Необходимость в приеме-передаче дел и документов между работниками возникает довольно часто, но упоминание о такой процедуре во внутренних документах организаций встречается редко. Более того, этот вопрос не нашел должного отражения и в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, хотя именно в этой сфере проблемы, возникающие вследствие ненадлежащего оформления приема-передачи дел и документов, более чем актуальны.
Как и когда должны происходить прием и передача дел между работниками? Кто может участвовать в процессе приема и передачи дел и документов? Какими документами регламентируется процедура приема и передачи дел и документов? Каковы основные этапы приема и передачи дел и документов? Как оформляется прием и передача дел и документов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 3), дело – это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71). Как видно, «дело» и «документ» – не одно и то же, несмотря на то, что принято говорить о передаче дел в целом. Однако в ситуациях, когда передаются и дела, и документы, это не вполне корректно. Поэтому по тексту статьи используется словосочетание «прием-передача дел и документов».
Зачем нужно передавать и принимать дела?
Дела и документы передают:
-
чтобы рабочий процесс не прерывался;
-
чтобы трудовые обязанности отсутствующего работника выполнялись надлежащим образом;
-
чтобы можно было оценить объем работы работника, принимающего дела;
-
чтобы можно было поделить зоны ответственности.
-
В основном необходимость передачи дел прямо или косвенно возникает в следующих распространенных для большинства работников ситуациях:
-
уход в отпуск (включая отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);
-
длительная командировка;
-
временная нетрудоспособность;
-
перевод на другую работу;
-
увольнение (по различным основаниям);
-
в иных случаях, когда работнику предстоит длительное время отсутствовать либо вовсе покинуть организацию.
-
Отметим, что довольно редко можно стать свидетелем полноценной передачи дел и документов уходящим работником. Даже если это и происходит в отдельных случаях, то практически никогда не оформляется должным образом.
-
С одной стороны, зачем оформлять передачу дел в случае, когда работник уходит в отпуск, уезжает в командировку или болеет? Ведь в период такого временного отсутствия его обязанности будут выполнять другие работники, специально назначенные приказом руководителя организации или в ином порядке, установленном в организации. Представим, например, ситуацию, когда временно отсутствует секретарь, в обязанности которого входит:
-
прием, экспедиционная обработка входящей корреспонденции, поступающей по различным каналам связи, проверка документов на бумажных носителях на предмет правильности доставки, целостности вложений; регистрация входящих документов в электронном журнале установленной формы, направление их на рассмотрение руководства и в структурные подразделения организации;
-
прием от работников организации исходящих документов, проверка правильности их оформления, наличия и комплектности приложений, регистрация в электронном журнале установленной формы;
-
формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности.
Очевидно, что такая работа должны выполняться своевременно. Если в организации не один секретарь, то все легко решается: другой секретарь, выполняющий те же обязанности, временно будет работать с двойной нагрузкой. Но если секретарь в организации один, то без передачи дел и документов не обойтись, иначе лицо, которое не в полной мере знакомо с обязанностями секретаря, просто не справится, из-за чего может пострадать не только конкретный участок работы, но и деятельность организации в целом.
Кто обычно передает и принимает дела?
Инициатором передачи дел и документов является обычно либо работник, их принимающий, либо руководитель структурного подразделения, в рамках которого эти дела и документы передаются. Передаются они, соответственно, временно отсутствующим или увольняющимся работником, а принимаются либо новым работником, либо специально назначенным руководством лицом.
Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Однако на практике бывают случаи, когда увольняющийся работник ввиду конфликта или каких-либо других неблагоприятных обстоятельств передавать дела и документы не собирается, особенно если это не входит в его обязанности. Ведь далеко не все люди увольняются с работы по собственному желанию, не все стараются до последнего момента сохранять хорошие отношения с руководством. Что делать в такой ситуации новому работнику?
Прежде всего, данный факт следует зафиксировать актом. Затем вновь принятый работник во избежание риска возложения на него ответственности за чужие ошибки, возможно, допущенные в документах, составленных его предшественником, может составить односторонний документ – опись принимаемых документов (Пример 2).
Обратите внимание. Отказ работника от передачи дел и документов при увольнении не является для работодателя поводом не осуществлять с ним расчет и не выдавать трудовую книжку – независимо от того, закреплена ли данная обязанность в трудовом договоре и/или должностной инструкции.
Опись принимаемых документов
Опись дел и документов, принятых корпоративным секретарем Мироновой А.П.
№ |
Наименование дела/документа |
Реквизиты дела/документа |
Количество листов в деле/документе |
Наличие дела/документа в электронном виде |
Примечание |
1 |
Протоколы Общего собрания акционеров за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года |
Папка № 4-ОСА |
67 листов |
В наличии на локальном компьютере |
В папке находятся 17 подлинных документов и 1 копия документа |
2 |
Положение об Общем собрании акционеров |
от 15 января 2011 года, редакция № 2 |
28 листов |
Отсутствует |
– |
При приеме дел и документов мной выявлено:
1. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 16 января 2011 года № 1/2011, имеется копия данного документа.
2. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 20 апреля 2011 года № 5/2011 (копии нет).
Настоящая опись подтверждает прием вышеперечисленных дел и документов по состоянию на 03 мая 2012 года.
Корпоративный секретарь Миронова А.П. Миронова
Согласовано:
Заместитель начальника канцелярии
Маслова Е.Д. Маслова
03 мая 2012 года
В какой момент следует передавать дела и документы?
Иногда случается, что дела и документы новый работник принимает у своего предшественника еще до выхода на работу. Заметим, что это довольно рискованно, поскольку новый работник, приняв дела, может по каким бы то ни было причинам не выйти на работу. Тогда логичен вопрос: в какой момент следует передавать эти дела и документы?
Дела и документы передаются, как правило, в день увольнения в связи с тем, что до последнего дня работник выполняет свои должностные обязанности. Особо ответственные работники делают это постепенно, разбивая процесс на несколько этапов, осуществляемых заблаговременно, в течение нескольких дней. В этом случае лучше передать дела не непосредственно новому работнику, а лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, в котором работал работник. Если увольняется главный бухгалтер, то дела лучше передать непосредственно руководителю организации, поскольку он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета.
Бывает, что руководитель просит увольняющегося работника приехать в офис в день выхода на работу нового сотрудника, чтобы передать дела непосредственно ему, или, наоборот, человека, который еще не оформлен на работу, – прийти и принять дела у своего предшественника до выхода на работу. По нашему мнению, это неверно, поскольку прием и передача дел и документов осуществляются в рамках трудовых отношений. Следовательно, данная процедура должна осуществляться в рабочий день и в рабочее время как для передающего дела и документы, так и для принимающего их.
Чем регламентируется прием-передача дел?
Как уже было отмечено выше, нормативными правовыми актами вопрос приема-передачи дел и документов не регулируется. Это не удивительно, поскольку единую процедуру приема-передачи дел прописать невозможно, ведь в разных организациях требования к документообороту различны исходя из множества факторов. Есть лишь некоторые рекомендации на этот счет:
Извлечение
из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти
(утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
3.1. Общие положения
[…] Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:
[…] при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.
Однако несмотря на отсутствие в законодательных нормах правил приема-передачи дел, организация может самостоятельно установить их в локальных нормативных актах, учитывая специфику деятельности, численный состав работников, их обязанности, ответственность, а также другие факторы, влияющие на необходимость приема-передачи дел и документов во избежание их утери и утраты. В этом случае соблюдение порядка приема-передачи дел будет обязательным для всех работников, ознакомленных с данным локальным нормативным актом в установленном порядке под личную подпись.
Положения о приеме и передаче дел и документов могут быть включены:
-
в инструкцию по делопроизводству:
-
положение о персонале;
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
положение о конкретном структурном подразделении и др.
Кроме того, обязанность по передаче и/или приему дел и документов в специально оговоренных случаях рекомендуется закрепить в должностной инструкции и/или трудовом договоре.
Если же в организации отсутствует хоть какое-нибудь упоминание о необходимости приема-передачи дел в локальных нормативных актах, то в конкретных случаях можно предусмотреть это в приказе (Пример 3) или распоряжении.
Приказ об организации приема-передачи дел и документов
Закрытое акционерное общество «Метрополь Инвест»
ПРИКАЗ
16.04.2012 № 10-К
Москва
Об организации приема-передачи дел и документов
В связи с увольнением Смирновой П.Т. с должности корпоративного секретаря 30 апреля 2012 года
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Корпоративному секретарю Смирновой П.Т. передать, а заместителю начальника канцелярии Масловой Е.Д. принять дела и документы по Акту приема-передачи дел и документов в помещении канцелярии в срок до 30 апреля 2012 года.
2. Утвердить форму Акта приема-передачи дел и документов (Приложение 1).
3. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов и участия в их приеме-передаче создать комиссию в составе:
председатель – начальник кадровой службы Журкова Н.Г.
члены комиссии:
главный бухгалтер Макарова Н.Т.
начальник канцелярии Петрова М.И.
начальник юридической службы Макаров А.Д.
4. Секретарю Михальченко П.И. довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 1 и 3 приказа, под личную подпись в срок не позднее одного рабочего дня с даты издания приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Основание: заявление об увольнении Смирновой П.Т. от 16.04.2012
Генеральный директор Скворцов А.И. Скворцов
С приказом ознакомлены:
Начальник кадровой службы
Журкова Н.Г. Журкова
16.04.2012
Главный бухгалтер
Макарова Н.Т. Макарова
16.04.2012
Начальник канцелярии
Петрова М.И. Петрова
16.04.2012
Начальник юридической службы
Макаров А.Д. Макаров
16.04.2012
Заместитель начальника канцелярии
Маслова Е.Д. Маслова
16.04.2012
Корпоративный секретарь
Смирнова П.Т. Смирнова
16.04.2012
Порядок передачи и приема дел и документов
Как уже было отмечено выше, порядок передачи и приема дел не может быть единым для всех организаций. Однако чтобы представлять последовательность действий по передаче и приему дел и документов, условно разделим этот процесс на 3 этапа.
■ Этап 1: проверка дел и документов.
Обратите внимание. Принимаемые дела и документы по своей форме и содержанию должны соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе в области делопроизводства и документооборота.
■ Этап 2: подготовка дел и документов к передаче.
■ Этап 3: оформление приема-передачи дел и документов.
Обязательные реквизиты акта
В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также практикой составления актов в организациях для акта приема-передачи документов обычно используют бланк со следующими характеристиками:
-
формат А4 (210 × 297 мм);
-
каждый лист документа должен иметь поля не менее: 20 мм – левое; 10 мм – правое; 20 мм – верхнее; 20 мм – нижнее;
-
из белой бумаги или бумаги светлых тонов;
-
ориентация страницы – книжная;
-
если акт имеет две и более страницы, вторую и последующие страницы нумеруют (номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа).
На бланке документа располагают необходимые реквизиты:
● эмблему организации;
● наименование организации;
● наименование вида документа;
● дату документа;
● регистрационный номер документа;
● место составления документа;
● гриф утверждения;
●заголовок к тексту документа.
● текст документа.
● отметку о наличии приложения.
● подписи.
Хранение актов
Акт подлежит хранению в месте, определенном локальным нормативным актом, например в канцелярии, кадровой службе в личном деле работника или в структурном подразделении, работники которого передают и принимают дела, в течение срока, определенного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558:
В заключение отметим, что даже если процедура приема дел и документов будет оформлена должным образом, это отнюдь не решит проблем, которые могут возникнуть у работника, принявшего на себя такой ответственный «груз». Однако это убережет работника как от нареканий руководства в отношении документов, составленных не им, так и от возможной ответственности за чужие ошибки.