Доверять – не доверять?
В восхищении коллег всегда будет доля неискренности. И это понятно. У секретаря особое положение в организации. Она находится между коллективом и руководителем, причем на шаг ближе к руководителю. Это заставляет иных коллег относиться к ней настороженно: все-таки она близка к начальству и может одной фразой подорвать авторитет неполюбившегося ей сотрудника. Другие же пытаются льстивыми речами, подарками и комплементами заручиться расположением секретаря, чтобы в нужный момент она замолвила за них словечко перед начальством.
Важно с первых дней не противопоставлять себя коллективу, найти общий язык с каждым сотрудником и ни в коем случае не входить в какие-либо группы или коалиции.
Через приемную, наверняка, проходят ваши коллеги, которые «впали в немилость». Найдите мужество сказать им несколько ободряющих слов, выразите сочувствие, поддержите в трудную для них минуту. Это не значит, что вы должны встать на сторону потерпевшего и высказываться против своего руководителя. Просто нужно проявить доброту и участие.
С коллегами на «вы»
Сотрудники, окружающие секретаря, могут быть людьми разных возрастов, профессий, социальных групп. На работе лучше ко всем сотрудникам обращаться на «вы», а к более старшим по возрасту и должности – обязательно по имени-отчеству. Нужно выбрать правильный тон и манеру общения с каждым из них. Согласитесь, с женщинами в возрасте и с молодыми мужчинами-менеджерами нужно общаться по-разному. В первом случае более «по-домашнему», не скупясь на добрые, приятные слова. Не упустите случая похвалить их профессиональные заслуги, сказать несколько одобрительных слов по поводу удачной обновки, выразите сочувствие, например, в связи с болезнью близких, и т.п. Делайте это искренне и сердечно. Важно не только говорить самой, но и уметь выслушать.
А вот с менеджерами следует общаться более энергично и по-деловому. Конечно, хочется и побалагурить, и пококетничать с коллегами-мужчинами. Эта наша женская слабость вполне безобидна. Но если вы каждые полчаса бегаете в курилку, оставляя пустой приемную, в которой разрывается телефон, то негативное отношение к вам сотрудников и руководства будет вполне оправдано.
Кстати, мода на курение давно прошла. Теперь модно вести здоровый образ жизни. Часто при приеме на работу предпочтение отдают секретарям «без вредных привычек». Но не стоит идеализировать работодателей: их волнует не столько ваше здоровье, сколько собственная уверенность в том, что вы не станете тратить рабочее время впустую.
Во всем нужно знать меру
Во многих фирмах принято совместно отмечать юбилейные дни организации, общепринятые праздники, устраивать спортивные дни или корпоративные вечеринки, вплоть до коллективных выездов в дома отдыха. Это прекрасный повод, чтобы расслабиться, почувствовать себя царицей бала, красавицей, душой компании. К сожалению, секретарь и здесь должен быть начеку. Лишняя рюмка, пылкие, восхищенные взгляды сотрудников могут вскружить голову молодой девушке и заставить ее забыть о профессиональной этике.
Торжество по случаю 10-летия фирмы пришлось на пятый день работы нового секретаря Леры В. Она принимала активное участие в подготовке праздника, потому что была человеком энергичным, исполнительным и очень ответственным. Руководство было очень довольно Лерой, найдя в ее лице хорошего исполнителя и организатора. Во время банкета случилось ЧП: Лера так налегла на спиртное, что через пару часов ее пришлось буквально выносить из зала. Все ее оправдания Леры, все уверения в том, что это случилось с ней впервые, что виной всему переутомление, ни к чему не привели. Ей предложили уволиться по собственному желанию.
Личное – только после работы
Никуда не деться от обсуждения личных проблем во время обеденного перерыва, по дороге на работу и с работы. Какие бы ни были вокруг милые и приятные люди, не надо ставить их в известность о том, что у вас происходит дома, с кем, где и когда вы проводите время, и т.п. Выбирайте нейтральные темы для бесед. Доброжелательный тон, юмор, участливое отношение к своему собеседнику – вот что главное в подобном общении.
Конечно, на работе среди коллег вы можете найти искреннюю подругу. С ней хорошо посидеть после работы в кафе, сходить в выходной день в спортклуб или театр. Только с ней можно обсудить в неформальной обстановке волнующие вас личные проблемы. Но и в этом случае не забывайтесь и не переходите на обсуждение своих коллег и конфиденциальной информации фирмы.
Не стоит в рабочее время бурно обсуждать с подругой ваши совместные походы и интригующие подробности, делая коллег невольными участниками ваших пересудов. У коллег может сложиться впечатление, что вы много времени на работе проводите за праздными разговорами, да и само содержание бесед может вызвать негативную реакцию.
А если среди своих коллег вы встретили Его – вас можно только поздравить! Скорее всего, ваш счастливый вид, знаки внимания, которые вы постоянно будете оказывать друг другу, вызовут много пересудов и, может быть, даже сплетен. Постарайтесь на работе быть сдержанной в выражении своих чувств. Будьте готовы к тому, что все ваши удачи будут преуменьшаться, а промахи преувеличиваться: «Когда ей работой заниматься? У нее одна любовь на уме!» И как ни велико желание все 24 часа в сутки проводить с любимым, одному из вас лучше все-таки поменять место работы. Правила делового этикета не рекомендуют заводить служебные романы. Но кто сказал, что для женщины карьера важнее личного счастья?