Начальники бывают разные. С одними необходимо подбирать и выстраивать особую тактику взаимодействия, с другими работать комфортно и легко, а с третьими «все сложно». В любом случае каждый секретарь или помощник должен уметь распознавать, каким образом руководитель выстраивает все бизнес-процессы и отношения с подчиненными, как ведет себя в случае форс-мажора. Вам поможет это сделать управленческая решетка американских психологов Роберта Блейка и Джейн Моутон – теория, которая прошла проверку временем с 1960 года.
Стиль руководства – это совокупность принципов и методов управления, которые наиболее часто применяет руководитель в работе. Его нередко называют почерком управленческой деятельности менеджера. У каждого босса свои способы контроля подчиненных и влияния на морально-психологический климат коллектива.
Вопросы управления и теории организационного менеджмента активно обсуждаются с 1960-х годов и в наше время ничуть не утратили своей актуальности.
Классификация типов управления Блейка и Моутон
Скорее всего, вы встречали различные классификации типов руководителей. Мне близка та, которую предложили Роберт Блейк и Джейн Моутон.
Эти американские психологи изучали методы организационного развития и управления и определили, что на стиль руководства влияют две движущие силы: забота о результате (производство, прибыль) и забота о людях, которые выполняют работу (человеческие ресурсы компании). Другими словами, как шеф относится к своей компании и сотрудникам.
Роберт и Джейн положили эти фундаментальные составляющие в основу решетки лидерства – решетки менеджмента. С ее помощью можно установить, какой стиль управления использует ваш руководитель.
С помощью решетки можно получить 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Ключевыми считаются пять. Они крайние в матрице. Их и описали Блейк и Моутон.
Итак, каждой позиции соответствуют свои координаты на решетке.
- Пессимист → 1.1 → «страх перед бедностью» – примитивное руководство. Приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции.
- Диктатор → 9.1 → «авторитет – подчинение» – авторитарное руководство. Производительность операций исходит из организации работы таким образом, что человеческому фактору уделяется минимум внимания.
- Демократ (либерал) → 1.9 → «дом отдыха» – социальное руководство. Вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы и темпа работы в организации.
- Манипулятор → 5.5 → «организация» – компромиссное руководство. Адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне.
- Организатор → 9.9 → «групповое управление» – командное руководство. Эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия; взаимозависимость в работе строится на наличии общих интересов в рамках организационной цели; отношения строятся на доверии и уважении.
Охарактеризуем основные пять типов руководителей и покажем, как секретарю или помощнику научиться их распознать и взаимодействовать.