В каких случаях оформляют гриф ограничения доступа к документу и какие грифы ограничения доступа используют организации? Какие сведения вставляют в гриф ограничения доступа к документу? Включают ли сведения о грифе ограничения доступа в систему электронного документооборота? Где на документе проставляют гриф ограничения доступа? Зачем и как грифовать сопроводительное письмо?
1. В каких случаях оформляют гриф ограничения доступа к документу?
Гриф ограничения доступа к документу – это реквизит 14 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Его оформляют на документе (проекте документа, сопроводительном письме к документу) при наличии в нем информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом № 188[2].
ГОСТ Р 7.0.8-2013[3] определяет гриф ограничения доступа как реквизит, свидетельствующий об особом характере информации документа и ограничивающий доступ к нему.
2. Какие грифы ограничения доступа используют организации?
Используемые организациями виды грифов должны соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам (далее – НПА), а также должны быть закреплены в локальных нормативных актах (далее – ЛНА).
НПА фиксируют порядок применения:
- грифа «Коммерческая тайна» – используется на документах, содержащих информацию, в отношении которой ее обладателем введен режим коммерческой тайны (Федеральный закон № 98-ФЗ[4]);
- пометки «Для служебного пользования» – используется на документах (проектах документов), содержащих информацию ограниченного распространения (Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения[5]).
Для документов, содержащих иные конфиденциальные сведения, форма грифа определяется обладателем информации – то есть лицом, которое самостоятельно создало эту информацию или получило (на основании закона, договора) право разрешать или ограничивать доступ к этой информации.
К ЛНА, фиксирующим разные аспекты работы с документами ограниченного доступа, относятся, например:
- положение о коммерческой тайне;
- положение о работе с персональными данными;
- перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию;
- инструкция по делопроизводству;
- инструкция по конфиденциальному делопроизводству и т.п.
В соответствии с п. 1.5 Примерной инструкции по делопроизводству[6] особенности организации работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа (коммерческую тайну, персональные данные и иную конфиденциальную информацию), регулируются отдельными нормативными актами, утверждаемыми руководителем организации. При этом совсем не касаться тематики документов ограниченного доступа в инструкции по делопроизводству не получится: как минимум в ней должны быть оговорены ограничения в отношении этих документов и предусмотрены ссылки на самостоятельные нормативные акты, посвященные созданию, обработке и хранению конфиденциальных документов.
[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
[2] Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 13.07.2015).
[3] ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
[4] Здесь и далее – Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 14.07.2022).
[5] Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233; в ред. от 06.08.2020).
[6] Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).