Секретарь согласился выполнять дополнительную работу по нескольким должностям… Как это оформить? И главное – как ему все успеть?
Кризис следует один за другим. Последний кризис, начавшийся в 2014 г., не думает заканчиваться или хотя бы идти на спад. В кризис работодатели сильнее «закручивают» гайки. На предприятиях идет сокращение штата, а после двух-трех месяцев появляется новое штатное расписание с новыми (как правило – сильно уменьшенными) окладами, отсутствием премий, бонусов и надбавок. Перестает удивлять и появление в штатном расписании ранее невиданных должностей. Работодатели любыми способами пытаются сократить расходы на оплату труда персонала.
Сокращение расходов на оплату труда персонала: 5 действий работодателя
1. Отменяет бонусы и премии.
2. Устраняет условия труда, требующие выплаты надбавок, предоставления иных компенсаций.
3. Вводит новые – комбинированные – должности (например, вместо секретаря руководителя появляется должность «помощник руководителя»).
4. Вводит новые должностные инструкции по новым должностям с увеличенным объемом функций и обязанностей.
5. Практикует совмещение профессий среди работников.
Что говорит трудовое законодательство о совмещении профессий?
Извлечение
из Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Что можно поручить секретарю в рамках совмещения?
Должность секретаря руководителя обычно редко подвергается сокращению, т.к. помощник руководителю все же очень нужен и кризис эту надобность не нивелирует. Но и секретарь в условиях кризиса понимает, что каждому работодателю приходится чем-то жертвовать в целях выживания организации в целом, и, как правило, соглашается совмещать несколько профессий.
Чаще всего секретарю добавляют функции (выборочно из указанного списка):
- кассира (если кассовых операций немного и объем работы не требует приема на целую штатную единицу);
- завхоза (при наличии не слишком большого «хозяйства» в организации);
- юрисконсульта (если образование секретаря позволяет это сделать);
- специалиста по кадрам (особенно если после сокращения штат сильно уменьшился);
- курьера (доставить, получить почтовую корреспонденцию, завезти по дороге на работу или домой важные бумаги контрагенту и т.д.),
Исходя из возможностей, предоставляемых сторонам трудовых отношений ст. 60.2 ТК РФ, и отсутствия в законе прямых запретов на совмещении разных по функциям профессий, можно констатировать, что секретарю могут быть поручены одновременно все вышеперечисленные функции в рамках совмещения профессий. Главное – чтобы секретарь был на это согласен…