В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
В таблице 1 приведены квалификационные требования к секретарям.
Таблица 1
Наименование должности |
Требования к квалификациям |
|
Образование |
Стаж работы по специальности |
|
Секретарь-машинистка |
Начальное профессиональное или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе |
Без предъявления требований |
Секретарь-руководитель |
Высшее профессиональное |
Без предъявления требований |
|
Среднее профессиональное |
Не менее 2-х лет |
Секретарь-стенографистка |
Начальное профессиональное или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе |
Без предъявления требований |
Однако существующие государственные критерии неполно и чрезмерно общо описывают требования к секретарям. Кроме того, в современных коммерческих структурах нет четкого разделения секретарей по квалификации, как это предусмотрено Квалификационным справочником, а термин секретарь используется для наименования секретарей различного уровня. Секретарь в зависимости от сферы деятельности организации, ее корпоративной культуры, организационной структуры, количества сотрудников, стиля управления имеет различные функциональные обязанности, эффективное выполнение которых требует разного уровня профессиональных знаний, навыков, способностей и личностных качеств.
Многие специалисты пытаются сформулировать перечень квалификационных требований к современному секретарю. Наиболее комплексно и систематизированно квалификационные требования к секретарям с учетом современных условий, требований работодателей, возможности карьерного роста сформулированы специалистами Методического Центра бизнеса, торговли, внешнеэкономической деятельности (МЦБ) (см. табл. 2).
Таблица 2
Должность |
Должен знать |
Должен уметь |
1. Оператор на телефоне |
Правила ведения телефонных переговоров |
Хорошо владеть речью, пользоваться оргтехникой |
2. Секретарь директора |
Дополнительно к п. 1 систему делопроизводства, деловой этикет |
Дополнительно к п. 1 пользоваться компьютером, компьютерными программами и Интернет-ресурсами |
3. Секретарь-референт |
Дополнительно к п. 2 область деятельности фирмы, ее руководящего состава |
Дополнительно к п. 2 пользоваться информационно-правовыми системами |
4. Референт/ помощник руководителя |
Дополнительно к п. 3 основы организации труда, экономики и технологии |
Дополнительно к п. 3 формировать конструктивные решения, осуществлять контроль исполнения решений, поручений, правил внутреннего распорядка |
5. Офис-менеджер/ заведующий секретариатом |
Дополнительно к п. 4 основы маркетинга, менеджмента, организации производства |
Дополнительно к п. 4 организовать работу офиса, подготовить презентации, переговоры, транспорт, связь |
6. Секретарь-переводчик |
Дополнительно к п. 2 иностранный язык, технику устного и письменного переводов |
Дополнительно к п. 2 обеспечить точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригинала |
7. Секретарь-референт иностранного представительства |
Дополнительно к п. 3 иностранный язык, технику устного и письменного переводов |
Дополнительно к п. 3 обеспечить точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригинала |
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
Внутрифирменные профессиональные стандарты
Для определения требований к служащим конкретного предприятия необходимо адаптировать стандарты к конкретным условиям производства.
В последние годы наряду с должностными инструкциями получили распространение внутрифирменные профессиональные стандарты. В отличие от должностной инструкции, которая регламентирует процесс разделения труда, внутрифирменный профессиональный стандарт регламентирует требования к качеству персонала.
Таким образом, внутрифирменный профессиональный стандарт специалиста – это требования к профессиональным качествам, предъявляемые организацией к своим сотрудникам.
Целями внутрифирменного профессионального стандарта являются:
• формулировка требований к персоналу в соответствии с используемыми на предприятии технологиями и уровнем организационной культуры;
• создание системы критериев внутрифирменной оценки персонала;
• подтверждение квалификации персонала;
• стимулирование индивидуального профессионального роста работников;
• определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки.
Сертификация качества работы секретаря
В настоящее время разрабатывается серия международных стандартов по сертификации качества персонала. Так, в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы основные требования к компетентности, осведомленности, вовлечению работников. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 регламентировано, что руководящему составу организации следует определять "необходимую компетенция для персонала и поддерживать в рабочем состоянии записи об образовании, подготовке, навыках, опыте работников".
Ряд международных стандартов на базе стандарта ИСО 10015 регламентирует систему сертификации качества персонала.
В России в 1997 году было принято постановление Минтруда РФ и Госстандарта № 21/9 «О развитии системы сертификации качества персонала в РФ».
Сертификация проводится с целью оценки профессиональных навыков специалистов. В настоящее время в России создано несколько организаций, осуществляющих сертификацию качества секретарей. Так, например, сертификация секретарей проводится Российской Квалификационной Комиссией творческих достижений, созданной на базе МЦБ, которая имеет аккредитацию как орган по сертификации услуг в системе сертификации качества.
Сертификация проводится на соответствие квалификационным требованиям. Оцениваются также обучаемость, возможность оперативного принятия оптимального решения, психологические особенности и опыт работы секретаря. Сертификация проводится по методике академика Минина Б.А. путем оценки соответствия и степени превышения фактических значений уровня подготовки относительно принятых за базовые.
Рассмотрим в качестве примера требования и разделы тестирования секретаря директора.
Требования: специальное образование или опыт работы от одного года
· Организация делопроизводства: технология создания, обработки, передачи и хранения документов
· Навыки работы с Word, Excel
· Навыки работы с оргтехникой: телефон, факс, ксерокс, сканер, мини-АТС
· Русский язык
· Ведение телефонных и деловых переговоров, техника общения
· Умение поддерживать профессиональный имидж: профессиональная этика, деловой имидж, деловой этикет, психологические особенности
· Уровень обучаемости
· Правила техники безопасности, приемы оказания первой медицинской помощи
По результатам тестирования выдается "Sertifikate-V" на русском и английском языках.
Европейские требования к квалификации секретаря
Европейская ассоциация профессиональных секретарей (EAPS) разработала нормативный документ "Ступени карьеры и повышение квалификации секретаря", который определяет уровень подготовки и требования к профессиональным и личностным качествам секретарей.
EAPS выделяет четыре профессиональных уровня секретарей, которые можно соотнести с наименованиями должностей секретарей в российской практике (см. табл. 3)
Таблица 3
Уровень
A |
Уровень
B |
Уровень
C |
Уровень
D |
В последней редакции этого документа был отменен уровень А как не соответствующий современному уровню требований, поскольку внедрение современной компьютерной техники исключило существование секретарей этого уровня. Секретари уровней C и D имеют право быть членами EAPS.
В отличие от российских нормативных документов EAPS регламентирует не только квалификационные требования и профессиональные навыки, но и личностные качества секретарей, которые во многом определяют эффективность их труда.
Литература
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 2001.
2. Архипова Н.И., Седова О.Л. Эффективность труда и качества секретаря // Секретарское дело. 2001. № 2. С. 55–57.
3. Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Универсальный ключ // Служба кадров. 2001. № 4. С. 15–19.
4. www.MCB-V.ru
5. uchcom.botik.ru