Отдаем журнал бесплатно!

Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в заголовках документов о внесении изменений. Часть 2

Мы продолжаем разбираться с вопросом, поступившим в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом используются?».

Из второй статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо применять в заголовках правовых актов о внесении изменений.

В разработках, устанавливающих правила юридической техники, для обозначения реквизита правового акта, кратко излагающего его содержание, используются термины «Наименование», «Заголовок», «Название». Они встречаются и во многих инструкциях по делопроизводству в разделах, посвященных оформлению правовых актов. Однако чаще в таких инструкциях используется термин «Заголовок к тексту», предусмотренный ГОСТ Р 7.0.97-2016[2].

При рассмотрении конкретных разработок мы будем сохранять их терминологию, в других случаях воспользуемся термином «Заголовок».

Заголовок правового акта о внесении изменений принципиально отличается от заголовка базового правового акта. По сути говоря, он является ссылкой на заголовок ранее принятого изменяемого правового акта.

Построение заголовка правового акта о внесении изменений зависит от следующих факторов:

 

  • количества вносимых изменений;
  • количества изменяемых правовых актов;
  • расположения изменяемых положений (в основной части документа или в приложении к нему);
  • характера изменяемых приложений;
  • размера заголовка изменяемого правового акта.

Языковые формулы (слова, словосочетания) – результат унификации языковых средств, используемых для обозначения типовых действий, производимых над структурными единицами и элементами текста изменяемого правового акта.

Рассмотрим семь правил, которые отражают особенности применения языковых формул в заголовках документов.

1. Заголовок всегда должен содержать слово «изменение» в соответствующем числе.

Если изменяется (в любом виде) несколько структурных единиц правового акта или вносится несколько любых изменений в одну структурную единицу правового акта, в заголовке изменяющего правового акта слово «изменение» употребляется во множественном числе, то есть заголовок изменяющего правового акта начинается со слов «О внесении изменений…». Фраза «О внесении изменения…» используется, если изменение одно.

Этот термин нельзя подменять другими близкими по смыслу терминами, например, «Корректировка», «Актуализация», «Обновление», «Исправление» и т.д.

Извлечение  из Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов

В п. 55 Комментариев к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (далее – Комментарии к Методическим рекомендациям)[4] отмечается, что в наименовании законопроекта слово «изменение» в соответствующем числе поглощает понятия «Дополнение», «Новая редакция», «Замена слов, цифр или предложений», поскольку в конечном счете изменяется текст законодательного акта.

Таким образом, термины, обозначающие указанные понятия, не должны включаться в заголовок правового акта о внесении изменений.

Вместе с тем словосочетание «О внесении изменений и дополнений…», которое широко использовалось в правотворческой практике до выхода Методических рекомендаций 2003 года[5], встречается и сейчас в заголовках правовых актов различного уровня.

Положение о том, что новая редакция правового акта не допускается, содержится во многих разработках, устанавливающих правила юридической техники. В п. 71 Методических рекомендаций 2003 года было сказано: «Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается».

В п. 71 действующих Методических рекомендаций 2021 года это положение изложено в более категоричной форме: «Новая редакция законодательного акта не допускается».

В Комментариях к Методическим рекомендациям даны следующие пояснения.

Извлечение из Комментариев к Методическим рекомендациям

Вместе с тем можно найти примеры заголовков действующих правовых актов, включающих словосочетания «Новая редакция», «В новой редакции». В некоторых законах субъектов Российской Федерации содержится статья «Принятие правовых актов в новой редакции». Однако речь в этом случае идет не о новой редакции, а о новом правовом акте.

Извлечение из Закона № 319-ОЗ


[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46.

[2] ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[3] Утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Методические рекомендации 2021 года).

[4] Разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013.

[5] Здесь и далее – Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490).

[6] Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 03.11.2022).

О.А. Чуковенкова,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в заголовках документов о внесении изменений. Часть 2

Мы продолжаем разбираться с вопросом, поступившим в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом используются?».

Из второй статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо применять в заголовках правовых актов о внесении изменений.

В разработках, устанавливающих правила юридической техники, для обозначения реквизита правового акта, кратко излагающего его содержание, используются термины «Наименование», «Заголовок», «Название». Они встречаются и во многих инструкциях по делопроизводству в разделах, посвященных оформлению правовых актов. Однако чаще в таких инструкциях используется термин «Заголовок к тексту», предусмотренный ГОСТ Р 7.0.97-2016[2].

При рассмотрении конкретных разработок мы будем сохранять их терминологию, в других случаях воспользуемся термином «Заголовок».

Заголовок правового акта о внесении изменений принципиально отличается от заголовка базового правового акта. По сути говоря, он является ссылкой на заголовок ранее принятого изменяемого правового акта.

Построение заголовка правового акта о внесении изменений зависит от следующих факторов:

 

  • количества вносимых изменений;
  • количества изменяемых правовых актов;
  • расположения изменяемых положений (в основной части документа или в приложении к нему);
  • характера изменяемых приложений;
  • размера заголовка изменяемого правового акта.

Языковые формулы (слова, словосочетания) – результат унификации языковых средств, используемых для обозначения типовых действий, производимых над структурными единицами и элементами текста изменяемого правового акта.

Рассмотрим семь правил, которые отражают особенности применения языковых формул в заголовках документов.

1. Заголовок всегда должен содержать слово «изменение» в соответствующем числе.

Если изменяется (в любом виде) несколько структурных единиц правового акта или вносится несколько любых изменений в одну структурную единицу правового акта, в заголовке изменяющего правового акта слово «изменение» употребляется во множественном числе, то есть заголовок изменяющего правового акта начинается со слов «О внесении изменений…». Фраза «О внесении изменения…» используется, если изменение одно.

Этот термин нельзя подменять другими близкими по смыслу терминами, например, «Корректировка», «Актуализация», «Обновление», «Исправление» и т.д.

Извлечение  из Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов

В п. 55 Комментариев к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (далее – Комментарии к Методическим рекомендациям)[4] отмечается, что в наименовании законопроекта слово «изменение» в соответствующем числе поглощает понятия «Дополнение», «Новая редакция», «Замена слов, цифр или предложений», поскольку в конечном счете изменяется текст законодательного акта.

Таким образом, термины, обозначающие указанные понятия, не должны включаться в заголовок правового акта о внесении изменений.

Вместе с тем словосочетание «О внесении изменений и дополнений…», которое широко использовалось в правотворческой практике до выхода Методических рекомендаций 2003 года[5], встречается и сейчас в заголовках правовых актов различного уровня.

Положение о том, что новая редакция правового акта не допускается, содержится во многих разработках, устанавливающих правила юридической техники. В п. 71 Методических рекомендаций 2003 года было сказано: «Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается».

В п. 71 действующих Методических рекомендаций 2021 года это положение изложено в более категоричной форме: «Новая редакция законодательного акта не допускается».

В Комментариях к Методическим рекомендациям даны следующие пояснения.

Извлечение из Комментариев к Методическим рекомендациям

Вместе с тем можно найти примеры заголовков действующих правовых актов, включающих словосочетания «Новая редакция», «В новой редакции». В некоторых законах субъектов Российской Федерации содержится статья «Принятие правовых актов в новой редакции». Однако речь в этом случае идет не о новой редакции, а о новом правовом акте.

Извлечение из Закона № 319-ОЗ


[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46.

[2] ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[3] Утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Методические рекомендации 2021 года).

[4] Разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013.

[5] Здесь и далее – Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490).

[6] Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 03.11.2022).

О.А. Чуковенкова,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам