В нашей стране партнеров по хозяйственной деятельности может разделять огромное расстояние. И конечно же, директорам компаний неудобно ехать в другой город и подписывать договоры лично. Электронная почта, социальные сети, мессенджеры облегчают коммуникацию партнеров и договорную работу. Обсудим, как и при каких обстоятельствах можно использовать современные средства коммуникации для заключения, изменения или расторжения гражданско-правовых договоров.
А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ…
Рассмотрим ситуацию:
Вопрос: заключили ли А и Б договор? Правомерно ли их сотрудничество?
Мы проанализируем ошибки чуть позже и объясним, что надо было сделать, чтобы ни у А, ни у Б не было проблем в суде либо с налоговой.
Мы рассмотрели еще не самый сложный случай для налогового контроля и учета. Ведь в примере речь идет о товаре. Здесь, по крайней мере, есть перемещение физических вещей, которые идут либо на перепродажу, либо в производство. Они оставляют за собой реальный след в окружающей нас объективной реальности.
Движение товара и его последующую судьбу можно отследить по независимым от сторон источникам (квитанции Почты России или транспортные документы перевозчика, последующие перепродажи, производство новой вещи и т.п.).
А если речь об услугах? А если об услугах виртуальных: разработка дизайн-макета, написание серии статей для сайта, устные или письменные консультации? Такие сделки вообще могут не оставлять следов нигде, кроме Всемирной паутины, ну и еще в истории списаний/поступлений денежных средств с расчетного счета.
В этом случае у вас на руках может не оказаться ни единого (кроме электронных подтверждений) доказательства совершения сделки. Это особая зона риска с позиции налоговых органов.
Можно ли при совершении сделки обойтись только обменом документами в электронном виде?
Обратимся к законодательству.
ЧТО ГОВОРИТ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
Законодательство четко определяет момент и способ заключения договора:
Технически договор считается заключенным с момента акцепта оферты.
Оферта – это предложение заключить сделку, содержащее все ее существенные условия. Акцепт – это согласие с этими условиями.
Офертами в том числе являются[2]:
• каталоги товара, если они содержат его цену;
• страничка с описанием товара и его ценой на сайте компании;
• прайс-листы на сайте организации;
• ценники в магазине на конкретный товар;
• счет на оплату товара;
• проект договора с указанием всех его условий.
Акцептом может быть, например:
• письменная заявка с указанием количества, наименования товара и адреса, на который должен отправить продавец этот товар;
• расчет за товар на кассе магазина;
• оплата полученного счета в срок, указанный в нем;
• подписание проекта договора и его направление второй стороне.
В какой форме стороны могут заключить договор?
Наиболее распространенной в коммерческой практике является простая письменная форма договора. Письменной ее называют, поскольку условия сделки фиксируются с помощью знаков русского алфавита – письма[3]. Письменную форму называют простой, чтобы отличать от нотариального удостоверения или государственной регистрации.
Читаем ст. 434 ГК РФ дальше: