– Кровью договор скреплять не будем – чернила надежнее! Из к/ф «Чародеи» |
Сейчас я вам открою страшную тайну (дальше шепотом): вся работа любой организации – будь она государственная или относящаяся к сектору частного бизнеса – зиждется на договорах!
Договор о приеме на работу встречает нас на пороге кадровой службы, эстафету принимает договор о полной и безраздельной материальной ответственности, согласно которому мы отвечаем за сохранность всего – от лампочек на лестницах до горизонтально-расточного станка в механическом цехе! С договорами о закупке и продаже чего угодно в дальнейшем будет связана наша трудовая деятельность, в каком бы подразделении компании мы ни работали. Договорами регулируются все сложные и многогранные отношения организации с работниками, контрагентами и со всем внешним миром.
Сразу становится понятно, что cотрудники канцелярии или службы делопроизводства не могут не поучаствовать в этом непочатом крае трудной, неблагодарной и кропотливой работы! Мало того, зачастую мы – the last, best and only – единственные, кто может навести порядок в любом вопросе и привести к единому знаменателю все разрозненные «числители»-подразделения.
Составляем
Наш словарик
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей[1].
От того, насколько полно и корректно составлен договор, зависит успешность хозяйственной деятельности организации.
Составлением договоров, как правило, ведает юридическая служба организации, она же составляет шаблоны договоров на любой случай.
Но при отсутствии в организации юридического отдела составление договоров становится общим делом всего коллектива. Ответственен за их составление главный исполнитель или куратор сделки, но контроль порядка согласования и подписания технически может быть возложен на работника службы делопроизводства, секретариата и канцелярии.
Составление текста берет на себя одна из сторон по договоренности. Допустим, эта честь выпала вашей организации.
К составлению текста договора нужно подходить со всей ответственностью, вооружившись Гражданским кодексом.
Подготовительная работа. Подготовительная работа включает: переговоры, запросы на выставление коммерческого предложения, коммерческие предложения и ответы на них, обсуждение стоимости и способа доставки и т.д.
Работа по подготовке коммерческого договора начинается с проверки контрагента на добросовестность. Это не является обязательной процедурой с точки зрения законодательства, но рыночные отношения диктуют свои условия, да и в судебной практике большое значение придается тому, с должной ли осмотрительностью организация подходила к выбору контрагента. Поэтому необходимо запросить у контрагента пакет учредительных и правоустанавливающих документов, а именно:
1) протокол учредительного собрания участников или решение единственного участника о создании общества;
2) учредительный договор;
3) устав;
4) приказ о назначении директора;
5) приказ о назначении главного бухгалтера;
6) выписка из ЕГРЮЛ на дату заключения договора (или можно на другую дату, но не более двух недель до даты заключения договора);
7) бухгалтерский баланс за последний отчетный период;
8) доверенность на право подписи договоров и бухгалтерских документов, выданная лицу, которое будет подписывать данный договор;
9) свидетельство о постановке на учет в налоговых органах;
10) свидетельство регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
11) для договора аренды недвижимости – свидетельство о собственности на арендуемый объект недвижимости;
12) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности (если вид деятельности является лицензируемым).
Эти документы следует запрашивать в виде заверенных копий.
Текст договора. Убедившись в том, что ваш контрагент – организация, ведущая хозяйственную деятельность на вполне законных основаниях, и платежеспособная, приступаем к составлению текста договора.
После того как договоренность по основным пунктам достигнута, все необходимые документы получены, вы со своей стороны убедились в надежности и добросовестности контрагента, приступим к заполнению соответствующего шаблона.
Договор должен содержать:
- наименование документа («Договор купли-продажи», «Договор поставки», «Договор аренды», «Договор ответственного хранения» и т.д.);
- дату;
- номер;
- место составления;
- полное наименование сторон, под которыми они зарегистрированы в ЕГРЮЛ;
- должности, полные фамилии, имена, отчества лиц, подписывающих договор;
- основания, на которых действуют данные лица (доверенность, устав);
- реквизиты сторон;
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- сумму договора;
- порядок расчетов;
- срок выполнения сторонами обязательств по данному договору;
- срок действия договора, условия его пролонгации и прекращения действия.
Что такое рамочный договор?
Часто на практике при планировании долгосрочного сотрудничества или в начале нового календарного года заключается т.н. рамочный договор.
Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора[2].
Такой договор при заключении не содержит конкретного предмета, суммы и сроков поставки. В нем прописываются общие положения сотрудничества, а на каждую конкретную поставку товара оформляется отдельное приложение, содержащее описание товара, его количество, сроки и условия поставки и т.д.
В таких рамочных договорах указывается, что приложение является неотъемлемой частью данного договора.