Отдаем журнал бесплатно!

Локальный нормативный акт: приложение к приказу или самостоятельный документ

СИТУАЦИЯ

Юристы организации отказываются писать на локальном нормативном акте (далее – ЛНА) слово «Приложение», аргументируя, что ЛНА – самостоятельный документ, а не приложение к приказу. В качестве примера приводят образцы из разных сфер законотворчества.

Есть ли нормативный акт, в котором указаны случаи, когда ЛНА утверждается приказом и когда приказ не оформляется? Если ЛНА утверждается приказом, то является ли он приложением к документу, которым его утвердили?

При оформлении ЛНА наша главная (и единая для делопроизводителей и юристов) задача – обеспечить его юридическую силу. ЛНА должен быть в установленном порядке утвержден и введен в действие, доведен до сведения всех работников (с фиксацией этого факта – отметкой об ознакомлении в системе электронного документооборота или подписью в листе / журнале ознакомления). Кроме того, он должен храниться в течение установленного срока и быть управляемым – то есть в ЛНА должно быть удобно вносить изменения, а позднее – признать его утратившим силу. Процесс управления ЛНА необходимо тщательно продумать, чтобы действия в отношении каждого нового документа были понятными и применялся единый подход.

Какие варианты утверждения ЛНА существуют

В соответствии с Примерной инструкцией по делопроизводству[1] ЛНА приобретают юридическую силу после их утверждения распорядительным документом (приказом) или непосредственно руководителем организации или иным уполномоченным им лицом.

Оговорено условие, при котором необходим приказ.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

К мерам, которые необходимо принять в связи с утверждением ЛНА, относятся, например, организация ознакомления с ним работников, проведение обучения, инструктажей и/или проверки знаний работников и подобные.

Приказ оформляется и в еще одном случае: если срок, в который вступает в действие ЛНА, – позднее срока его утверждения. Это целесообразно тогда, когда к применению новых норм нужно успеть подготовиться.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

Важно отметить и тот факт, что Примерной инструкцией по делопроизводству признается только один способ внесения изменений в ЛНА или его отмены – оформление приказа.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

 

Конечно, обычная коммерческая организация, не обладающая таким богатым опытом и высоким уровнем нормирования как государственный орган, сталкивается с вопросами: как обеспечить учет ЛНА и изменений к ним, а работников – актуальной нормативной базой, удобной для понимания и использования, если ЛНА – самостоятельный документ, а изменения к нему издаются в форме приказа?

 

Эти вопросы необходимо решить внутри организации, и здесь могут потребоваться организационно-структурные и кадровые решения. Так, если ЛНА в организации много, то может быть создана специальная служба, которая будет вести базу документации нормативного характера. От специфики оргструктуры организации будет зависеть и подход к оформлению ЛНА.

Реквизит «Гриф утверждения»

При любом способе утверждения ЛНА (должностным лицом, коллегиальным органом или распорядительным документом) на его первом (титульном) листе оформляется реквизит «Гриф утверждения».

Согласно п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] при утверждении ЛНА распорядительным документом используется слово УТВЕРЖДЕН, согласованное с наименованием вида утверждаемого документа (инструкция – УТВЕРЖДЕНА, положение – УТВЕРЖДЕНО, правила – УТВЕРЖДЕНЫ), наименования распорядительного документа в творительном падеже, его дата и номер (Пример 1).

Гриф утверждения на первом листе ЛНА

Обратите внимание: здесь не сказано, что ЛНА непременно должен быть приложением к распорядительному документу. То есть ЛНА может оставаться и самостоятельным документом.


[1] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).

[2] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Е.С. Буслаева,
канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Локальный нормативный акт: приложение к приказу или самостоятельный документ

СИТУАЦИЯ

Юристы организации отказываются писать на локальном нормативном акте (далее – ЛНА) слово «Приложение», аргументируя, что ЛНА – самостоятельный документ, а не приложение к приказу. В качестве примера приводят образцы из разных сфер законотворчества.

Есть ли нормативный акт, в котором указаны случаи, когда ЛНА утверждается приказом и когда приказ не оформляется? Если ЛНА утверждается приказом, то является ли он приложением к документу, которым его утвердили?

При оформлении ЛНА наша главная (и единая для делопроизводителей и юристов) задача – обеспечить его юридическую силу. ЛНА должен быть в установленном порядке утвержден и введен в действие, доведен до сведения всех работников (с фиксацией этого факта – отметкой об ознакомлении в системе электронного документооборота или подписью в листе / журнале ознакомления). Кроме того, он должен храниться в течение установленного срока и быть управляемым – то есть в ЛНА должно быть удобно вносить изменения, а позднее – признать его утратившим силу. Процесс управления ЛНА необходимо тщательно продумать, чтобы действия в отношении каждого нового документа были понятными и применялся единый подход.

Какие варианты утверждения ЛНА существуют

В соответствии с Примерной инструкцией по делопроизводству[1] ЛНА приобретают юридическую силу после их утверждения распорядительным документом (приказом) или непосредственно руководителем организации или иным уполномоченным им лицом.

Оговорено условие, при котором необходим приказ.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

К мерам, которые необходимо принять в связи с утверждением ЛНА, относятся, например, организация ознакомления с ним работников, проведение обучения, инструктажей и/или проверки знаний работников и подобные.

Приказ оформляется и в еще одном случае: если срок, в который вступает в действие ЛНА, – позднее срока его утверждения. Это целесообразно тогда, когда к применению новых норм нужно успеть подготовиться.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

Важно отметить и тот факт, что Примерной инструкцией по делопроизводству признается только один способ внесения изменений в ЛНА или его отмены – оформление приказа.

Извлечение из Примерной инструкции по делопроизводству

 

Конечно, обычная коммерческая организация, не обладающая таким богатым опытом и высоким уровнем нормирования как государственный орган, сталкивается с вопросами: как обеспечить учет ЛНА и изменений к ним, а работников – актуальной нормативной базой, удобной для понимания и использования, если ЛНА – самостоятельный документ, а изменения к нему издаются в форме приказа?

 

Эти вопросы необходимо решить внутри организации, и здесь могут потребоваться организационно-структурные и кадровые решения. Так, если ЛНА в организации много, то может быть создана специальная служба, которая будет вести базу документации нормативного характера. От специфики оргструктуры организации будет зависеть и подход к оформлению ЛНА.

Реквизит «Гриф утверждения»

При любом способе утверждения ЛНА (должностным лицом, коллегиальным органом или распорядительным документом) на его первом (титульном) листе оформляется реквизит «Гриф утверждения».

Согласно п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] при утверждении ЛНА распорядительным документом используется слово УТВЕРЖДЕН, согласованное с наименованием вида утверждаемого документа (инструкция – УТВЕРЖДЕНА, положение – УТВЕРЖДЕНО, правила – УТВЕРЖДЕНЫ), наименования распорядительного документа в творительном падеже, его дата и номер (Пример 1).

Гриф утверждения на первом листе ЛНА

Обратите внимание: здесь не сказано, что ЛНА непременно должен быть приложением к распорядительному документу. То есть ЛНА может оставаться и самостоятельным документом.


[1] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).

[2] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Е.С. Буслаева,
канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам