ЭП – «ПРИВИВКА» ДЛЯ БИЗНЕСА
Электронная подпись – об этом продукте сейчас задумываются многие бизнесмены, которые до недавнего времени не были с ним близко знакомы. Ведь если серьезно обдумать стратегию выживания своего бизнеса в текущей непростой ситуации, станет очевидным: ЭП не прихоть, а необходимость.
Повсеместный переход на удаленную систему работы в связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией, а также связанные с этим проблемы ярко выявили в рабочем пространстве все слабые звенья цепочек взаимодействия. Многих это привело к мысли о том, что давно надо было тщательно проработать аспекты электронного документооборота и электронного взаимодействия с контролирующими организациями, контрагентами и партнерами. Однако сделать это никогда не поздно. И сейчас – удобный момент.
Чтобы выпускать усиленную квалифицированную ЭП, УЦ должен пройти специальную процедуру аккредитации в Минкомсвязи России. Она включает ряд строгих требований, которым соответствует не каждая компания. Например, УЦ обязан иметь лицензию, предоставляющую ему право на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем. Эта лицензия выдается ФСБ России после того, как компания успешно пройдет серию строгих проверок. Требования к УЦ и процедуре выпуска сертификатов ЭП регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[1] (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ).
ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭП?
ЭП давно используют практически во всех сферах экономической деятельности. С помощью ЭП гораздо проще пользоваться государственными услугами, сдавать обязательную и прочую отчетность в различные контролирующие организации. ЭП поможет вам участвовать в электронных торгах для госзакупок, коммерческих торгах, торгах по банкротству. С такой подписью проще осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Вы не сможете торговать маркированной продукцией, не имея ЭП.
Если у вас есть ЭП, на портале ФНС России вы сможете зарегистрировать, ликвидировать фирму, прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, сменить юридический адрес, получить налоговые вычеты для физических лиц и т.д., а на портале Росреестра – зарегистрировать права на имущество, совершить сделки и т.д. И это только малая часть возможностей ЭП.
Если раньше у руководителей компаний еще оставалась альтернатива не вникать в электронный документооборот и, махнув рукой, отправить своего бухгалтера «ходить ногами» по инстанциям, то сейчас этой альтернативы нет – ведомства переходят на виртуальную систему взаимодействия. Отказываются от личных контактов и компании, переходя на удаленный режим работы. Значит, лично посетить партнера и подписать необходимые бумаги собственноручно тоже теперь невозможно.
КАКИЕ ЭП БЫВАЮТ?
Любая ЭП представляет собой машинный код, то есть последовательность нулей и единиц. Этот код должен храниться на каком-либо материальном носителе. Им может быть съемный носитель, то есть флешка, а может быть и ваш компьютер (сертификат ЭП можно сгенерировать онлайн). Вы можете выбрать тот вариант, который вам подходит.
ЭП бывает простой, усиленной неквалифицированной и усиленной квалифицированной.
Простая ЭП представляет собой любые уже привычные нам пароли, коды, SMS-подтверждения. Она имеет юридическую значимость только в том случае, если стороны заранее договорились между собой использовать именно такой тип подписи и заранее определили параметры ее использования.
С простой ЭП мы постоянно сталкиваемся в обычной жизни: например, ваш личный логин и пароль для входа на какой-либо сайт, допустим, для получения государственных услуг, – это и есть простая ЭП.
Усиленная неквалифицированная ЭП – подпись, совершенная с использованием любых криптографических средств защиты информации при участии ключа ЭП. При признании такой подписи важно, чтобы по ней можно было установить подписавшую сторону и обеспечить криптографическую стойкость подписанного документа (для обнаружения факта внесения изменений в документ после момента его подписания).
Функций у такой подписи гораздо больше, чем у простой ЭП. С помощью усиленной неквалифицированной ЭП заключают договоры и ставят реквизиты на документы, если стороны договорились о применении такой подписи. Чтобы ЭП такого типа имела юридическую силу, участники отношений должны заключить отдельное соглашение, что они признают ее. Только тогда она будет равнозначна собственноручной.
Чтобы получить усиленную неквалифицированную ЭП, нужно обратиться в УЦ. Вам выдадут два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя. Он известен только владельцу, его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует ЭП, которыми подписывает документы.
Открытый ключ ЭП доступен всем, с кем его обладатель ведет электронный документооборот. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.
Открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, это прописано в сертификате ЭП. Сертификат ЭП также выдают в УЦ. Но при использовании усиленной неквалифицированной ЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в Федеральном законе № 63-ФЗ.
Усиленная квалифицированная ЭП соответствует характеристикам усиленной неквалифицированной ЭП, но с условием, что ключ ЭП подписывающей стороны удостоверен государственным органом власти по цепочке доверия (уполномоченным УЦ).
В отличие от простой ЭП или неквалифицированной ЭП, усиленная квалифицированная ЭП формируется только с использованием ключа ЭП, полученного в аккредитованном УЦ. Такая степень защиты необходима, чтобы электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной ЭП, мог быть приравнен к собственноручно подписанному бумажному документу.
Надежность и достоверность ЭП обеспечивается не только лежащими в ее основе математическими алгоритмами, но и комплексом действий обеих сторон – как получателей ключа, так и выдающей их организации.
Усиленную квалифицированную ЭП можно использовать где угодно?
Сертификаты усиленных квалифицированных ЭП отличаются набором объектных идентификаторов (Object Identifier, далее – OID). Каждый OID – это пропуск вашей ЭД в какое-либо конкретное пространство. Например, если вам говорят: «С этой подписью вы можете сдавать отчетность во все контролирующие организации», – это значит, что в набор OID'ов вашего сертификата ЭП входят объектные идентификаторы Федеральной налоговой службы России, Фонда социального страхования России, Пенсионного Фонда России, Росстата и т.д. Если вам говорят: «С этой подписью вы можете участвовать в торгах по 223-ФЗ», – это значит, что в набор объектных идентификаторов сертификата ЭП входят OID'ы всех электронных торговых площадок, работающих в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[2].
Чем отличаются ЭП физического и юридического лица?
Количество OID'ов в сертификате ЭП и их предназначение влияют на его стоимость. Именно поэтому наборы идентификаторов обычно компонуют в зависимости от типовых задач. То есть одни сертификаты ЭП содержат основные OID'ы, которые необходимы для самых распространенных действий физического лица (использование государственных услуг и электронных сервисов), другие – OID'ы, которые помогут в работе юридическому лицу (отчетность, взаимодействие с партнерами).
Если вы хотите создать свой собственный набор OID'ов, в УЦ вам подберут гибкий вариант для ваших нужд.
Почему в некоторых ЭП юридического лица указан руководитель, в некоторых – сотрудник, а в некоторых не указан никто?
Когда сертификат усиленной квалифицированной ЭП юридического лица выдается конкретному человеку, он может иметь статус руководителя компании, а может быть должностным лицом с доверенностью на определенные виды деятельности. Например, ЭП должностного лица полезно иметь главному бухгалтеру или другим руководящим работникам.
Чтобы получить ЭП юридического лица, нужно предоставить в УЦ перечень соответствующих документов, которые докажут, что организация существует и человек, которому необходима ЭП, является ее руководителем или должностным лицом с доверенностью на определенные виды деятельности. Список конкретных документов, которым нужно подтверждать тот или иной статус соискателя подписи, вам предоставят в любом аккредитованном УЦ.
«Обезличенные» ЭП юридических лиц используют для автоматического создания и проверки ЭП в любых информационных системах, а не только при оказании услуг.
Что такое ЭП нотариуса?
Российское законодательство позволяет нотариусам заверять электронные документы. То есть человек может оформить доверенность, договор или другой документ в электронном виде, а затем передать его получателю через Интернет, что гораздо быстрее и удобнее традиционных способов. Запрещено переводить в электронный вид только те документы, которые удостоверяют личность: паспорт, водительское удостоверение и т.д.
Заверенный нотариусом электронный документ разрешено использовать во всех инстанциях. Он будет иметь такую же силу, какую имеет традиционный бумажный документ.
О ПОПРАВКАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭП
В последние годы в стране существенно увеличилось количество случаев неправомерного использования сертификатов ЭП. В связи с этим государство решило трансформировать рынок ЭП, декриминализировать его. Результатом стали определенные дополнения и изменения в законодательстве, которое регулирует сферу выпуска и использования ЭП.
В конце 2019 года в законодательство об ЭП внесены изменения, которые вступят в силу уже в июле (за исключением п. 14 ст. 1 Федерального закона № 476-ФЗ, который вступит в силу с 2021 года).
Как изменится получение и применение ЭП?
Получить ЭП юридического лица или индивидуального предпринимателя, в которой указан руководитель, можно будет по-старому. Такие подписи будут содержать информацию об организации, имя и должность руководителя. Изменится только место выдачи сертификатов ЭП.
А сотрудники предприятий и должностные лица будут получать ЭП по-новому. В работе они будут использовать ЭП физического лица, которая не содержит информации ни о компании, ни о должности. Для обоснования правомочности своих действий им придется подтверждать свою ЭП физического лица машиночитаемой доверенностью, подписанной ЭП юридического лица, или документом о полномочиях (для государственных служащих).
Вид машиночитаемой доверенности и правила ее использования также пока нигде не описываются. Этот вопрос находится в разработке.
Сейчас получить ЭП можно в любом УЦ, однако с 01.01.2022 сертификаты ЭП руководителя юридического лица будут выдавать только ФНС (ООО, ИП, нотариусы), Центробанк (кредитные организации) и Казначейство (государственные органы).
ЭП физического лица (в том числе для сотрудников компаний) по-прежнему можно будет получать в аккредитованных УЦ.
Почта: info@atlas-2.ru
Сайт: https://мояподпись.рф/
[1] В ред. от 23.06.2016.
[2] В ред от 24.04.2020.