Мы решили расспросить наших экспертов – психологов, эйчаров, руководителей, ваших коллег – секретарей и помощников – и узнать, что такое эмоциональный интеллект. Можно ли его развивать? Действительно ли эмоциональный интеллект чуть ли ни главное качество характера для секретарей и помощников? Что несет – вред или пользу?
Эмоциональный интеллект связан не только с эмоциями, которые мы испытываем. Тут важно также поработать над осознанностью, чтобы стать наблюдателем за собой и своими эмоциями.
В базовой конструкции каждый рожден для того, чтобы быть счастливым. Я лично верю в эту концепцию. Счастье, одна из ключевых эмоций, имеет много оттенков – радость, эйфория, восторг и т.д. За ними неизбежно следуют грусть, страх и гнев. Если человека не погружать в непростые ситуации выбора, то большую часть времени он будет счастливым, но жизнь часто ставит перед нами сложные задачи.
Рассмотрим обычный день обычного человека. Он просыпается и еще находится в ровном состоянии, день не успел испортить ему настроение. Открывает глаза, испытывает базовую эмоцию – счастье. Но вдруг что-то идет не по плану – и его вышибает из привычной колеи. Реакцией на это будет злость, что абсолютно нормально.
По модели Джона Парра [1], мирового лидера по эмоциональному интеллекту, стартовая эмоция на раздражители – гнев, который может быть праведным или неправедным, деструктивным или конструктивным. Главное – не воспринимать его как способ манипулировать или делать больно другому. Гнев – возможность прожить эмоцию, разозлиться на ситуацию, чтобы делать выбор – либо в сторону прошлого, либо в сторону будущего.
Грусть возникает при утрате, причем любой – как материальной вещи, времени, так и близкого человека. И важно понимать и принимать, адекватно проживать эффект горевания, не торопить себя. Он может занять от часа до нескольких лет, что опять же нормально. Это не вымученная беспомощность или застревание в процессе, речь о другом.
Вспомните себя, когда вы взяли деньги, положили в карман и потеряли. Сначала вы гневаетесь, а потом начинаете сожалеть и горевать, вспоминая, как же это произошло. Погрустить можно и нужно. Но когда процесс горевания прошел и вы понимаете, что признали факт утраты, входите в следующий круг эмоций. Возможен и другой сценарий, когда после гнева возникает сильный страх. В таком случае человек нуждается в поддержке окружающих.
Часто гнев или страх вызывают ситуации не из прошлого, а из будущего. Кто-то боится серьезного разговора с начальником, кто-то – разборок с супругом. Человек сначала злится, потому что планы были другими, так раньше не договаривались, а потом впадает в страх, не грусть. Что там будет? Он начинает переживать за то, что еще не случилось. Когда «отбоится», опять возвратится в состояние счастья.
Свои эмоции и чувства нужно понимать, отслеживать, видеть их, потому что тогда с ними будет намного легче справляться.
Советую практиковать самоанализ. Вечером сядьте за стол, возьмите ручку, лист бумаги и начните записывать факты, отвечая на следующие вопросы: что принесло радость? Что заставило разозлиться? Что заставило грустить? Что заставило бояться? Отвечайте на каждый вопрос, чтобы понять, что именно вы можете предпринять для избавления от гнева/страха/грусти. Когда четко осознаете, что вас злит, сильно раздражает,
выводит из себя, а что приносит радость, уже через неделю сможете различать, какие факты/события дня дают вам мощную силу, а какие – отнимают, и начать управлять этим процессом.
Эмоциональный интеллект – нечто неосязаемое, его трудно измерить, но при этом он влияет на поведение и взаимодействие человека с другими людьми, а также на процесс принятия личных решений.
Все, что связано с эмоциями, волновало человечество всегда. Еще в ХIХ веке Оскар Уайльд писал в романе «Портрет Дориана Грея»: «Я не желаю быть рабом своих переживаний. Я хочу ими насладиться, извлечь из них все, что можно. Хочу властвовать над своими чувствами». Сегодня способность распознавать эмоции активно изучают не только психологи и коучи, но и HR-специалисты, владельцы бизнеса, желающие достичь успеха в своем деле. Крайне полезен такой навык и помощникам директоров!
Как развивать эмоциональный интеллект? Хорошо бы это делать уже с детского возраста. Но и будучи взрослым можно учиться понимать свои и чужие эмоции. Есть несколько этапов и способов развития эмоционального интеллекта. Рассмотрим их.
Этап 1: развитие навыка осознания своих эмоций. Способы:
1. Ведите дневник эмоций. Самоанализ – одна из главных способностей развития эмоционального интеллекта. Важно прислушиваться к эмоциям, которые возникают у вас в течение дня. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие гнев, радость и т.д., описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать их, делать выводы, как можно реагировать в подобных обстоятельствах в следующий раз.
2. Путешествуйте. Расширяйте зону комфорта! Открывайте места/страны, попадайте в новые условия, в которых сможете испытать свежие эмоции. Вообще, путешествия – наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта. Вы оказываетесь в совершенно новой среде, что пробуждает очень сильные эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в знакомых условиях, ведь они дают дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел.
Путешествия могут привести к изменению системы ценностей, что также в свою очередь повлияет на появление непривычных эмоций и деятельность. Например, побывав в другой стране, где уровень жизни намного ниже вашего, вы начнете по-новому смотреть на вещи, которые казались до этого неважными (вода, электричество и т.д.).
Этап 2: улучшение навыков осознания эмоций других людей. Способы:
1. Используйте практику «Немое кино». Это самая безопасная и действенная тренировка на распознание чужого эмоционального состояния. Смотрите новые фильмы сначала с отключенным звуком и наблюдайте за эмоциями, жестами героев, пробуйте их объяснить, затем – с включенным. Проверьте свои предположения.
2. Определяйте эмоции других людей. Наблюдайте, а потом спрашивайте в разговоре, что ощущает человек. Находясь в магазине, транспорте, тренируйтесь определять, что испытывают люди, как проявляют эмоции невербально.
Этап 3: управление своими эмоциями. Способы:
1. Используйте технику актерской игры «Мимическая обратная связь». Эмоции сильно влияют на состояние организма: учащаются дыхание и пульс, повышается давление, расширяются зрачки... Но существует и так называемая мимическая обратная связь. Суть ее в том, что произвольная мимика так же, как и непроизвольная, способна вызывать эмоции. То есть изображая радость, человек вскоре может начать ее испытывать. Часто для снятия ненужного переживания достаточно убрать «неправильное лицо». Правда, сделать это нужно сразу же, пока эмоция еще не успела раскрутиться. Совет: приучайте себя на любое событие реагировать изначально позитивно.
2. Избавляйтесь от ограничивающих установок. Учитесь вовремя находить и обезвреживать негативные установки и убеждения. Один из моих любимых принципов, который часто меня выручает: «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней». Работает отлично! Проверено на себе.
3. Практикуйте саморегуляцию. Это медитация, визуализация, всевозможные аффирмации. Аффирмация – краткая фраза, которая содержит вербальную формулу и при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.
Например:
Неправильных решений не существует. Ценность есть в каждом опыте.
Если я страдаю – мне плохо из-за себя, из-за негативной интерпретации тех или иных событий.
Я не могу полностью контролировать все то, что происходит в мире, но в силах выбирать свои реакции на происходящее.
Я стараюсь быть сострадательным(-ой) к другим людям.
4. Учитесь менять свои эмоции через тело. Например, чтобы справиться с волнением, сожмите кулаки и расслабьте их. Затем напрягите мышцы ног. Если позволяет ситуация, хорошенько потянитесь, пройдитесь или попрыгайте, а потом расслабьтесь. Как только почувствуете негатив, сделайте длинный выдох и короткий вдох.
Этап 4: управление отношениями. Способы:
1. Вызывайте эмоции у других людей. Рассказывайте истории, анекдоты, метафоры, которые пробуждают радость, восторг, грусть, любопытство и т.д.
2. Будьте гибкими. При принятии того или иного решения используйте не только свой опыт и точку зрения, но и мнение тех людей, на кого оно может повлиять, ищите компромиссы. Это позволит избежать возникновения негативных эмоций.
[1] Джон Парр – британский психотерапевт; считает, что человеком движут четыре базовые эмоции: счастье, грусть, испуг/удивление и гнев/отвращение.