Какими критериями и методами руководствоваться при выборе поставщика товаров или услуг
Какими нормативными документами регламентируется закупочная деятельность
Как организовать и задокументировать этапы конкурсного выбора поставщика
В поисках поставщиков
Практически все компании периодически бывают недовольны условиями работы со своими поставщиками: то цены слишком высокие, то качество откровенно низкое, то сроки поставок необоснованно велики. Вы наверняка сталкивались с тем, что после подписания договора с поставщиком вас все устраивает, а потом начинаются проблемы с качеством и сроками поставок, обслуживанием и т.п. И у вас снова возникает необходимость искать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ваши потребности.
Выбор поставщика – это одна из ключевых проблем в управлении закупками материально-технических ресурсов (МТР) и услуг: из многообразия потенциальных поставщиков товаров и услуг нужно выбрать самого эффективного, выгодного и надежного.
Перечень потенциальных контрагентов необходимо проанализировать по специальным критериям. Количество критериев не ограничивается ценой и качеством МТР и услуг и может составлять от трех до нескольких десятков. Конечно, каждая компания определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности. Как правило, основными являются следующие:
• сроки выполнения заказов;
• условия оплаты;
• предлагаемый ассортимент;
• наличие сервисного обслуживания;
• удаленность поставщика от потребителя;
• периодичность поставок;
• минимальный размер партии товара;
• надежность снабжения;
• соответствие требованиям компании в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды;
• финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность;
• репутация поставщика и др.
В результате анализа и оценки потенциальных поставщиков по основным критериям формируется перечень конечных контрагентов, с которыми проводится дальнейшая работа по установлению договорных отношений.
Наш совет
Оценку поставщиков нужно проводить не только на стадии поиска новых контрагентов, но и в процессе работы с уже имеющимися поставщиками. Многие компании проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают удовлетворять их требования и соответствуют ситуации на рынке. Как правило, для оценки их работы используют метод ранжирования[1], который позволяет выявить все минусы в работе и дает понимание того, какие критерии для вас в настоящий момент наиболее важны.
Важно!
Вступая в договорные отношения с неизвестным контрагентом, вы рискуете! В случае его недобросовестности или несостоятельности у вас могут возникнуть срывы в выполнении плана работ или даже прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков – дело хлопотное и нелегкое. Необходимо отнестись к выбору поставщика обстоятельно и использовать все возможные способы для выявления ненадежных или «рискованных» поставщиков, в том числе проводя конкурсы и изучая всю доступную информацию о претендентах до заключения с ними договора.
Нормативная база закупочной деятельности
Процесс закупок регламентирован Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 05.04.2016; далее – Федеральный закон № 223-ФЗ). Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, а также компаниями с 50%-м участием государства.
Обратите внимание!
Полный перечень компаний и хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие Федерального закона № 223-ФЗ, вы можете найти в распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства» (ред. от 16.07.2016).
Следует отметить, что все перечисленные в нем госучреждения и организации осуществляют свои закупки только через конкурсные процедуры. Для всех остальных компаний этот метод выбора поставщика является одним из многих.
Помимо Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 03.07.2016).
Кроме того, в организации разрабатываются локальные нормативные акты (ЛНА) по закупкам, например: Политика в области закупочной деятельности, Положение о закупочной деятельности, Положение о комиссии по закупкам, Положение о договорной работе. ЛНА не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим правила закупок.
Любой из специализированных документов о закупочной деятельности (процедура, положение, инструкция) разрабатывается с учетом структуры и специфики деятельности конкретной организации.
Как выбирать?
Поставщиков можно выбирать:
• из числа организаций, которые уже были или являются вашими поставщиками. Это облегчает выбор, т.к. отдел закупок/ответственный закупщик располагает точными данными о деятельности этих компаний;
• из числа новых организаций по результатам анализа рынка. Это отнимает много времени и ресурсов, но приносит прибыль для компании, т.к. цены потенциального поставщика могут быть ниже цен существующих поставщиков.
Методы, используемые для поиска потенциальных поставщиков, у каждого свои:
• изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, торговых журналов, прайс-листов, объявлений в СМИ;
• посещение выставок и ярмарок;
• переписка и личные контакты с потенциальными поставщиками;
• бесконкурсный выбор;
• объявление конкурса (тендера).
Первые три метода, как правило, вопросов не вызывают, их процедура более-менее понятна. Остановимся подробнее на конкурсном и бесконкурсном выборе.
Бесконкурсный выбор. К бесконкурсным способам относятся внеконкурсный и безальтернативный выбор контрагента.
Если контрагент по своим конкурентным качествам объективно превосходит остальных контрагентов, присутствующих на рынке, можно выбирать поставщика на внеконкурсной основе. Например, контрагент предлагает уникальную технологию/товар, или из-за нехватки времени вы не успеваете найти приемлемую схожую технологию/товар. Кроме того, внеконкурсный выбор может быть сделан в силу экономических причин: контрагент предлагает уникальные условия, приемлемую технологию, цены и допустимый для вашей компании уровень рисков.
Иногда выбор просто безальтернативен, т. к. в рассматриваемом секторе МТР/услуг просто нет конкуренции, и претендент всего один.
Конкурсный выбор. Большинство вопросов всегда вызывают методы, связанные с конкурсными процедурами.
Конкурсный выбор – это процесс подачи заявок с участием двух или нескольких конкурсантов, имеющий целью получение ценовых предложений о предоставлении МТР/услуг. Конкурс проводится, если планируется осуществить закупку на крупную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Конкурсный выбор оправдан в тех случаях, когда есть большой выбор квалифицированных и готовых к участию конкурсантов, т.к. является наиболее прозрачным и приносит максимальную выгоду организации.
Внеконкурсные способы выбора поставщика используются нечасто, поэтому далее в статье мы подробно рассмотрим конкурсный (тендерный) выбор.
Конкурсный выбор состоит их нескольких этапов:
ЭТАП 1: сбор предложений
Выбор контрагента на конкурсной основе начинается с предложения делать оферты.
Предложение делать оферты (ПДО) – это комплект документов, направляемых в адрес потенциальных контрагентов или размещаемых на сайте компании и/или в средствах массовой информации, содержащий основные параметры планируемого сотрудничества с контрагентами и имеющий своей целью получение оферт от потенциальных контрагентов для возможного последующего акцепта наиболее ценной оферты.
Где размещать ПДО
ПДО размещается на информационных ресурсах в открытом доступе и/или направляется закрытому перечню квалифицированных поставщиков или подрядчиков (как правило, это контрагенты, с которыми компания уже работает или работала в прошлом). Это делается для привлечения максимального количества участников, чтобы получить наиболее выгодные условия.
Если информация размещается в открытом доступе, то это можно сделать:
• на сайте организации в соответствующем разделе «Закупки» (где отражена информация обо всех текущих и ранее совершенных закупках компании);
• в бумажных СМИ (например, в отраслевом издании, охватывающем круг потенциальных поставщиков);
• в электронных СМИ;
• на закупочных площадках (www.zakupki.gov.ru, www.roseltorg.ru, www.etp.zakazrf.ru, www.etp-micex.ru и т.п.).
Перед объявлением конкурсного выбора нужно четко определить условия размещения ПДО, критерии/результаты предквалификации, методику оценки оферт, подход к последующим переговорам и переговорной стратегии, а также составить график проведения конкурсных процедур.
Обратите внимание
Извещение о проведении конкурса всегда размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Кто размещает
В зависимости от структуры и специфики организации эти задачи выполняет закупочная комиссия в рамках отдела закупок или уполномоченный на закупки сотрудник какого-либо департамента (зачастую административного). Ответственный закупщик готовит пакет ПДО и заявку для размещения в открытом доступе и/или адресной рассылки и организует ее размещение.
Закупочная комиссия, как правило, состоит из представителя отдела закупки, представителей структурных подразделений (бизнес-заказчика) и/или технического специалиста.
Закупочная комиссия ответственна за подготовку информации для разработки критериев квалификационного отбора и ПДО и оценку контрагентов на соответствие утвержденным критериям, она участвует в переговорах с контрагентами (в соответствии со стратегией переговоров). При рассмотрении вопроса о дисквалификации контрагента закупочная комиссия предоставляет информацию о его несоответствии критериям квалификационного отбора и участвует в подготовке рекомендаций по выбору другого контрагента.
Пакет ПДО
Примерный пакет документов ПДО, который мы обычно используем в процессе выбора поставщиков, включает в себя:
1. Письмо-извещение с описанием сути оферты, информацией о контактных лицах, сроках приема и акцепта оферт, требованиями (инструкциями) по подготовке и предоставлению оферт (например, порядок подачи оферт, формы предоставления технических и коммерческих условий и другая необходимая информация):
2. Документы, содержащие установленные требования к качеству, техническим характеристикам товара/работы/услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара/выполняемой работы/оказываемой услуги нашим потребностям (описанным заказчиком в заявке на закупку).
3. Максимально возможный объем работ, оформленный в виде лотов и/или спецификаций и технических заданий.
Обратите внимание
Спецификации на оборудование не должны содержать ссылок на конкретные модели оборудования или названия производителей, если только это четко не оговорено в утвержденной стратегии конкурса.
4. Графики поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг.
5. Сведения о начальной/максимальной цене договора/цене лота (часто помогает на начальном этапе отсеять заведомо непроходных конкурсантов).
6. Порядок формирования цены договора/лота (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
7. Требования к участникам конкурса и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям (фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме и месте нахождения, почтовый адрес, банковские реквизиты; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса, в том числе подписание заявки; копии учредительных документов; при необходимости копии специальных разрешений – лицензий, допусков, членства в саморегулируемых организациях и т.д.).
8. Требование получения от контрагента письменно подтвержденного списка организаций, которые могут действовать от его имени в качестве агентов, дилеров, представителей или торговых домов (при закупке МТР).
9. Требование раскрытия информации об аффилированных лицах, которые участвуют или могут участвовать в конкурсных процедурах одновременно с контрагентом.
10. Проект договора, включающий требования компании в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, антикоррупционную оговорку.
11. Контактные данные лица, ответственного за организацию конкурсных процедур и предоставление разъяснений потенциальным контрагентам по существу ПДО.
12. Иные документы при необходимости.
Заявки участников конкурса
Участники конкурса подают свои заявки в письменной форме в запечатанном конверте (кроме случаев проведения закупки в электронной форме).
Одновременно с заявкой, подаваемой в письменной форме, предоставляется электронная копия заявки на одном или нескольких компакт-дисках CD-R или DVD-R со всеми документами, составляющими заявку участника. Требования к формату файлов, содержащихся в электронной копии заявки, также определяются в ПДО.
Ответственный закупщик регистрирует каждый поступивший конверт с заявкой, фиксируя дату и время его поступления. Прием оферт завершается в момент наступления даты и времени окончания, указанных в ПДО. На следующий после окончания приема оферт рабочий день ответственный закупщик составляет и подписывает протокол об окончании приема оферт:
В случае если в ответ на ПДО поступило не более одной оферты, ответственный закупщик может инициировать вопрос о продлении срока приема оферт или повторной рассылке (опубликовании) ПДО, разместив оповещение об этом на тех же ресурсах, где размещалось ПДО:
На этом этап сбора предложений закрыт. Теперь наступает необходимость оценить полученные предложения и выбрать наиболее выгодные.
ЭТАП 2: оценка предложений
Процедура вскрытия конвертов с заявками
Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проводится ответственным закупщиком в присутствии членов закупочной комиссии и представителей каждого из участников конкурса (по желанию), своевременно представивших конкурсную заявку.
В ходе этой процедуры члены закупочной комиссии обязаны вскрыть каждый поступивший конверт и огласить следующую информацию, исходя из представленных в конкурсной заявке документов и сведений:
• наименование и реквизиты конкурса;
• начальную/максимальную цену договора/цену лота (если устанавливалась);
• о содержимом конверта (заявка на участие в конкурсе, ее изменение, отзыв);
• наименование, ИНН и/или адрес места нахождения и фактический адрес участника конкурса;
• краткое описание указанного в заявке предмета конкурса и цену заявки (или иное указание на общую стоимость предложения участника конкурса);
• для конвертов с изменениями и отзывами заявок — существо изменений или факт отзыва заявки;
• если заявка не прошита должным образом — информацию об этом;
• любую другую информацию, которую члены закупочной комиссии сочтут нужным огласить (в одинаковом объеме в отношении каждой из заявок).
По результатам процедуры вскрытия конвертов с заявками закупочная комиссия подписывает протокол вскрытия конвертов, который должен содержать следующие сведения:
• дата и место проведения процедуры вскрытия конвертов;
• дата вступления в силу протокола вскрытия конвертов;
• общее количество поступивших конвертов;
• наименование, ИНН и/или адреса участников конкурса, отозвавших заявки (если были);
• наименование, ИНН и/или адреса участников конкурса, изменивших заявки (если были), а также суть таких изменений.
Документацией о закупке может быть предусмотрена раздельная подача и вскрытие заявок из нескольких частей (квалификационная часть, техническая часть, коммерческая часть).
Рассмотрение заявок
Рассмотрение заявок происходит в следующем порядке:
• проведение отборочной стадии – решение по отклонению неприемлемых заявок (допуск к участию в конкурсе);
• проведение оценочной стадии – выбор наилучшей заявки среди прошедших отборочную стадию.
Оценка поступивших оферт происходит согласно заранее определенной методике оценки оферт.
Различают совмещенную и раздельную оценку.
Совмещенная оценка подразумевает одновременное проведение технической и коммерческой оценки предложений контрагентов.
Раздельная оценка подразумевает анализ поступивших предложений в два этапа:
• оценка технической приемлемости предложения (техническая оценка);
•выбор коммерческого предложения из технически приемлемых оферт.
Техническая оценка предполагает оценку технической приемлемости контрагента:
• соответствие оферты технологическим требованиям, техническим стандартам организации, требованиям в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды;
• наличие необходимых ресурсов и технологических инноваций;
• готовность контрагента к различным сценариям производственной деятельности организации.
Техническая оценка всегда предшествует коммерческой.
Коммерческая оценка – выбор коммерческого предложения среди технически приемлемых согласно методике оценки оферт. Она заключается в сравнении цен предложений среди технически приемлемых и проводится по одинаковым параметрам (единицы измерения, валюта предложения, условия платежа, комплектация, структура ценообразования, дополнительные необходимые расходы и т.д.) и с использованием единого подхода. Если параметры различаются, то их необходимо привести к единому базису.
Закупочный орган присваивает каждой заявке место, начиная с первого, относительно других по мере уменьшения степени предпочтительности. Ранжирование заявок выполняется на основании содержащихся в них условий, а если предпочтительность измеряется в баллах – исходя из количества баллов.
Для оценки разрабатывается специальная шкала, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика:
№ п/п |
Критерий выбора поставщика |
Значимость критерия (удельный вес) |
Оценка поставщика по данному критерию (от 10 до 100 баллов) |
Произведение значимости критерия на оценку |
1 |
Цена |
0,25 |
80 |
20,0 |
2 |
Качество товара |
0,20 |
70 |
14,0 |
3 |
Сроки поставок |
0,15 |
50 |
7,5 |
4 |
Условия оплаты |
0,15 |
60 |
9,0 |
5 |
Полнота ассортимента |
0,10 |
100 |
10,0 |
6 |
Сервисное обслуживание |
0,10 |
90 |
9,0 |
7 |
Отдаленность поставщика |
0,05 |
40 |
2,0 |
|
ВСЕГО |
1,00 |
– |
71,5 |
Оферты, поступившие от контрагентов не из списка адресной рассылки ПДО (при закрытом размещении), должны рассматриваться наравне с офертами контрагентов, которым направлялось ПДО, с обязательной отметкой об этом в протоколе рассмотрения оферт. Решение о допуске таких оферт до конкурсных процедур принимает уполномоченный руководитель.
Если в ответ на размещенное ПДО поступила только одна оферта, и в результате продления срока приема оферт или повторного размещения ПДО количество представленных оферт не изменилось, а также если по результатам технической оценки только одна оферта была признана технически приемлемой, ответственный закупщик вправе рекомендовать утвердить единственного контрагента, подавшего оферту.
Оценка поступивших оферт может проводиться с использованием автоматизированной системы, если она позволяет идентифицировать лиц и их электронные подписи, защитить документы от изменений, а также если предусмотрена программа шифрования (ограничения доступа всех пользователей системы документооборота) и возможность хранения документов.
ЭТАП 3: проведение переговоров
По результатам рассмотрения оферт организуется проведение технических переговоров по согласованию технических параметров оферты и коммерческих переговоров в целях получения более выгодных коммерческих условий для компании.
Важно!
В случае раздельного поступления технической и коммерческой части оферты не допускается совместное проведение технических и коммерческих переговоров.
Все коммерческие условия должны обсуждаться только после завершения технических переговоров со всеми контрагентами.
В случае участия в переговорах нескольких контрагентов ответственный закупщик обязан обеспечить равенство условий, в том числе доступность дополнительной информации, необходимой для корректировки ими своих коммерческих предложений.
Разъяснительные встречи перед переговорами
Контрагент может запросить у организации-закупщика разъяснения по предмету ПДО. В этом случае ответственный закупщик готовит письменное разъяснение, направляет его всем участникам конкурсного отбора или по решению уполномоченного руководителя организовывает разъяснительные встречи для всех претендентов. Разъяснения касаются только технических требований ПДО и не должны влиять на содержание технического задания.
Разъяснительные встречи по содержанию ПДО к переговорам не относятся, их протоколирование не является обязательным.
Технические аспекты проведения переговоров
Решение о проведении коммерческих переговоров и их формат определяется уполномоченным руководителем.
Переговоры могут быть организованы:
• в очной форме (формате встречи);
• с использованием средств голосовой связи (телефон, скайп);
• в письменной форме (в виде письма, отправленного по электронной почте или нарочным);
• в комбинированной форме, сочетающей любые из перечисленных форм.
Подготовку, организацию и проведение коммерческих переговоров с контрагентом осуществляет ответственный закупщик. По решению уполномоченного руководителя в переговорах могут принимать участие заинтересованные службы компании: финансовая, юридическая, служба безопасности, заказчик товара/услуги.
Обратите внимание
Ответственный закупщик должен проинформировать службы для выделения ими представителей на переговоры не позднее чем за 2 рабочих дня до проведения очных переговоров.
Решение о переносе переговоров по причине отсутствия кого-либо из приглашенных участников принимается уполномоченным руководителем или ответственным закупщиком (если ему делегировано такое право).
Подготовка к переговорам
Перед проведением коммерческих переговоров рекомендуется:
1. Проверить стратегию проведения переговоров.
2. Провести анализ конъюнктуры рынка.
3. Определить цели и задачи переговоров.
4. Проанализировать сильные и слабые стороны контрагента и своей организации, определить план их использования или устранения.
5. Определить минимальные и максимальные сроки для проведения переговоров.
6. Ознакомиться с историей взаимоотношений с контрагентом.
7. Оценить риски, связанные с переговорным процессом.
8. Определить участников переговоров.
Результаты переговоров оформляются протоколом.
Пример стратегии переговоров
Рекомендации по тактике ведения переговоров: из личного опыта
В компании должен быть ведущий участник переговоров и его помощник, который будет вести записи/протоколы заседаний.
В переговорах должны участвовать не менее двух представителей компании из разных структурных подразделений.
Во время переговоров следует регулярно делать перерывы, чтобы обе стороны имели возможность пересмотреть свои позиции.
Сильный эффект имеет привлечение к участию в переговорах на первые 10–15 минут руководителя самого высокого (насколько это возможно) уровня.
Если в переговорах участвуют иностранные граждане, убедитесь, что представители обеих сторон говорят на двух языках, или обеспечьте участие переводчика.
Попросите подтвердить возможность начала работ/поставки товара на требуемую дату.
Если вы готовы изменить позицию в ходе переговоров, можете воспользоваться следующими формулировками: «Допустим, мы готовы рассмотреть такую возможность», «Представьте, что мы готовы согласиться c тем, что...».
Попросите контрагента произвести разбивку фиксированной цены и будьте готовы обсудить ее по пунктам. Зачастую это помогает снизить цену.
Вносите предложения и отвечайте на них упорядоченно:
Предложение → Объяснение → Резюмирование → Ожидание ответа.
ЭТАП 4: cистематизация информации и определение победителя конкурса
По результатам проведенных мероприятий ответственный закупщик разрабатывает рекомендации по выбору контрагента[2]. Они основываются на совокупности ранжирования поступивших оферт и результатах проведенных с конкурсантами переговоров (если они проводились).
Выбор победителя закупки осуществляется на заседании закупочной комиссии и утверждается уполномоченным руководителем.
Победителем признается участник, заявке которого присвоено первое место и который предложил лучшие условия исполнения договора в переговорах.
По результатам заседания по подведению итогов выбора поставщика составляется протокол, в котором должны содержаться следующие сведения:
• наименование и реквизиты закупки;
• место, дата проведения заседания;
• дата утверждения протокола;
• начальная (максимальная) цена договора (если устанавливалась);
• перечень участников конкурса, подавших заявки, цены таких заявок;
• перечень допущенных участников конкурса и участников, которым отказали в допуске по результатам проведения отборочной стадии;
• результаты оценки заявок;
• итоговое ранжирование, установленное на основании результатов оценки, с указанием мест и сопоставления результатов переговоров (если проводились);
• наименование победителя (победителей) конкурса с указанием объема, цены закупаемых товаров/работ/услуг, сроков исполнения договора.
Протокол по подведению итогов выбора поставщика
Протокол размещается на официальном сайте компании и сайте закупочной площадки.
После размещения протокола любой участник конкурса вправе направить ответственному закупщику в письменной форме запрос о разъяснении результатов оценки, но только относительно его заявки. Организатор в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса обязан предоставить участнику соответствующие разъяснения в письменной форме.
Кроме того, необходимо оповестить всех участников конкурса о его конечных результатах в письменном виде. Для этого мы используем письма-уведомления информационного характера с благодарностью за проявленный интерес к нашей организации и участие в конкурсе.
В первую очередь направляем уведомление победителю конкурса.
Шаблон уведомления победителя о результатах выбора
Уведомления о результатах конкурса необходимо разослать и всем остальным участникам.
Шаблон уведомления невыбранного контрагента
В случае уклонения победителя конкурса от заключения договора организатор вправе:
1. Заключить договор с другим участником, занявшим следующее место (в случае, если указанное право было предусмотрено в документации о конкурсе), а также провести переговоры с ним по уменьшению цены его заявки (такое решение оформляется протоколом с указанием наименования нового победителя (победителей) конкурса, с указанием объема, цены закупаемых товаров/работ/услуг, сроков исполнения договора).
2. Провести повторную процедуру конкурса.
3. Отказаться от заключения договора и прекратить процедуру выбора поставщика.
Далее следует стадия заключения договора по итогам закупочной процедуры. Но это уже совсем другая история и тема отдельной статьи.
Резюме
Надежность поставщиков в достаточной степени влияет на работу организации и ее успешное развитие. В условиях кризиса это становится особенно важным, поскольку выживает сильнейший. Поэтому всегда старайтесь заглянуть в будущее и быть на шаг впереди ваших конкурентов. Выбранные вами достойные поставщики станут для вас хорошей опорой!