Отдаем журнал бесплатно!

Что изменится в подписании электронных документов с 1 сентября 2024 года

Совсем немного времени осталось до окончания переходного периода по использованию машиночитаемых доверенностей (далее – МЧД). С 1 сентября 2024 г. закончится добровольный порядок их применения, и МЧД станут обязательными.

В статье разберем, что конкретно изменится при подписании электронных документов в организациях, напомним порядок получения и использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП), рассмотрим основные вопросы применения МЧД, технические возможности по ее созданию, регистрации, хранению и отзыву.

Что такое машиночитаемая доверенность

В рамках проведения реформы электронной подписи Федеральным законом № 476-ФЗ[1] было введено понятие «машиночитаемая доверенность». МЧД – это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации. Она подписывается УКЭП руководителя или индивидуального предпринимателя.

Организации в добровольном порядке начали применять МЧД при обмене электронными документами еще с 1 марта 2022 г. И на настоящий момент, по данным ФНС, в распределенном реестре ФНС хранится уже более миллиона МЧД (рис. 1).

Статистика по МЧД в реестре ФНС

Что будет с 1 сентября

Как известно, с 1 сентября 2023 г. на основании поправок в Федеральный закон № 63-ФЗ[2] аккредитованные удостоверяющие центры (далее – УЦ) перестали выдавать работникам сертификаты с реквизитами юридического лица. В настоящее время действие ранее выданных квалифицированных сертификатов либо уже закончилось, либо закончится в обязательном порядке 31 августа 2024 г. И с этого момента использование сертификатов УКЭП работников будет невозможно.

 

Отказ от использования УКЭП работников должен был состояться еще в начале 2023 г. Однако в связи с тем, что не все организации во время переходного периода успели подготовить свои информационные системы к работе с МЧД, а также с недостаточной готовностью государственных органов к обмену документами с использованием МЧД, Правительство РФ продлило переходный период по применению квалифицированной электронной подписи без использования МЧД сначала до 31 августа 2023 г.[3], а затем и до 31 августа 2024 г.[4]

Итак, с 1 сентября 2024 г. можно централизовать подписание всех электронных документов руководителем организации, поскольку изменения в получении УКЭП их не коснутся. Но этот вариант подойдет крайне малому количеству организаций с небольшим документооборотом и одновременно небольшой долей электронных документов в общем объеме документов. К тому же это может быть трудозатратно для директора и в целом неэффективно. Ведь в организации, возможно, была проведена работа по распределению полномочий и предоставлению права подписи, в результате которой подписание менее значительных и имеющих явную функциональную направленность документов было делегировано заместителям руководителя или руководителям структурных подразделений.

 

Читайте дополнительно:

Кадровые документы в электронном виде


[1] Здесь и далее – Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Здесь и далее – Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 04.08.2023).

[3] Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Л.А. Иванова,
ведущий эксперт по документообороту отдела разработки программ документооборота фирмы «1С»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Что изменится в подписании электронных документов с 1 сентября 2024 года

Совсем немного времени осталось до окончания переходного периода по использованию машиночитаемых доверенностей (далее – МЧД). С 1 сентября 2024 г. закончится добровольный порядок их применения, и МЧД станут обязательными.

В статье разберем, что конкретно изменится при подписании электронных документов в организациях, напомним порядок получения и использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП), рассмотрим основные вопросы применения МЧД, технические возможности по ее созданию, регистрации, хранению и отзыву.

Что такое машиночитаемая доверенность

В рамках проведения реформы электронной подписи Федеральным законом № 476-ФЗ[1] было введено понятие «машиночитаемая доверенность». МЧД – это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника какой-либо организации. Она подписывается УКЭП руководителя или индивидуального предпринимателя.

Организации в добровольном порядке начали применять МЧД при обмене электронными документами еще с 1 марта 2022 г. И на настоящий момент, по данным ФНС, в распределенном реестре ФНС хранится уже более миллиона МЧД (рис. 1).

Статистика по МЧД в реестре ФНС

Что будет с 1 сентября

Как известно, с 1 сентября 2023 г. на основании поправок в Федеральный закон № 63-ФЗ[2] аккредитованные удостоверяющие центры (далее – УЦ) перестали выдавать работникам сертификаты с реквизитами юридического лица. В настоящее время действие ранее выданных квалифицированных сертификатов либо уже закончилось, либо закончится в обязательном порядке 31 августа 2024 г. И с этого момента использование сертификатов УКЭП работников будет невозможно.

 

Отказ от использования УКЭП работников должен был состояться еще в начале 2023 г. Однако в связи с тем, что не все организации во время переходного периода успели подготовить свои информационные системы к работе с МЧД, а также с недостаточной готовностью государственных органов к обмену документами с использованием МЧД, Правительство РФ продлило переходный период по применению квалифицированной электронной подписи без использования МЧД сначала до 31 августа 2023 г.[3], а затем и до 31 августа 2024 г.[4]

Итак, с 1 сентября 2024 г. можно централизовать подписание всех электронных документов руководителем организации, поскольку изменения в получении УКЭП их не коснутся. Но этот вариант подойдет крайне малому количеству организаций с небольшим документооборотом и одновременно небольшой долей электронных документов в общем объеме документов. К тому же это может быть трудозатратно для директора и в целом неэффективно. Ведь в организации, возможно, была проведена работа по распределению полномочий и предоставлению права подписи, в результате которой подписание менее значительных и имеющих явную функциональную направленность документов было делегировано заместителям руководителя или руководителям структурных подразделений.

 

Читайте дополнительно:

Кадровые документы в электронном виде


[1] Здесь и далее – Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Здесь и далее – Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 04.08.2023).

[3] Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Л.А. Иванова,
ведущий эксперт по документообороту отдела разработки программ документооборота фирмы «1С»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам