Документы по личному составу образуются в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях и деятельности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Комплексы документов по личному составу играют важную роль в обеспечении социальных и пенсионных прав и гарантий граждан, как нынешних, так и бывших работников той или иной организации.
В статье ответим на девять вопросов, связанных с документами по личному составу, в том числе на те, которые касаются подготовки таких документов к длительному (архивному) хранению.
Нормативный минимум по архивной обработке с документами по личному составу
Для поиска ответов на вопросы, связанные с практическими трудностями, которые мы разбираем в статье, необходимо знать о минимуме – шести действующих нормативно-методических документах. Это:
- Федеральный закон № 125-ФЗ[1].
- Правила 2015[2].
- Перечень 2019[3].
- Примерная инструкция по делопроизводству[4].
- Методические рекомендации по применению Правил 2015[5].
- Методические рекомендации по работе с документами по личному составу[6].
Опираясь на перечисленные выше нормативные акты, выделим некоторые ключевые положения относительно термина «Документы по личному составу». И начнем с определений, закрепленных в Федеральном законе № 125-ФЗ.
Документы по личному составу – архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).
При этом не забываем, что архивный документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).
Определение термина «Документы по личному составу», данное в Федеральном законе № 125-ФЗ, лаконичное по форме и объемное по смыслу, но в то же время неоднозначное по некоторым особенностям. Оно касается только правоотношений между работником и работодателем (и это, безусловно, важно!). А как рассматривать документы, формирующиеся в процессе обучения студентов в вузах и средних специальных учебных заведениях (например, приказы о зачислении (отчислении) или личные дела учащихся)? Какие именно документы считать документами, отражающими трудовые отношения работника с работодателем? Понятия «Кадровые документы» и «Документы по личному составу» – синонимы или нет?
В соответствии с Методическими рекомендациями по работе с документами по личному составу комплекс документов по личному составу можно разделить на четыре группы. Обобщим укрупненную классификацию, указанную в Методических рекомендациях по работе с документами по личному составу, в Таблице 1 с практическими уточнениями.
В современной нормативно-методической базе термин «Кадровые документы» не закреплен, но в профессиональном лексиконе практиков, то есть сотрудников кадровых служб (или аналогичных им отделов и подразделений), такое словосочетание, как кадровые документы, довольно часто используется. В большинстве случаев под этим термином подразумевают документы, образующиеся в отделе кадров (или аналогичном ему подразделении).
Из информации, обобщенной в Таблице 1, архивариус, делопроизводитель, документовед или работник канцелярии должны сделать вывод и запомнить, что понятие «Документы по личному составу» шире, чем просто документы, формирующиеся в отделе кадров, а значит, понятия «Кадровые документы» и «Документы по личному составу» – не синонимы.
При этом обращаем ваше внимание, что в Перечне 2019 документы по личному составу помещены в несколько разделов:
7. Трудовые отношения
7.1. Организация труда и служебной деятельности
7.2. Нормирование и оплата труда
7.3. Охрана труда
8. Кадровое обеспечение
8.1. Прием, перевод на другую работу (перемещение), увольнение работников, кадровый учет
8.2. Противодействие коррупции
8.3. Аттестация, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников, независимая оценка квалификации
8.4. Награждение.
Про разновидности документов по личному составу и сроки хранения
1. Документы по личному составу – это документы только со сроками хранения 50/75 лет? Как не запутаться?
С точки зрения сроков хранения документы по личному составу можно разделить на несколько групп, и статьи Перечня 2019 это подтверждают (Таблица 2).
Документы из первой группы должны храниться в течение сроков (временных, менее 10 лет), установленных Перечнем 2019. Затем они вносятся в акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения и уничтожаются.
[1] Здесь и далее – Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022).
[2] Здесь и далее – Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526).
[3] Здесь и далее – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
[4] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).
[5] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (ВНИИДАД, 2018).
[6] Здесь и далее – Методические рекомендации по работе с документами по личному составу в государственных и муниципальных архивах, архивах организаций (ВНИИДАД, 2018).