Отдаем журнал бесплатно!

Служебная тайна и ДСП. Распутать запутанное

Вопросы по работе с документами с пометкой «ДСП» возникают постоянно, в том числе по причине отсутствия четкого законодательного регулирования. Этот аспект отдан на откуп ведомствам.

Однако как вообще появилось такое понятие, как «Служебная тайна»? И в чем ее отличие от государственной тайны? Часто пометку «ДСП» отождествляют с реквизитом 14 ГОСТ Р 7.0.97–2016 «Гриф ограничения доступа к документу». Но так ли это? Давайте разбираться.

Немного об истории

В прошлом году исполнилось 30 лет с момента принятия Закона «О государственной тайне»[1]. Можно сказать, что с этого законодательного акта началась новая эпоха в нормативном регулировании отношений в области защиты информации. И началась она в том числе с фактической ликвидации института служебной тайны.

Начиная с 1970-х годов в СССР к государственной тайне относили сведения, имевшие степень секретности «особой важности» и «совершенно секретно», а к служебной тайне – степень секретности «секретно». При этом и государственная тайна, и служебная тайна относились к категории «государственные секреты».

 

Совет Министров СССР достаточно четко определял категории сведений, которые являются государственной тайной, с указанием, какие именно сведения имеют гриф «особой важности», а какие – «совершенно секретно». А министерства и ведомства самостоятельно устанавливали категории информации, которым должна была присваиваться степень секретности «секретно». Таким образом, в СССР существовала двухуровневая система засекречивания государственно значимой информации.

В СССР в рамках системы под названием «государственные секреты» организационно-правовой механизм их защиты был единым. Это относилось к организации делопроизводства, пересылке носителей информации в документированном виде, ее передаче по защищенным каналам связи. Едиными были и нормативно определенные условия хранения таких сведений, допуска к ним должностных лиц и работников, а также уничтожения носителей сведений, утративших свою практическую актуальность.

В начале 1990-х годов произошли поистине революционные изменения во многих сферах государственной жизни, в том числе и в информационной. Авторы Закона «О государственной тайне» четко обозначили границы государственной тайны и отодвинули в сторону служебную тайну. Сведения под грифом «Секретно» были отнесены к государственной тайне.

Затем попытались объединить служебную и коммерческую тайну в рамках ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Но попытка была заведомо обречена из-за принципиальных различий в правовой природе этих видов тайн. Более 10 лет назад эту статью исключили из ГК РФ. И если вопросы коммерческой тайны были урегулированы отдельным Федеральным законом № 98-ФЗ[2], то отдельного федерального закона, регулирующего вопросы работы со служебной тайной, так и не принято.

Затем Федеральным законом № 172-ФЗ[3] было введено новое понятие «Служебная тайна в области обороны».

 

Извлечение из Федерального закона № 172-ФЗ

Таким образом, становится очевидным, что служебная тайна в контексте Федерального закона № 61-ФЗ[4] является буфером между государственной тайной и общедоступной информацией в области обороны. Другими словами, служебная тайна – это еще не государственная тайна, но уже и не открытая информация. Причем так же можно охарактеризовать служебную тайну других ведомств.

 

Читайте дополнительно:

Все о биометрических персональных данных


[1] Здесь и далее – Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Здесь и далее – Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Здесь и далее – Федеральный закон от 11.06.2021 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"».

[4] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25.12.2023).

Ирина Матвеева

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 6, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Служебная тайна и ДСП. Распутать запутанное

Вопросы по работе с документами с пометкой «ДСП» возникают постоянно, в том числе по причине отсутствия четкого законодательного регулирования. Этот аспект отдан на откуп ведомствам.

Однако как вообще появилось такое понятие, как «Служебная тайна»? И в чем ее отличие от государственной тайны? Часто пометку «ДСП» отождествляют с реквизитом 14 ГОСТ Р 7.0.97–2016 «Гриф ограничения доступа к документу». Но так ли это? Давайте разбираться.

Немного об истории

В прошлом году исполнилось 30 лет с момента принятия Закона «О государственной тайне»[1]. Можно сказать, что с этого законодательного акта началась новая эпоха в нормативном регулировании отношений в области защиты информации. И началась она в том числе с фактической ликвидации института служебной тайны.

Начиная с 1970-х годов в СССР к государственной тайне относили сведения, имевшие степень секретности «особой важности» и «совершенно секретно», а к служебной тайне – степень секретности «секретно». При этом и государственная тайна, и служебная тайна относились к категории «государственные секреты».

 

Совет Министров СССР достаточно четко определял категории сведений, которые являются государственной тайной, с указанием, какие именно сведения имеют гриф «особой важности», а какие – «совершенно секретно». А министерства и ведомства самостоятельно устанавливали категории информации, которым должна была присваиваться степень секретности «секретно». Таким образом, в СССР существовала двухуровневая система засекречивания государственно значимой информации.

В СССР в рамках системы под названием «государственные секреты» организационно-правовой механизм их защиты был единым. Это относилось к организации делопроизводства, пересылке носителей информации в документированном виде, ее передаче по защищенным каналам связи. Едиными были и нормативно определенные условия хранения таких сведений, допуска к ним должностных лиц и работников, а также уничтожения носителей сведений, утративших свою практическую актуальность.

В начале 1990-х годов произошли поистине революционные изменения во многих сферах государственной жизни, в том числе и в информационной. Авторы Закона «О государственной тайне» четко обозначили границы государственной тайны и отодвинули в сторону служебную тайну. Сведения под грифом «Секретно» были отнесены к государственной тайне.

Затем попытались объединить служебную и коммерческую тайну в рамках ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Но попытка была заведомо обречена из-за принципиальных различий в правовой природе этих видов тайн. Более 10 лет назад эту статью исключили из ГК РФ. И если вопросы коммерческой тайны были урегулированы отдельным Федеральным законом № 98-ФЗ[2], то отдельного федерального закона, регулирующего вопросы работы со служебной тайной, так и не принято.

Затем Федеральным законом № 172-ФЗ[3] было введено новое понятие «Служебная тайна в области обороны».

 

Извлечение из Федерального закона № 172-ФЗ

Таким образом, становится очевидным, что служебная тайна в контексте Федерального закона № 61-ФЗ[4] является буфером между государственной тайной и общедоступной информацией в области обороны. Другими словами, служебная тайна – это еще не государственная тайна, но уже и не открытая информация. Причем так же можно охарактеризовать служебную тайну других ведомств.

 

Читайте дополнительно:

Все о биометрических персональных данных


[1] Здесь и далее – Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Здесь и далее – Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 14.07.2022).

[3] Здесь и далее – Федеральный закон от 11.06.2021 № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"».

[4] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25.12.2023).

Ирина Матвеева

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 6, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам