На фоне переизбытка секретарей на рынке труда работодатель при трудоустройстве все чаще предпочитает бросать секретарей-новичков, как котят в пруд: выплывут – хорошо, утонут – не страшно, наймет других. Поэтому мало где для вас подготовят сносную программу адаптации и процедуру плавного введения в должность[1].
Поговорим о «кошмарном ужасе» секретаря – первом рабочем дне/днях в компании:
• где отсутствует делопроизводство;
• где придется совмещать должность секретаря и личного помощника руководителя.
«Первый бой» в новой должности очень важен для вашего будущего: от того, какое первое впечатление вы произведете на вашего руководителя, сможете ли наладить взаимоотношения с коллективом, проявить себя как грамотный, серьезный и ответственный сотрудник, – будет зависеть ваша дальнейшая судьба в компании.
Рассмотрим основные этапы первых рабочих дней. При их описании укажем, на что нужно обратить внимание, какую информацию и сведения необходимо будет раздобыть. Помните, что в правильно заданном вопросе уже содержится половина ответа. Вы должны уметь вовремя задать нужные вопросы, тем самым показывая свою компетентность и серьезный настрой на работу. С первых минут вашего появления в компании держите под руками записную книжку и ручку. Это полезно для сохранения нужной информации и позиционирования вас как серьезного и ответственного сотрудника.
Идем в отдел кадров
Обычно первый рабочий день начинается с отдела кадров и вашего оформления.
Согласно Трудовому кодексу кадровая служба при приеме на работу, после того как подпишет с вами трудовой договор, обязана ознакомить вас с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, документами, регламентирующими внутреннюю и внешнюю экономическую безопасность, рабочее время. Если это условие проигнорировали, советуем запросить эти документы у кадровиков самостоятельно.
Должностная инструкция
Это документ, в котором описаны все права, обязанности и полномочия сотрудника при работе в конкретной должности. При устройстве на работу сотрудники кадровой службы должны ознакомить вас под роспись с вашей должностной инструкцией (далее – ДИ). Обязательно возьмите свой экземпляр этого документа – он должен храниться у вас на рабочем месте.
Тщательно изучите все пункты ДИ – теперь это ваше руководство к действию.
Допускаю вариант, что ДИ для вашей должности еще не существует. Поэтому будьте готовы разработать этот документ самостоятельно. Это не является делом первого рабочего дня. И вообще, разработка ДИ – обязанность кадровой службы. Поэтому не паникуйте. Пока что вы можете удивленно и слегка возмущенно поднять брови: «Как это – “должностная инструкция пока не разработана”?!»
Правила внутреннего трудового распорядка
Это внутренний локальный нормативный акт (далее – ЛНА), обязательный элемент кадрового учета, содержащий положения о порядке найма и увольнения сотрудников, права и обязанности сторон трудового договора, режим труда и отдыха, меры дисциплинарного взыскания, требования дресс-кода, принятого в организации, и т.д. Ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) вновь поступившего работника – обязанность кадровой службы. Часто ПВТР вывешивают на информационных стендах.
Попросите себе копию этого документа или запишите его основные положения в записную книжку. Нарушение ПВТР чревато большими неприятностями, вплоть до увольнения.
Документы, регламентирующие внутреннюю и экономическую безопасность организации
С ними вас может ознакомить кадровая служба или служба безопасности.
В перечень таких документов могут входить:
- положение о коммерческой тайне;
- положение о работе с документами, имеющими гриф «для служебного пользования»;
- положение о конфликте интересов;
- положение о подарках;
- положение о пропускном режиме;
- правила парковки личного и служебного транспорта на территории предприятия и прилегающих территориях.
Отнеситесь к этим документам очень серьезно – вам предстоит постоянно сталкиваться с ситуациями, которые они регламентируют. Например, вы будете работать с множеством документов, многие из которых будут содержать в себе сведения, составляющие коммерческую тайну; или приобретать подарки, которые от имени вашей организации будут вручать различным высокопоставленным лицам, и т.д.
Учет рабочего времени
При выдаче вам пропуска на предприятие поинтересуйтесь (если сами не расскажут) особенностями табельного учета рабочего времени: кто ведет табель, как отслеживается выполнение ПВТР, как можно отпроситься с работы (какие заявления или иные документы нужно заполнить, кто должен их подписать, как они будут учтены в вашем отработанном времени и в зарплате и т.д.).
Знакомимся с рабочим местом и вникаем в обязанности
После того как вас ознакомили со всеми первостепенными документами, вас должны проводить на ваше рабочее место, показать, где находятся бытовые помещения (раздевалка, туалет, столовая, место для разогревания и приема пищи, холодильник, курилка и пр.), и представить коллективу.
Если коллектив многочисленный, а организация имеет достаточно разветвленную структуру, то вас могут представить заочно путем электронной рассылки или публикации на внутреннем электронном ресурсе (портале).
И вот после этого начинается самое страшное – выполнение служебных обязанностей!
При поступлении на работу может быть два варианта:
- Вы приходите в уже функционирующий отдел, у которого есть руководитель и штат сотрудников, т.е. вы будете не одна в этом поле воин и иметь четко очерченный круг обязанностей.
- Вы приходите на место, где до вас никого не было или был только один сотрудник, который собирается уволиться.
При этом вам нужно будет совмещать должность секретаря и личного помощника.
Честно говоря, не могу сказать с уверенностью, что из этого лучше. Лично я предпочла бы прийти на пустующее место, где можно все организовать по своему усмотрению, чем разгребать чужие ошибки и недоработки, которые теперь станут вашими, и быть объектом сравнения с вашей предшественницей.
Первый вариант проще – у вас будет непосредственный руководитель отдела, который обязан ввести вас в курс дел и обучить всем тонкостям работы. Вы будете ведомым – делайте, что велят.
Рассмотрим второй вариант: вы поступаете на должность секретаря и личного помощника руководителя одновременно. Эта ситуация значительно сложнее и потребует от вас высокой самоотдачи, организованности и самообладания.
Ну что ж, вас представили коллективу, показали ваше рабочее место: вот ваш ПК, пароль от него. На столе беспорядок: свалены папки и документы, директор уже вызывает вас в свой кабинет. Не тушуйтесь! Сохраняйте спокойствие, достоинство и хладнокровие. Поверьте, будет гораздо хуже, если непосредственный начальник не вспомнит о вас на протяжении всего дня, а то и нескольких. Возьмите ваш ежедневник и ручку и отправляйтесь на аудиенцию. И не забудьте выключить звук на мобильном телефоне.
Как вести себя на первой беседе с руководителем:
- улыбайтесь сдержанно, но искренне, т.е. не только губами, но и глазами;
- смотрите в глаза собеседнику. Если это сложно, то фокусируйте внимание на его переносице;
- записывайте в ежедневник важные сведения:
– Ф.И.О. и должность руководителя, если вам это не сообщили раньше и он представился сам;
– номер телефона руководителя;
– все высказываемые им пожелания и задания;
– распорядок дня руководителя и вашу роль в этом распорядке;
– Ф.И.О. руководителей и специалистов, отвечающих в организации за различные направления деятельности: главного бухгалтера, ИТ-специалиста, представителя службы эксплуатации, завхоза, шофера и пр.;
- уточните, кто вел до вас делопроизводство (кто печатал приказы, есть ли реестр и где папка с подшитыми оригиналами приказов).
[1] См.: Щеглова Е.Ю. Выходим в открытый космос, или Как секретарю адаптироваться на новом месте работы // Секретарь-референт. 2018. № 1. С. 4–8.