Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» был утвержден приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 52н и будет действовать с 1 сентября 2023 г. по 1 сентября 2029 г.
О том, как устроен профстандарт, какие требования он устанавливает к профессиональной деятельности работников служб протокола, чем полезен работникам секретариата и личным помощникам, вы узнаете из статьи.
Зачем нужен стандарт
То, насколько результативно организация взаимодействует с внешней средой, зависит от многих факторов, среди которых как знание особенностей и текущего состояния этой среды (норм бизнес-сообщества, социально-политического устройства), так и четкое соблюдение правил взаимодействия с различными участниками согласно нормам делового этикета и протокола. Изначально протокол воспринимался как совокупность правил, соблюдаемых правительствами и их дипломатическими представителями в международном общении. Однако в настоящее время деловой протокол соблюдается и во взаимодействии представителей государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций как на международном уровне, так и внутри одной страны.
Именно служба протокола обладает комплексом компетенций, позволяющих организовать и осуществлять взаимодействие в соответствии с порядком, установленным протоколом.
Целью профессиональной деятельности этих специалистов является протокольно-организационное обеспечение мероприятий согласно международным нормам вежливости, делового этикета и протокольного старшинства. Средние и мелкие компании не могут позволить себе службу протокола, поэтому ее функции выполняют секретари и личные помощники. Разработка и принятие профстандарта очень своевременны, многие организации испытывают недостаток компетенций в этой области. Четкие формулировки в документе помогут описать бизнес-процессы и упорядочить должностные инструкции работников.
Как организован стандарт
Любой профессиональный стандарт имеет структуру, определенную Макетом профессионального стандарта[1]:
Раздел I «Общие сведения».
Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт».
Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций».
Раздел IV «Разработчики профессионального стандарта».
Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» тоже содержит эти разделы. Познакомимся и прокомментируем каждый из них.
Раздел «Общие сведения»
Первый раздел содержит общие характеристики профессиональной деятельности.
Раздел «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт»
Второй раздел содержит:
- перечень обобщенных трудовых функций (далее – ОТФ);
- состав трудовых функций, входящих в каждую ОТФ;
- уровни квалификации каждой ОТФ и трудовой функции.
Основная структурная единица профессионального стандарта – ОТФ, которая определена в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта[2]. Это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.
Именно для ОТФ в профессиональном стандарте указывают возможные наименования должностей.
Каждая ОТФ состоит из трудовых функций, определяемых как система трудовых действий. Трудовое действие в свою очередь является процессом взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача[3]. Для каждой трудовой функции в стандарте определены трудовые действия, необходимые умения и знания.
Рассматриваемый профстандарт содержит три укрупненные трудовые функции: А, В, С. Для всех трех ОТФ установлен 6-й уровень квалификации[4]. Этот уровень квалификации подразумевает, что работник:
- самостоятельно определяет задачи собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
- обеспечивает взаимодействие сотрудников и смежных подразделений;
- несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
В Таблице 1 представлено соответствие ОТФ и требуемый уровень образования.