Репутация – часть вашего имиджа, ваша реклама, хорошая или не очень. А журналисты утверждают, что сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.
Посмотрите на ваших коллег, вспомните бывших сослуживцев. Непременно за отдельными личностями тянется шлейф бурного прошлого, их «скелеты в шкафу» стали достоянием общественности и обернулись испорченной репутацией.
С другой стороны, такая ли это необходимая составляющая вашего образа? Может, это все домыслы и мифы, а репутации как таковой не стоит придавать значение? Предлагаю попробовать разобраться.
Конечно, у вас может возникнуть вопрос: «Безупречная репутация? Это моему руководителю без нее не обойтись, именно ему нужны слава и известность в профессиональных кругах. А для меня это не важно».
Думая так, многие из нас глубоко заблуждаются и тем самым перекрывают себе дорогу для профессионального развития. Секретаря, имеющего имидж профессионала в своей области, могут рекомендовать руководителям соответствующих подразделений внутри компании, а также партнерам, рекрутерам. Они запросто могут переманить вас на более привлекательную должность в другую компанию. Личный брендинг и самопиар – это, может, и отдельные «истории» со своими схемами выстраивания, а вот репутация, напротив, появляется сама собой, без мастерских схем и искусных сюжетов. Мы просто ежедневно работаем и постепенно – результатами нашей работы и поступками – зарабатываем себе репутацию. Вместе с тем можно улучшить или ухудшить свою репутацию теми или иными поступками.
Хорошая репутация – залог успеха, внешний стимул для вашего карьерного роста, премий и наград. Ее нередко зарабатывают годами, а теряют за одну минуту. Это неоспоримые факты. Профессионалы и знатоки утверждают, что репутацию поддерживают три кита: профессионализм, личные качества и умение себя преподнести.
Профессионализм
В тройке этих китов профессионализм – выше всех, т.к. это начало всех начал. Чтобы быть на хорошем счету, следует качественно выполнять свои обязанности.
Помните, что все можно перечеркнуть в один день. Личные неприятности или семейные проблемы, как бы мы ни старались, порой не дают нам спокойно работать. В таких случаях секретарь может грубо ответить начальнику или коллеге-ябеде, допустить грамматические и пунктуационные ошибки в письме партнерам руководителя, нахамить звонящему, отправить факс не в ту организацию, пролить чай на одного из инвесторов во время заседания совета директоров, неверно составить протокол совещания, а то и вовсе заказать авиабилет не на ту дату или забыть забронировать гостиницу командируемому сотруднику. Одним словом, все мы люди, от случайных ошибок в работе никто не застрахован. Но вот последствия таких ошибок – въевшееся пятно на вашей до этого образцовой репутации. Сдержанность и терпение – качества, особо ценные для секретаря. Отвечать с улыбкой на бесконечные звонки в условиях, когда у тебя около десятка «горящих» командировок, последний день для отправки заявок на канцелярские товары и в придачу пара не менее важных личных поручений руководителя, крайне сложно, а для неопытного секретаря – порой невыполнимо. Кстати, сегодня нередко в требованиях работодателей отмечается умение сохранять спокойствие в условиях непрерывного потока входящих звонков и обращений сотрудников отдела.
Личные качества
Когда говорят о значении личных качеств, то имеют в виду прежде всего ваше умение ладить с коллегами по работе. Выстраивая свои отношения даже с самыми неприятными из них, вы создаете свое доброе имя, запятнать которое очень легко. Корпоративы любят все, вот только многие из нас забывают вести себя тактично на подобных вечеринках. С одной стороны, понятно: выпили, расслабились, ушли от протокола, однако неправильное поведение все же редко забывается и сходит с рук. И тогда к сложившемуся определению «умница-красавица» добавляется еще порочащий вас эпитет вроде «распущенная». Например, выяснение отношений с неприятной сотрудницей или интрижка с симпатичным коллегой может запятнать отличную репутацию. Еще в начале моей рабочей деятельности старшие коллеги всегда повторяли, как важно не терять контроль и следить за своим поведением и своими словами даже во время «нерабочего» процесса.
Умение себя преподнести
Все мы наслышаны о значении самопрезентации и самопиара. О репутации компании заботится отдел по работе с инвесторами, или комитет по корпоративному управлению, или дирекция по связям с общественностью. О своей вам придется позаботиться самостоятельно.
Умение правильно себя преподнести и представить свои знания и умения в наилучшем свете – одно из основных качеств современного человека. Также не лишним будет вложить инвестиции в свое же будущее и поучиться на курсах ораторского мастерства, культуры речи или умения убеждать, направленных на формирование умения правильно и уверенно говорить.
Кроме того, самопиар человека включает в себя информацию о нем среди коллег, бывших коллег, в социальных сетях. И информация из последних занимает далеко не последнее место.
Пиар, репутация и работа
Когда я искала новую работу, на собеседовании в одной из компаний спросили, есть ли у меня страничка в «Одноклассниках». Я не придала значения этому вопросу, потом и совсем забыла об этом собеседовании, а через какое-то время наткнулась на информацию о том, что некоторые компании используют профайл соискателя для создания личного портрета сотрудника, а также в качестве источника сведений о репутации.
По этому поводу – хорошее высказывание одного рекрутера: «По профайлам кандидата можно определить, насколько он подходит к корпоративной культуре, идеологии компании, насколько он впишется в ее внутреннюю среду и сможет ли привнести что-то оригинальное». За своей, казалось бы, невидимой репутацией в социальных сетях рекомендуют следить всегда. Дело в том, что не вполне приличные фотографии могут попасть в поле зрения будущего работодателя. Кроме того, работодатели могут обращать внимание на вашу активность в социальных сетях в рабочее время. Если она связана с налаживанием деловых контактов, если вы пишете и комментируете в профессиональных сообществах, то это может вызвать одобрение.
Также профайлы и посты соискателя многое расскажут о его грамотности, стиле общения, круге знакомств и интересах. Кстати, важно, чтобы эти данные совпадали с данными, указанными в резюме! Понятно, что нецензурная лексика, обсуждение руководства, негативные замечания в адрес коллег и знакомых могут стать причиной для отказа в приеме на работу. Так что активным участникам и пользователям социальных сетей советуем быть осторожными и предусмотрительными.
Всегда помните, что мир тесен. Например, на собеседовании в одной из компаний директор по персоналу несколько удивленно задала мне вопрос: «Вы действительно работали в компании «N»? Название указано у Вас в резюме». Я подтвердила. Оказывается, эта женщина когда-то тоже прошла собеседование в этой компании, но отказалась от должности, пообщавшись с руководителем.
Напоминаем: даже таким косвенным образом может всплыть какая-то информация о вас.
Женщина и ее деловая репутация
Как известно, по одежке встречают, а по уму провожают. Однако репутация и внешность – вещи, не связанные между собой. В реалиях современного делового мира приоритет отдается профессиональным навыкам и умениям, а никак не внешним данным, в бизнес-среде стираются гендерные границы, и в этом мире нет места женским слабостям.
И все же стереотип о неоднозначном отношении к красивой женщине в офисе себя не везде изжил! Профессионализм с личными качествами отходит на последний план, а на первом – разговоры, слухи, домыслы. Часто к красивой девушке на работе сразу начинают относиться с опаской: она еще не успела полноценно проявить свои профессиональные качества, а у всех окружающих уже сложилось о ней не очень хорошее мнение. Работодатель зачастую не готов принять на работу красивую девушку, несмотря на ее содержательное резюме и хорошие рекомендации. Изначально предубеждения работодателя связаны с тем, что такая девушка будет негативно влиять на атмосферу в офисе: мужчины в офисе будут уделять время и внимание не работе, а новой сотруднице, которая заодно внесет смуту в сформировавшийся женский коллектив. «Да и профессиональные способности ее невысоки», – резюмирует руководитель.
К счастью, не все так плохо. Другой руководитель, напротив, с радостью возьмет на работу такую девушку.
Как не испортить себе репутацию?
Одна из наиболее распространенных причин для пятна на репутации – сплетни, слухи, интриги. Практически в каждой компании найдутся сплетники и интриганы. В общении с ними надо быть крайне осторожной: сами того не ожидая, вы станете пусть и косвенным, но соучастником. Будьте бдительны в общении с такими личностями!
Секретарь – хранитель секретов. По долгу службы мы многое знаем и владеем ценной информацией. Пристально следите за своим поведением и речью: чтобы эта информация никак, даже полунамеком, не была разглашена.
Секретарям запрещается обсуждать своих руководителей! Неопытному секретарю может показаться вполне нормальным обменяться парой слов о своем руководителе с подругой из офиса. Эта безобидная «пара слов» может иметь неприятные последствия. Вдруг подруга в разговоре с коллегами, не имея в виду ничего плохого, ее озвучит? Между тем «информация», трижды искаженная, дойдет до руководителя, а инициатором, пусть и случайным, в этой ситуации будет именно секретарь.
Будьте гибкой в отношениях с коллегами. Не демонстрируйте свои эмоции. Бесспорно, эмоции в работе помогают – но только определенные эмоции*. Дурной нрав, выставленный напоказ, несдержанность и раздражительность способны легко поставить крест на вашей репутации. Конечно, можно сказать, что все мы – люди, все ошибаемся. Но это подходит для оправдания профессиональной ошибки, а вот для оправдания личностных качеств – нет.
Помните о том, сколько репутаций и карьер погубила неформальная обстановка. Пусть даже самая праздничная атмосфера не даст вам потерять самоконтроль.
Как жить и работать с испорченной репутацией?
Итак, ваша репутация запятнана. Неважно, результат это влияния социальных сетей, происки коллег-злопыхателей или ваше случайное некорректное поведение в офисе. Что делать? Опровергнуть или промолчать? Как вас теперь будут воспринимать окружающие?
Мнения довольно разные. Кто-то хочет во что бы то ни стало защитить свое доброе имя, борется, приводит веские доводы и аргументы. Не оправдывается, а констатирует неопровержимые факты в свою защиту. Более выдержанные, более взрослые и опытные чаще всего ничего не делают – молчат и чувствуют себя вполне уверенно и комфортно. Также стоит промолчать, если вы понимаете, что в любом случае здесь работать больше не сможете. В любом случае ваша сила – в спокойствии!
Почти всегда людям с запятнанной репутацией приходится искать новую работу. Глагол «приходится» имеет обреченный смысл. Давайте в такой ситуации говорить: «Я меняю работу». Найдите в себе силы уйти красиво.
При такой смене работы получить хорошие рекомендации будет не просто. Казалось бы, вы даже не можете назвать потенциальному работодателю кого-нибудь, кто скажет пару-тройку добрых слов о вас. Это только на первый взгляд. Подумайте: наверняка найдутся коллеги (пусть это даже просто коллеги, а не руководители), которые отзовутся о вас положительно. В таком случае могут помочь и менеджеры компаний, где вы заказывали канцелярские товары, обеды в офис или билеты, а также коллеги из региональных филиалов. Испорченная репутация – это еще не конец, а очень часто начало нового успешного пути!
*См. Индина Т. Неизбежное будущее эмоционального интеллекта // Секретарь-референт. 2013. № 7. С. 82–87.