Отдаем журнал бесплатно!

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола»: чем полезен секретарям и личным помощникам

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» был утвержден приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 52н и будет действовать с 1 сентября 2023 г. по 1 сентября 2029 г.

О том, как устроен профстандарт, какие требования он устанавливает к профессиональной деятельности работников служб протокола, чем полезен работникам секретариата и личным помощникам, вы узнаете из статьи.

Зачем нужен стандарт

То, насколько результативно организация взаимодействует с внешней средой, зависит от многих факторов, среди которых как знание особенностей и текущего состояния этой среды (норм бизнес-сообщества, социально-политического устройства), так и четкое соблюдение правил взаимодействия с различными участниками согласно нормам делового этикета и протокола. Изначально протокол воспринимался как совокупность правил, соблюдаемых правительствами и их дипломатическими представителями в международном общении. Однако в настоящее время деловой протокол соблюдается и во взаимодействии представителей государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций как на международном уровне, так и внутри одной страны.

 

Именно служба протокола обладает комплексом компетенций, позволяющих организовать и осуществлять взаимодействие в соответствии с порядком, установленным протоколом.

Целью профессиональной деятельности этих специалистов является протокольно-организационное обеспечение мероприятий согласно международным нормам вежливости, делового этикета и протокольного старшинства. Средние и мелкие компании не могут позволить себе службу протокола, поэтому ее функции выполняют секретари и личные помощники. Разработка и принятие профстандарта очень своевременны, многие организации испытывают недостаток компетенций в этой области. Четкие формулировки в документе помогут описать бизнес-процессы и упорядочить должностные инструкции работников.

Как организован стандарт

Любой профессиональный стандарт имеет структуру, определенную Макетом профессионального стандарта[1]:

Раздел I «Общие сведения».

Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт».

Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций».

Раздел IV «Разработчики профессионального стандарта».

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» тоже содержит эти разделы. Познакомимся и прокомментируем каждый из них.

Раздел «Общие сведения» 

Первый раздел содержит общие характеристики профессиональной деятельности.

Общие характеристики профессиональной деятельности

Раздел «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» 

Второй раздел содержит:

  • перечень обобщенных трудовых функций (далее – ОТФ);
  • состав трудовых функций, входящих в каждую ОТФ;
  • уровни квалификации каждой ОТФ и трудовой функции.

Основная структурная единица профессионального стандарта – ОТФ, которая определена в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта[2]. Это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

Именно для ОТФ в профессиональном стандарте указывают возможные наименования должностей.

Каждая ОТФ состоит из трудовых функций, определяемых как система трудовых действий. Трудовое действие в свою очередь является процессом взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача[3]. Для каждой трудовой функции в стандарте определены трудовые действия, необходимые умения и знания.

Рассматриваемый профстандарт содержит три укрупненные трудовые функции: А, В, С. Для всех трех ОТФ установлен 6-й уровень квалификации[4]. Этот уровень квалификации подразумевает, что работник:

  • самостоятельно определяет задачи собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
  • обеспечивает взаимодействие сотрудников и смежных подразделений;
  • несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

В Таблице 1 представлено соответствие ОТФ и требуемый уровень образования.

Обобщенные трудовые функции и соответствующие им наименования должностей, уровень образования и требования к опыту работы

[1] Утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н (в ред. от 29.09.2014).

[2] Утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н.

[3] Там же.

[4] Требования к образованию и опыту для каждого уровня квалификации установлены приказом Минтруда России от 12.04.2013 3 148н.

А.М. Лобанова,
к.э.н., доцент

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола»: чем полезен секретарям и личным помощникам

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» был утвержден приказом Минтруда России от 30.01.2023 № 52н и будет действовать с 1 сентября 2023 г. по 1 сентября 2029 г.

О том, как устроен профстандарт, какие требования он устанавливает к профессиональной деятельности работников служб протокола, чем полезен работникам секретариата и личным помощникам, вы узнаете из статьи.

Зачем нужен стандарт

То, насколько результативно организация взаимодействует с внешней средой, зависит от многих факторов, среди которых как знание особенностей и текущего состояния этой среды (норм бизнес-сообщества, социально-политического устройства), так и четкое соблюдение правил взаимодействия с различными участниками согласно нормам делового этикета и протокола. Изначально протокол воспринимался как совокупность правил, соблюдаемых правительствами и их дипломатическими представителями в международном общении. Однако в настоящее время деловой протокол соблюдается и во взаимодействии представителей государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций как на международном уровне, так и внутри одной страны.

 

Именно служба протокола обладает комплексом компетенций, позволяющих организовать и осуществлять взаимодействие в соответствии с порядком, установленным протоколом.

Целью профессиональной деятельности этих специалистов является протокольно-организационное обеспечение мероприятий согласно международным нормам вежливости, делового этикета и протокольного старшинства. Средние и мелкие компании не могут позволить себе службу протокола, поэтому ее функции выполняют секретари и личные помощники. Разработка и принятие профстандарта очень своевременны, многие организации испытывают недостаток компетенций в этой области. Четкие формулировки в документе помогут описать бизнес-процессы и упорядочить должностные инструкции работников.

Как организован стандарт

Любой профессиональный стандарт имеет структуру, определенную Макетом профессионального стандарта[1]:

Раздел I «Общие сведения».

Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт».

Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций».

Раздел IV «Разработчики профессионального стандарта».

Профессиональный стандарт «Специалист службы протокола» тоже содержит эти разделы. Познакомимся и прокомментируем каждый из них.

Раздел «Общие сведения» 

Первый раздел содержит общие характеристики профессиональной деятельности.

Общие характеристики профессиональной деятельности

Раздел «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» 

Второй раздел содержит:

  • перечень обобщенных трудовых функций (далее – ОТФ);
  • состав трудовых функций, входящих в каждую ОТФ;
  • уровни квалификации каждой ОТФ и трудовой функции.

Основная структурная единица профессионального стандарта – ОТФ, которая определена в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта[2]. Это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

Именно для ОТФ в профессиональном стандарте указывают возможные наименования должностей.

Каждая ОТФ состоит из трудовых функций, определяемых как система трудовых действий. Трудовое действие в свою очередь является процессом взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача[3]. Для каждой трудовой функции в стандарте определены трудовые действия, необходимые умения и знания.

Рассматриваемый профстандарт содержит три укрупненные трудовые функции: А, В, С. Для всех трех ОТФ установлен 6-й уровень квалификации[4]. Этот уровень квалификации подразумевает, что работник:

  • самостоятельно определяет задачи собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
  • обеспечивает взаимодействие сотрудников и смежных подразделений;
  • несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

В Таблице 1 представлено соответствие ОТФ и требуемый уровень образования.

Обобщенные трудовые функции и соответствующие им наименования должностей, уровень образования и требования к опыту работы

[1] Утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н (в ред. от 29.09.2014).

[2] Утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н.

[3] Там же.

[4] Требования к образованию и опыту для каждого уровня квалификации установлены приказом Минтруда России от 12.04.2013 3 148н.

А.М. Лобанова,
к.э.н., доцент

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам