Отдаем журнал бесплатно!

Корпоративный этикет: 11 вопросов об общении с коллегами

Поскольку нам почти ежедневно приходится сталкиваться с трудными, а иногда и неприятными ситуациями в общении, традиционно летом мы вновь даем ответы, как вести себя правильно с точки зрения делового этикета и в то же время сохранить в целости свое психическое здоровье.

Корпоративный этикет

Чего хотят практически все люди? Чувствовать себя хорошо. Желательно везде: дома, в общественном транспорте, на работе. И хотя офис изначально не был создан для того, чтобы мы там радовались, практика показывает: хорошее самочувствие благотворно влияет на продуктивность.

Что нам для этого нужно? Первый важный момент – безопасность, которую можно почувствовать тогда, когда все понятно. Мы знаем свои обязанности, кто и за что отвечает, к кому идти с отчетом, а к кому – за помощью. Знаем, чего ждать от начальника и коллег.

И если собственно работу можно сделать безопасной и понятной с помощью регламентов, должностных инструкций и уставов, то с отношениями в коллективе все несколько сложнее. Как нам урегулировать общение с коллегами, как понять, что допустимо, а что неприемлемо? И почему нельзя просто не обращать на это внимание, мол, какое мне дело до того, как ведут себя другие взрослые люди рядом?

 

Но дело есть, и такими вопросами человечество задалось далеко не в ХХI веке. Понятие «этос», из которого выросла этика, возникло в античной философии как «совместное жилище». То есть много веков назад, когда родилась цивилизация, а люди уже стали обитать в городе, не в лесу на деревьях, обозначилась и задача всем вместе уживаться. Не мешать друг другу, проявлять уважение, помогать по возможности.

Сегодня, когда мы говорим об этике, подразумеваем прежде всего некие нравственные установки. Читать чужие письма неэтично. Задавать слишком личные вопросы – тоже. А сушить носки на обогревателе в рабочем кабинете? У людей могут быть разные понятия о добре и зле, и далеко не все из наших действий в принципе попадают под вопросы нравственности. В тех носках на обогревателе вроде бы ничего безнравственного нет, и тем не менее окружающие почему-то возмущаются и ищут на «Озоне» прищепки на нос, как у пловчих-синхронисток.

Можно, конечно, применять к коллегам методы психологического воздействия, различные манипуляции. Или бросить все свои душевные силы на то, чтобы понять, что же такое в детстве с ними делала бабушка, что сегодня они при всех ковыряют в носу. Но на практике попытка дать психологическую консультацию или выполнить разбор без запроса вызывает не благодарность, а желание наподдать веником. Это даже если за дело берется профессионал, а не бухгалтер.

Второй важный момент, на который нам можно опираться с учетом всех явных и неявных обстоятельств, – этикет. Он делает взаимоотношения с людьми проще и понятнее, а значит – безопаснее. Это некий моральный экзоскелет, который позволяет нам регулировать себя и питательно взаимодействовать с окружающей реальностью. Внешняя регулирующая сила, у которой есть одно огромнейшее преимущество: она помогает каждому из нас создать свой внутренний стержень и опираться на него в любых обстоятельствах. Не знаешь, как действовать, – вот правила этикета поведения. Рядом кто-то ведет себя как пациент психиатрической больницы – снова вспоминай о манерах. И однажды окажешься на том уровне, где возможна свобода, когда человек может все сам. В том числе создавать правила.

Разберем 11 ситуаций, которые иллюстрируют вышесказанное.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Корпоративный этикет: 11 вопросов об общении с коллегами

Поскольку нам почти ежедневно приходится сталкиваться с трудными, а иногда и неприятными ситуациями в общении, традиционно летом мы вновь даем ответы, как вести себя правильно с точки зрения делового этикета и в то же время сохранить в целости свое психическое здоровье.

Корпоративный этикет

Чего хотят практически все люди? Чувствовать себя хорошо. Желательно везде: дома, в общественном транспорте, на работе. И хотя офис изначально не был создан для того, чтобы мы там радовались, практика показывает: хорошее самочувствие благотворно влияет на продуктивность.

Что нам для этого нужно? Первый важный момент – безопасность, которую можно почувствовать тогда, когда все понятно. Мы знаем свои обязанности, кто и за что отвечает, к кому идти с отчетом, а к кому – за помощью. Знаем, чего ждать от начальника и коллег.

И если собственно работу можно сделать безопасной и понятной с помощью регламентов, должностных инструкций и уставов, то с отношениями в коллективе все несколько сложнее. Как нам урегулировать общение с коллегами, как понять, что допустимо, а что неприемлемо? И почему нельзя просто не обращать на это внимание, мол, какое мне дело до того, как ведут себя другие взрослые люди рядом?

 

Но дело есть, и такими вопросами человечество задалось далеко не в ХХI веке. Понятие «этос», из которого выросла этика, возникло в античной философии как «совместное жилище». То есть много веков назад, когда родилась цивилизация, а люди уже стали обитать в городе, не в лесу на деревьях, обозначилась и задача всем вместе уживаться. Не мешать друг другу, проявлять уважение, помогать по возможности.

Сегодня, когда мы говорим об этике, подразумеваем прежде всего некие нравственные установки. Читать чужие письма неэтично. Задавать слишком личные вопросы – тоже. А сушить носки на обогревателе в рабочем кабинете? У людей могут быть разные понятия о добре и зле, и далеко не все из наших действий в принципе попадают под вопросы нравственности. В тех носках на обогревателе вроде бы ничего безнравственного нет, и тем не менее окружающие почему-то возмущаются и ищут на «Озоне» прищепки на нос, как у пловчих-синхронисток.

Можно, конечно, применять к коллегам методы психологического воздействия, различные манипуляции. Или бросить все свои душевные силы на то, чтобы понять, что же такое в детстве с ними делала бабушка, что сегодня они при всех ковыряют в носу. Но на практике попытка дать психологическую консультацию или выполнить разбор без запроса вызывает не благодарность, а желание наподдать веником. Это даже если за дело берется профессионал, а не бухгалтер.

Второй важный момент, на который нам можно опираться с учетом всех явных и неявных обстоятельств, – этикет. Он делает взаимоотношения с людьми проще и понятнее, а значит – безопаснее. Это некий моральный экзоскелет, который позволяет нам регулировать себя и питательно взаимодействовать с окружающей реальностью. Внешняя регулирующая сила, у которой есть одно огромнейшее преимущество: она помогает каждому из нас создать свой внутренний стержень и опираться на него в любых обстоятельствах. Не знаешь, как действовать, – вот правила этикета поведения. Рядом кто-то ведет себя как пациент психиатрической больницы – снова вспоминай о манерах. И однажды окажешься на том уровне, где возможна свобода, когда человек может все сам. В том числе создавать правила.

Разберем 11 ситуаций, которые иллюстрируют вышесказанное.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам