Отбытие руководителя и работников в командировку – это праздник для секретаря! Собирая их в дальнюю дорогу, мы должны положить им в дорожный чемодан не только зубную щетку, смену белья, туалетную бумагу, свою фотографию и жареную курицу, а потом, прослезившись, с крылечка махать вслед отъезжающим белоснежным кружевным платочком, но и убедиться, что дорогая нашему сердцу персона отбыла, т.е. обеспечить отъезд путем приобретения билетов на тот вид транспорта, который сия особа нам укажет. Ну или на свой вкус – плацкарт вместо СВ и встречающий в аэропорту велорикша вместо персонального автомобиля…
Все наши с вами труды должны быть учтены, зарегистрированы и подсчитаны. Билеты не являются исключением.
Чтобы в любой момент вы могли ответить на какой угодно вопрос по заказанным и приобретенным проездным документам (касающийся даты илихз суммы, заплаченной за них), вам потребуется вести специальную таблицу, которую я называю «Реестр билетов».
«Аделаида, зайдите!», или С чего все начинается
Все начинается с пожелания кого-либо куда-либо поехать. Для высказывания своих пожеланий руководитель вызовет вас в кабинет, или пришлет сообщение по электронной почте, или известит о времени и направлении еще как-нибудь. Насчет иных способов и формы выражения пожелания я рекомендую по возможности придерживаться выполнения следующих требований (и объясню, почему):
- Заявка должна быть письменной. Будет это СМС-сообщение, электронная почта или записка от руки на обороте свежего приказа, значения не имеет. Сохраняйте эти записки и заметки в истории переписки или в виде сканов.
- Если заявка от руководителя все-таки вам поступает в устной форме, запишите в свой блокнот основные моменты, которые обязательно следует уточнить:
- дату и время прямого вылета/выезда;
- пункт назначения;
- класс билетов (эконом-, бизнес – для авиабилетов; плацкарт, купе, СВ – для железнодорожных билетов и т.д.);
- дату и время обратного вылета/выезда;
Наш совет
По возможности старайтесь заказывать обратные билеты одновременно с билетами «туда» и на рейсы одной и той же авиакомпании (если нет жестких критериев по времени вылета и др.) – это существенно удешевляет билеты, т.к. авиакомпании в этих случаях предоставляют скидку.
- багаж (только ручная кладь или необходимо оплатить 20 кг провозимого груза);
- нужно ли обеспечить трансфер.
Составляем таблицу-реестр для учета билетов
Вернувшись от начальника окрыленными, создадим таблицу следующего вида (Пример 1).
ПРИМЕР 1
Форма реестра учета билетов
Пояснения по столбцам:
- – порядковый номер. Требуется справочно, если вы захотите ввернуть кому-нибудь фразу типа «Да через мои руки 912 билетов прошло!».
«Тип билета» – авиа-, железнодорожный или др.
«Дата вылета/отправления» – то, что написано. Ни убавить, ни прибавить.
- – собственно, тоже.
- – фамилия отбывающего.
- – номер и дата исходящего письма-заявки.
- – номер счета к данной заявке.
- – здесь будет гиперссылка на присланную квитанцию к электронному билету, или e-ticket.
«Сумма за билеты, руб.» – сумма, фигурирующая в счете «К оплате».
«Штраф/доплата за обмен/возврат, руб.» – размер удержанных денежных средств в случае возврата или обмена купленного билета.
- – графа для ваших пометок.
Выше «шапки» таблицы можно увидеть ячейку «Итого:». Рядом будет отображаться сумма денежных средств, потраченных на билеты на текущий момент времени. Для этого в ячейку нужно ввести формулу (рис. 1).
Рис. 1
Кроме того, советую в отдельную ячейку внести контактные телефоны и имя вашего менеджера по продаже билетов, чтобы при открытии таблицы у вас под рукой была вся необходимая информация.
Таблицу поместите на компьютере в какое-нибудь удобное место и помните: перемещать ее, равно как и те файлы, на которые мы будем делать гиперссылки, потом будет нельзя.
Рекомендую сразу же применить автофильтр к строке заголовков (рис. 2).
Рис. 2
Также следует закрепить эту область, чтобы при просмотре в будущем вам не теряться между столбцами (рис. 3).
Рис. 3
Составляем письмо-заявку на билеты
Если желание отправиться в командировку высказывают рядовые сотрудники офиса, то заведите порядок приема заявок в отпечатанном виде (с подписями составителя заявки и руководителя компании) для приобретения необходимых билетов. Данная заявка может быть составлена в виде служебной записки, адресованной вам (сотруднику, ответственному за приобретение билетов), или исходящего письма в ту организацию, с которой вы сотрудничаете в данном вопросе (Пример 2). Последний вариант предпочтительнее, т.к. это избавит вас от переписывания данных из служебной записки в исходящее письмо-заявку.
ПРИМЕР 2
Исходящее письмо-заявка
ОАО «Энский сталеплавильный завод»
112000, г. Энск, ул. Парковая, д. 7, офис 114
(444) 44-44-44, info444@mail.ru
ОКПО 22222222, ОГРН 3333333333333, ИНН/КПП 6666666666/555555555
30.03.2016 № 118 |
ООО «Лайк-Тур» |
|
|
Заявка на авиабилеты |
|
Прошу выставить счет по реквизитам ОАО «Энский сталеплавильный завод» за авиабилеты с провозом 20 кг багажа на: рейс SU 1420 Москва–Челябинск (вылет 08.04.2016 в 08:35) для работника ОАО «Энский сталеплавильный завод»: Иванова Петра Ивановича, дата рождения 18.04.1986, место рождения: г. Энск, паспорт серии 27 05 № 118245, выдан УФМС Энского района 17.10.2007. Оплату по счету гарантирую.
С уважением,
Директор Шурков А.А. Шурков
ГИД: секретарь Нечаева В.Н.
Тел. 8-999-999-99-99
Отправив заявку менеджеру авиакассы, создайте папку с названием, например, «Иванов Москва–Челябинск 08.04.2016», сохраните в нее исходный документ заявки в MS Word, скан заявки и сделайте гиперссылку на него в соответствующей ячейке, созданной нами таблицы. Для этого щелкните правой кнопкой мыши ячейку, затем выберите Гиперссылка в контекстном меню и прикрепите нужный файл (Пример 3).
ПРИМЕР 3
Вставка гиперссылки
После наших манипуляций таблица примет вид как в Примере 4.
ПРИМЕР 4
Готовая гиперссылка в реестре
Сохраните счет
Когда вам пришлют счет, обязательно сохраните его в той же папке «Иванов Москва–Челябинск 08.04.2016». Не забудьте внести в таблицу новую полученную информацию (Пример 5).
ПРИМЕР 5
Счет в реестре билетов
После внесения суммы в соответствующую ячейку, вверху, в ячейке «Итого:» должна появиться новая цифра.
Что делать с билетом?
После оплаты счета (а в иных случаях – и одновременно со счетом) менеджер билетной кассы должен прислать вам т.н. «электронный билет» или маршрутную квитанцию к электронному билету, в которой будет отображена вся информация: Ф.И.О. отъезжающего, дата и время отправления и прибытия, пункты отправления и прибытия, номер рейса, класс купленных мест, номер билета, сумма, за которую приобретался билет.
Первым делом проверьте, все ли правильно там указано. Были случаи, когда неверно указывалась фамилия пассажира (написание Ф.И.О. в паспорте и в билете должно полностью совпадать). Реже ошибаются с датой и временем отправления. При обнаружении несоответствий немедленно свяжитесь с сотрудником, приславшим вам этот документ, и потребуйте переделать.
Как только вы получили правильную маршрутную квитанцию, сразу отошлите ее будущему пассажиру или распечатайте и вручите ему лично, параллельно сохранив в папку со всеми материалами по этому вопросу. Кроме пассажира, квитанцию к билету нужно обязательно переслать вашему бухгалтеру.
После этого уже отработанным до автоматизма действием делаете гиперссылку из реестра (Пример 6).
ПРИМЕР 6
Реестр учета с внесенным в него документами
Предупредите путешественника, что эту квитанцию в распечатанном виде необходимо вместе с паспортом иметь при посадке на рейс (это касается и авиа-, и железнодорожных билетов).
Вот и вся премудрость ведения реестра авиа- и железнодорожных билетов.