правило, правлением (при этом в нем имеется председатель). Причем особенности деятельности таких юридических лиц предполагают, что ежедневное присутствие директора или хотя бы одного из членов правления на рабочем месте обязательно. В таком случае логично, что адресом юридического лица является адрес, по которому находится кабинет директора или правления.
Тем не менее хозяйственное общество может быть субъектом малого или среднего бизнеса, с относительно небольшой годовой выручкой и малой численностью персонала (см., например, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013)). Наличие в собственности или даже аренда постоянного офиса директора в данном случае может не отвечать интересам организационной экономии. Нередко задается вопрос: можно ли в качестве юридического адреса организации использовать адрес места жительства директора (имеется в виду квартира или жилой дом)?
ВАС РФ разъясняет, что законодательством подобное не запрещено. Так, согласно п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Тем не менее юридически значимые действия с жилым помещением, имеющим собственника, по общему правилу проводятся с согласия этого собственника. Понятия «собственник жилого помещения» и «проживающий в жилом помещении» не тождественны – проживать в квартире или жилом доме может и человек, не являющийся собственником. Таким образом, регистрация юридического лица по адресу жилого объекта допускается только в случае, когда собственник этого объекта дал согласие на такую регистрацию. Согласие дается в письменной форме и прикладывается к документам, подаваемым на регистрацию юридического лица.
В ряде юридических лиц может вовсе не быть предусмотрено постоянно действующего исполнительного органа. Так, в полном товариществе или товариществе на вере (коммандитном) по общему правилу каждый участник товарищества, имеющий статус полного товарища, вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 71, 84 ГК РФ). При этом полным товарищем может быть не только другое юридическое лицо с установленным при его регистрации адресом, но и индивидуальный предприниматель, уже зарегистрированный по месту своего жительства. ВАС РФ рекомендует в таком случае также придерживаться правил, установленных для регистрации места нахождения юридического лица по адресу жилого объекта.
Когда адрес считается недостоверным?
Выше было обозначено, что основным законным предназначением юридического адреса организации является осуществление связи с ней. Однако на практике бывают случаи, когда адрес существует, но доставка по нему корреспонденции невозможна.
ВАС РФ перечисляет основные случаи такого развития событий. Так, бывает, что для государственной регистрации юридического лица сообщается адрес большого количества юридических лиц, по которому попытки доставки корреспонденции были безуспешны (и об этом известно территориальному управлению ФНС России по месту регистрации нового юридического лица). На отправлениях в адрес таких юридических лиц организациями почтовой связи при этом могут проставляться отметки «Организация выбыла», «За истечением срока хранения» и пр.
■ Офис организации находится в крупном бизнес-центре. В настоящее время в крупных городах возводятся огромные офисные центры, имеющие один почтовый адрес. Однако организация деятельности такого центра нередко ведется неудовлетворительно: отсутствует единая канцелярия для приема почтовой корреспонденции, нет полного списка наименований организаций, занимающих площади в центре, сами организации не имеют подразделений, на регулярной основе отслеживающих поступление корреспонденции. Кроме того, помещения в офисном центре могут находиться не в собственности организаций, а в их владении и пользовании на основании договоров аренды. Хотя договор аренды помещения под офис, как правило, заключается на длительный срок, такой договор не бессрочен и может быть прекращен как в связи с истечением срока, так и досрочно. После этого организация переезжает по новому адресу, не сообщив о таких изменениях в регистрирующий орган. Все это приводит к тому, что по прошествии срока невостребованности почтовые отправления возвращаются адресату.
Выход из такой ситуации – открыть в местном почтовом отделении абонентский ящик для получения корреспонденции «до востребования» и назначить работника, ответственного за регулярную проверку этого ящика.
■ Адреса, указанного в регистрационных документах, не существует в действительности. Подобное может произойти, когда по заявленному адресу в момент создания юридического лица действительно находился объект недвижимости, в котором располагались офисы этого юридического лица. Решение властей населенного пункта о сносе объекта нередко принимается спонтанно (без заблаговременного предупреждения) и реализуется поспешно. Итак, объект был разрушен, а изменение адреса переехавших организаций при этом не было своевременно зафиксировано в ЕГРЮЛ (или же сам процесс поиска нового места нахождения юридического лица затянулся).
Еще один возможный вариант возникновения подобной ситуации – изменение нумерации зданий, переименование улиц и целых населенных пунктов. Зачастую власти города или сельского поселения не в состоянии справиться с документальным оформлением переименования в короткие сроки. Это вызывает задержки во внесении изменений в ЕГРЮЛ относительно актуальных адресов юридических лиц.
■ В качестве адреса места нахождения юридического лица обозначен «условный» адрес, присвоенный объекту незавершенного строительства. Это возможно, если организация планирует приобрести офис в собственность. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи готового объекта недвижимости (помещения в здании), права на который надлежащим образом зарегистрированы за предыдущим собственником по определенному адресу. Однако нередко вместо этого организация заключает с застройщиком сделку по приобретению прав на объект, строительство которого не завершено и адрес не уточнен. При заключении подобных договоров всегда имеются сомнения, что права предыдущего собственника на объект зарегистрированы в установленном порядке. Следует напомнить, что в данном случае проблема может не ограничиться недостоверным адресом – подобные сделки сами по себе могут быть признаны недействительными.
■ В документах на регистрацию юридического лица может быть указан адрес, который уже занят органом государственной власти, воинской частью или иным подобным учреждением. Из-за этого адрес не может использоваться свободно.
■ Организация может быть зарегистрирована по адресу объекта, имеющего другого собственника. Путем письменного заявления собственника (и нередко задним числом) становится известно об отсутствии согласия собственника на регистрацию юридического лица по адресу данного объекта недвижимости. Особенно этот случай касается регистрации юридических лиц по адресу жилых помещений.
ВАС РФ подчеркивает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица, несмотря на то что он «вроде бы существует», считаются недостоверными. Учредители юридического лица могут при этом избежать ответственности единственным способом – предоставив в регистрирующий орган иные документы, подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Адрес недостоверный. Что делать?
По общему правилу наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ).
Однако следует учесть позицию ВАС РФ: по смыслу п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на заявителя бремя подтверждения достоверности предоставленных сведений об адресе юридического лица, в т.ч. путем требования предоставить дополнительные документы помимо предусмотренных законом. Более того, отказ в государственной регистрации юридического лица должен быть мотивирован исчерпывающим образом, с указанием всех конкретных обстоятельств, которые, по мнению регистрирующего органа, свидетельствуют о недостоверности сведений о заявленном адресе. В противном случае арбитражный суд признает такой отказ незаконным и понудит территориальное управление ФНС России осуществить регистрацию юридического лица.
Гораздо сложнее ситуация, если регистрация юридического лица была уже осуществлена, но впоследствии выяснилось, что данные о его адресе не соответствуют действительности. В таком случае варианты развития событий и наступления последствий зависят от своевременных действий самого юридического лица.
Повторим: позиция ВАС РФ такова, что основанием для вывода о недостоверности адреса является не просто отсутствие организации по заявленному адресу, а минимум пять вариантов ситуаций, когда имеются свидетельства о том, что по заявленному адресу связь с организацией невозможна. Представляется, что в ходе дальнейшего рассмотрения подобных дел список ситуаций может быть расширен.
Итак, в случае выяснения обстоятельств, препятствующих качественной связи с организацией по адресу места ее нахождения, представителям этой организации надлежит в разумный срок сообщить в регистрирующий орган достоверные сведения о юридическом адресе. Поскольку понятие разумного срока не конкретизируется законодателем и отличается неопределенностью, изменения в регистрационные данные юридического лица следует внести настолько быстро, насколько это возможно, исходя из особенностей управления и делопроизводства в этой организации. При этом следует иметь в виду, что в противном случае регистрирующий орган имеет право обращения в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (но не признания регистрации недействительной, т.к. в этом случае суд отказывает в удовлетворении требований) на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 55 Федерального закона № 129-ФЗ.
Несмотря на то что суд имеет право еще раз предложить юридическому лицу исправить неточности в регистрационных данных, а также определить конкретный срок для такого исправления и при этом отложить судебное разбирательство, лучше внести необходимые изменения до суда. Современная практика рыночных отношений и установление деловой репутации коммерческих организаций свидетельствуют о том, что любое участие организации в судебном разбирательстве, в т.ч. в качестве истца, чьи права были нарушены, формирует негативное представление об организации и ее руководителях. Считается, что менеджер высокого класса, представляющий интересы юридического лица, должен в первую очередь уметь уладить любой спорный момент мирно, без привлечения специальных государственных органов.