- Профессия
- Делопроизводство
- Отдел кадров
- Архивное дело
- Юридический практикум
- Ваш компьютер
- Деловой этикет
- Офис
- Самообразование
- Бухгалтерский учет
- Корпоративная культура
- Психологический практикум
- Стиль
- Красота и здоровье
- Секретарь плюс
- Праздник
- Страницы истории
- Культура и искусство
- Контрольная работа
- Охрана труда
- Шпаргалка
- Технологии
- факта включения этого документа в документооборот организации, что влечет определенные обязательства должностных лиц по дальнейшей работе с ним;
- отчасти – права собственности организации на документ (это утверждение актуально при обмене подлинниками документов на бумажных носителях).
Как подтвердить факт получения документа, если об этом просит отправитель?
На вопрос отвечает Е.С. Буслаева, канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства
Вопрос
Принесли письмо – заявление без конверта от бывшей работницы. Я поставила штамп входящих документов (на нем есть наименование организации, входящий номер, дата и время регистрации). Просят поставить отметку о том, кто получил. Должна ли я указывать свою фамилию или должность? Или сам факт регистрации является достаточным?
Ответ
Давайте разберемся, какой статус имеют реквизит «Отметка о поступлении документа» и официально не названная, но широко распространенная в практике «Отметка о получении».
Отметка о поступлении документа – реквизит ГОСТ Р 7.0.97-2016
Согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016[1] реквизит 27 «Отметка о поступлении документа» (именно так официально называют «штамп входящих документов») служит для подтверждения факта поступления документа в организацию и включает дату поступления и входящий регистрационный номер документа. При необходимости отметка может дополняться информацией о времени (часы, минуты) поступления документа и способе его доставки.
Задумывались ли вы когда-нибудь, каково практическое значение этой отметки? Кому необходимо подтверждение факта поступления документа в организацию – отправителю или получателю? И есть ли в этом подтверждении факта юридическая составляющая?
Итак, «входящие» номер и дата присваиваются документу на этапе его регистрации. При этом сведения о документе вносят в регистрационную базу, а на сам документ наносят соответствующую запись.
Поступивший в организацию документ становится ее собственностью: он вошел в ее документооборот и далее последует по установленному маршруту, уже не выходя за ее пределы. Документ будет исполнен и в завершении своего жизненного цикла подшит в дело. Получается, что отметка – это запись, которая наносится на документ с целью подтверждения:
При этом обратите внимание, что в ГОСТ Р 7.0.97-2016 нет требования включать в отметку наименование организации. Да, многие так делают, и, полагаем, это весьма полезный компонент, но тем не менее это не обязательно. Кроме того, мы можем наносить запись от руки, ведь ГОСТ Р 7.0.97-2016 разрешает, а не обязывает использовать штампы. Хоть штампы в принципе не наделяют документ юридической значимостью, но нанесенная на документ вручную запись еще больше занижает способность отметки что-то подтверждать в юридической плоскости.
Итак, по сути отметка о поступлении документа подтверждает, что документ прошел определенный этап своего жизненного цикла. И с развитием информационных технологий (обмен электронными копиями и электронными документами, внедрение системы электронного документооборота и т.д.) это становится еще более очевидным.
Мы видим, что на документе оформлена отметка о поступлении, и понимаем, что документ был принят в работу; знаем, с какого момента он в работе, ведь не всегда исходящая и входящая даты совпадают; и легко находим его в регистрационных базах. Мы можем его идентифицировать в своем документообороте. Отметка о поступлении документа доступна, а значит, и нужна получателю.
Также мы не обязаны предоставлять копию документа с отметкой о поступлении отправителю. Об этом довольно часто просят, хотя и непонятно, какую практическую пользу документ с отметкой ему принесет. И тем более не стоит оформлять отметку на втором экземпляре документа.
Запись «Получено», или «Отметка о получении»
Далее об «Отметке о получении». Мы намеренно используем кавычки, потому что в нормативных и методических документах по делопроизводству, в том числе и в ГОСТ Р 7.0.97-2016, такое понятие отсутствует. Но такую формулировку часто используют практики, называя запись, которую представитель организации-адресата делает (как правило, вручную) на копии или втором экземпляре входящего документа, доставленного нарочным. При этом получатель проводит быстрое ознакомление с документом и, если отправителем соблюдены требования к целостности и комплектности документа, а также нет ошибки адресования, подтверждает факт принятия документа личной подписью.
Какой-то практической пользы отправителю в юридическом аспекте эта надпись также вряд ли принесет. Ведь работник, принимающий документ, может даже не обладать соответствующим правом, а значит, что-то доказать отправителю будет сложно. Не случайно для отправки наиболее значимых посланий рекомендуется выбирать другие способы – прежде всего, воспользоваться услугами Почты России. Кстати, с заявлениями так чаще всего и поступают. Полученную в почтовом отделении корреспонденцию секретарь вскрывает, заносит сведения о ней в журнал и затем выдает заявление без регистрации под подпись работникам профильных отделов (например, отдела кадров).
Но в целом подтверждать факт получения документов личной подписью – распространенная практика. Все мы передаем документы и, разумеется, хотим успокоить себя получением хоть какой-то отметки. Ее, например, можно предъявить, если на запрос не последует ответа или каких-либо действий со стороны адресата. Но, скорее всего, последствия будут ограничены внутриорганизационными разбирательствами: почему не исполнено, когда и кто документ получил, когда передал исполнителю и т.д.
Резюме
1. И реквизит «Отметка о поступлении документа», и так называемая «Отметка о получении» вряд ли принесут отправителю пользу в случае, например, судебных разбирательств. С одной стороны, в «Отметке о получении» есть подпись работника – поставив ее, тот взял на себя персональную ответственность за документ. Но может оказаться, что получение корреспонденции не входит в его обязанности, а значит, и спросить с самой организации будет сложно.
2. Статус «Отметки о получении», под которой понимают фиксируемую на копии документа запись «Получено», а также дату, подпись и расшифровку подписи, не определен. Документально зафиксированной обязанности подтверждать получение документа подписью нет. Но эта практика распространена, и зачастую секретари и делопроизводители даже оформляют штампы, чтобы сократить временные затраты на оформление этой записи при получении документов.
3. Отметка о поступлении документа – реквизит, который оформляется на этапе регистрации документа, то есть тогда, когда документ уже прошел несколько этапов (получение, первичная обработка). Несмотря на то что копию документа с этим штампом порой запрашивают отправители, максимум, что это может им дать, – информацию о том, под каким номером и когда документ был включен в документооборот организации.
В описанной ситуации допустимо оформление на копии заявления записи о получении с подписью работника, в должностные обязанности которого включен прием и обработка документов:
ПОЛУЧЕНО ООО «АЛФАВИТ»
Делопроизводитель
Петрова И.И. Петрова
20.09.2022 14:30
[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
- факта включения этого документа в документооборот организации, что влечет определенные обязательства должностных лиц по дальнейшей работе с ним;
- отчасти – права собственности организации на документ (это утверждение актуально при обмене подлинниками документов на бумажных носителях).
Как подтвердить факт получения документа, если об этом просит отправитель?
На вопрос отвечает Е.С. Буслаева, канд. филол. наук, руководитель отдела делопроизводства
Вопрос
Принесли письмо – заявление без конверта от бывшей работницы. Я поставила штамп входящих документов (на нем есть наименование организации, входящий номер, дата и время регистрации). Просят поставить отметку о том, кто получил. Должна ли я указывать свою фамилию или должность? Или сам факт регистрации является достаточным?
Ответ
Давайте разберемся, какой статус имеют реквизит «Отметка о поступлении документа» и официально не названная, но широко распространенная в практике «Отметка о получении».
Отметка о поступлении документа – реквизит ГОСТ Р 7.0.97-2016
Согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016[1] реквизит 27 «Отметка о поступлении документа» (именно так официально называют «штамп входящих документов») служит для подтверждения факта поступления документа в организацию и включает дату поступления и входящий регистрационный номер документа. При необходимости отметка может дополняться информацией о времени (часы, минуты) поступления документа и способе его доставки.
Задумывались ли вы когда-нибудь, каково практическое значение этой отметки? Кому необходимо подтверждение факта поступления документа в организацию – отправителю или получателю? И есть ли в этом подтверждении факта юридическая составляющая?
Итак, «входящие» номер и дата присваиваются документу на этапе его регистрации. При этом сведения о документе вносят в регистрационную базу, а на сам документ наносят соответствующую запись.
Поступивший в организацию документ становится ее собственностью: он вошел в ее документооборот и далее последует по установленному маршруту, уже не выходя за ее пределы. Документ будет исполнен и в завершении своего жизненного цикла подшит в дело. Получается, что отметка – это запись, которая наносится на документ с целью подтверждения:
При этом обратите внимание, что в ГОСТ Р 7.0.97-2016 нет требования включать в отметку наименование организации. Да, многие так делают, и, полагаем, это весьма полезный компонент, но тем не менее это не обязательно. Кроме того, мы можем наносить запись от руки, ведь ГОСТ Р 7.0.97-2016 разрешает, а не обязывает использовать штампы. Хоть штампы в принципе не наделяют документ юридической значимостью, но нанесенная на документ вручную запись еще больше занижает способность отметки что-то подтверждать в юридической плоскости.
Итак, по сути отметка о поступлении документа подтверждает, что документ прошел определенный этап своего жизненного цикла. И с развитием информационных технологий (обмен электронными копиями и электронными документами, внедрение системы электронного документооборота и т.д.) это становится еще более очевидным.
Мы видим, что на документе оформлена отметка о поступлении, и понимаем, что документ был принят в работу; знаем, с какого момента он в работе, ведь не всегда исходящая и входящая даты совпадают; и легко находим его в регистрационных базах. Мы можем его идентифицировать в своем документообороте. Отметка о поступлении документа доступна, а значит, и нужна получателю.
Также мы не обязаны предоставлять копию документа с отметкой о поступлении отправителю. Об этом довольно часто просят, хотя и непонятно, какую практическую пользу документ с отметкой ему принесет. И тем более не стоит оформлять отметку на втором экземпляре документа.
Запись «Получено», или «Отметка о получении»
Далее об «Отметке о получении». Мы намеренно используем кавычки, потому что в нормативных и методических документах по делопроизводству, в том числе и в ГОСТ Р 7.0.97-2016, такое понятие отсутствует. Но такую формулировку часто используют практики, называя запись, которую представитель организации-адресата делает (как правило, вручную) на копии или втором экземпляре входящего документа, доставленного нарочным. При этом получатель проводит быстрое ознакомление с документом и, если отправителем соблюдены требования к целостности и комплектности документа, а также нет ошибки адресования, подтверждает факт принятия документа личной подписью.
Какой-то практической пользы отправителю в юридическом аспекте эта надпись также вряд ли принесет. Ведь работник, принимающий документ, может даже не обладать соответствующим правом, а значит, что-то доказать отправителю будет сложно. Не случайно для отправки наиболее значимых посланий рекомендуется выбирать другие способы – прежде всего, воспользоваться услугами Почты России. Кстати, с заявлениями так чаще всего и поступают. Полученную в почтовом отделении корреспонденцию секретарь вскрывает, заносит сведения о ней в журнал и затем выдает заявление без регистрации под подпись работникам профильных отделов (например, отдела кадров).
Но в целом подтверждать факт получения документов личной подписью – распространенная практика. Все мы передаем документы и, разумеется, хотим успокоить себя получением хоть какой-то отметки. Ее, например, можно предъявить, если на запрос не последует ответа или каких-либо действий со стороны адресата. Но, скорее всего, последствия будут ограничены внутриорганизационными разбирательствами: почему не исполнено, когда и кто документ получил, когда передал исполнителю и т.д.
Резюме
1. И реквизит «Отметка о поступлении документа», и так называемая «Отметка о получении» вряд ли принесут отправителю пользу в случае, например, судебных разбирательств. С одной стороны, в «Отметке о получении» есть подпись работника – поставив ее, тот взял на себя персональную ответственность за документ. Но может оказаться, что получение корреспонденции не входит в его обязанности, а значит, и спросить с самой организации будет сложно.
2. Статус «Отметки о получении», под которой понимают фиксируемую на копии документа запись «Получено», а также дату, подпись и расшифровку подписи, не определен. Документально зафиксированной обязанности подтверждать получение документа подписью нет. Но эта практика распространена, и зачастую секретари и делопроизводители даже оформляют штампы, чтобы сократить временные затраты на оформление этой записи при получении документов.
3. Отметка о поступлении документа – реквизит, который оформляется на этапе регистрации документа, то есть тогда, когда документ уже прошел несколько этапов (получение, первичная обработка). Несмотря на то что копию документа с этим штампом порой запрашивают отправители, максимум, что это может им дать, – информацию о том, под каким номером и когда документ был включен в документооборот организации.
В описанной ситуации допустимо оформление на копии заявления записи о получении с подписью работника, в должностные обязанности которого включен прием и обработка документов:
ПОЛУЧЕНО ООО «АЛФАВИТ»
Делопроизводитель
Петрова И.И. Петрова
20.09.2022 14:30
[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
- Профессия
- Делопроизводство
- Отдел кадров
- Архивное дело
- Юридический практикум
- Ваш компьютер
- Деловой этикет
- Офис
- Самообразование
- Бухгалтерский учет
- Корпоративная культура
- Психологический практикум
- Стиль
- Красота и здоровье
- Секретарь плюс
- Праздник
- Страницы истории
- Культура и искусство
- Контрольная работа
- Охрана труда
- Шпаргалка
- Технологии