С момента появления печатающей техники инженеры-конструкторы, желая облегчить жизнь не только специалистам по сервисному обслуживанию, но и простым пользователям, оснащают свои детища специальными средствами обнаружения неисправностей, т.е. средствами самодиагностики. Современная электроника, даже в самых простых и дешевых моделях, позволяет использовать мощный диагностический алгоритм, который состоит из целого ряда внутренних тестов, периодически запускаемых центральным процессором, благодаря чему можно держать под постоянным контролем работоспособность как всего аппарата, так и его отдельных узлов. При этом пользователь получает от контроллера соответствующий сигнал, который указывает на определенную неисправность. Этот сигнал может отображаться на панели оператора в виде различных значков, пиктограмм, буквенно-цифровых обозначений на индикаторе копирования (например «U13», «С1», «Е26») или определенной комбинации включаемых светодиодов. Наконец, в наиболее продвинутых моделях, имеющих дисплей, пользователь получает полное текстовое сообщение о неисправности, где приводятся даже способы ее устранения (например: «Откройте переднюю дверцу, извлеките бумагу» или «Добавьте бумагу А4 в лоток 1»). Для упрощения работы все режимы работы оборудования условно разделены на две основные группы.
Первая – пользовательский режим, который включает в себя весь спектр операций и действий, которые доступны непосредственному оператору (пользователю) оборудования и описаны в «Руководстве пользователя». Если ваша техника отказалась работать, не спешите бежать к телефону – вы всегда успеете «обрадовать» сервисную службу. Внимательно осмотрите аппарат и попытайтесь самостоятельно определить, нет ли на панели оператора каких-либо сигналов, отсутствующих при нормальном режиме работы. Это может быть дополнительно включившийся светодиод, пиктограмма (как правило, красного цвета), цифровой или буквенно-цифровой код, появившиеся на индикаторе копирования вместо указания количества копий. Перечень сигналов и способы устранения неполадок приведены в разделе «Устранение неисправностей». Проверьте, не открыт ли какой-нибудь лючок для извлечения застрявшей бумаги и нет ли, собственно, самой бумаги внутри аппарата, не нужно ли очистить или заменить бункер отработки (отстойник отходов), не требует ли аппарат элементарной замены тонер-картриджа или картриджа фотобарабана. Все эти операции оператор может и должен проделать сам, не вызывая сервисного инженера.
Вторая часть режимов носит название сервисных и подвластна только сертифицированному, специально обученному специалисту по сервисному обслуживанию. Сервисный режим позволяет выявлять и устранять неисправности, производить различные настройки и регулировки, производить модернизацию оборудования. К основным причинам вызова специалиста относятся следующие:
1. Если ваша техника перестала работать, издает нехарактерный шум, сильный треск и, что хуже всего, над аппаратом показался дымок, появился запах гари и внезапно выключилась вся индикация. Немедленно отключите технику из розетки и вызовите специалиста.
2. Если в «Руководстве пользователя» нет описания такой неисправности или есть только буквенно-цифровой код описания со сноской «Требуется сервисное обслуживание», значит, произошла «критическая ошибка», требующая обязательного вызова сервисного инженера.
Не забудьте при вызове инженера точно указать модель аппарата и подробно описать характер неисправности. Это может помочь сократить срок ремонта и затраты.