Отдаем журнал бесплатно!

Как оформлять реквизит «Заголовок к тексту» в документах разных видов?

Интересно, что простой на первый взгляд реквизит «Заголовок к тексту» часто вызывает споры между практиками. В шпаргалке расскажем, как различаются требования к заголовку в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, покажем стандарты оформления для самых распространенных видов документов – приказа, письма, протокола, акта и нормативного документа, а также подскажем, когда в оформлении допускается вариативность.

1. Где установлены требования к реквизиту?

Заголовок к тексту – реквизит 17 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Согласно стандарту заголовок к тексту должен:

 

  • отражать краткое содержание документа;
  • отвечать на вопрос «О чем?» и формулироваться с предлогом «О» («Об»);
  • оформляться под реквизитами бланка слева, от границы левого поля (см. реквизит 17 на схеме из Приложения Б к ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Есть в стандарте и оговорки для некоторых ситуаций:

  • для документов, текст которых не превышает 4–5 строк, заголовок может не составляться;
  • для распорядительных документов, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрироваться относительно самой длинной строки.

При этом в Методических рекомендациях к ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] находим уточнение к последнему правилу: «может оформляться» здесь заменяется на более конкретное «оформляется», ограничение «издаваемых органами власти» отсутствует, а круг документов, в которых заголовок следует оформлять посередине рабочего поля, расширяется до всех документов с продольным расположением реквизитов.

Извлечение из Методических рекомендаций к ГОСТ Р 7.0.97-2016

Кроме того, Методические рекомендации к ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополняют требования стандарта некоторыми важными техническими нюансами:

  • заголовок должен состоять из одной фразы;
  • заголовок не заключается в кавычки и не подчеркивается, но может выделяться полужирным шрифтом;
  • в конце заголовка точка не ставится;
  • если заголовок состоит из нескольких строк, его печатают через один межстрочный интервал.

[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[2] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ВНИИДАД, 2018).

Е.С. Буслаева,
канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Как оформлять реквизит «Заголовок к тексту» в документах разных видов?

Интересно, что простой на первый взгляд реквизит «Заголовок к тексту» часто вызывает споры между практиками. В шпаргалке расскажем, как различаются требования к заголовку в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, покажем стандарты оформления для самых распространенных видов документов – приказа, письма, протокола, акта и нормативного документа, а также подскажем, когда в оформлении допускается вариативность.

1. Где установлены требования к реквизиту?

Заголовок к тексту – реквизит 17 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Согласно стандарту заголовок к тексту должен:

 

  • отражать краткое содержание документа;
  • отвечать на вопрос «О чем?» и формулироваться с предлогом «О» («Об»);
  • оформляться под реквизитами бланка слева, от границы левого поля (см. реквизит 17 на схеме из Приложения Б к ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Есть в стандарте и оговорки для некоторых ситуаций:

  • для документов, текст которых не превышает 4–5 строк, заголовок может не составляться;
  • для распорядительных документов, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрироваться относительно самой длинной строки.

При этом в Методических рекомендациях к ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] находим уточнение к последнему правилу: «может оформляться» здесь заменяется на более конкретное «оформляется», ограничение «издаваемых органами власти» отсутствует, а круг документов, в которых заголовок следует оформлять посередине рабочего поля, расширяется до всех документов с продольным расположением реквизитов.

Извлечение из Методических рекомендаций к ГОСТ Р 7.0.97-2016

Кроме того, Методические рекомендации к ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополняют требования стандарта некоторыми важными техническими нюансами:

  • заголовок должен состоять из одной фразы;
  • заголовок не заключается в кавычки и не подчеркивается, но может выделяться полужирным шрифтом;
  • в конце заголовка точка не ставится;
  • если заголовок состоит из нескольких строк, его печатают через один межстрочный интервал.

[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[2] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ВНИИДАД, 2018).

Е.С. Буслаева,
канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам