Нанимающий менеджер — это руководитель, который является инициатором поиска сотрудника в свой отдел и который принимает решение по кандидату. В отечественных компаниях, как правило, такого менеджера называют внутренним заказчиком. Мы можем сколько угодно рассуждать о причинах этого, но, на мой взгляд, гораздо важнее понимать, в чем его функция, зона ответственности, какими он должен обладать компетенциями и как строится взаимодействие между ним и рекрутером, ответственным за закрытие вакансии. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.
Практически любой руководитель с уверенностью скажет, что успех работы компании зависит от команды. В конце концов, именно сотрудники обеспечивают бесперебойную работу бизнеса. И одним из важнейших этапов является качественный подбор сотрудников.
Осуществлять его нанимающим менеджерам помогают рекрутеры, которые, в свою очередь, как и руководители, заинтересованы закрыть вакансию в максимально короткие сроки лучшими специалистами. Почему же, несмотря на то, что цель у них одна, обе стороны так часто оказываются недовольны друг другом?
Среди распространенных претензий руководителей к рекрутерам часто можно услышать: «Не понимают, кто мне нужен», «Не могут оценить компетенции», «Большую часть работы мне приходится делать самому». В свою очередь, рекрутеры говорят следующее: «Не может объяснить, кто ему нужен», «Сам не понимает, кого хочет найти», «Часто меняет требования в процессе отбора», «Затягивает с принятием решений», «Не может никак принять решение».
Отсюда важный, на мой взгляд, ключевой вывод: залогом успеха в привлечении, подборе и найме талантов является сотрудничество нанимающего менеджера и рекрутера. Каждый из них играет уникальную и важную роль, помогая друг другу решать одну задачу — подбирать наиболее подходящих кандидатов. Теперь давайте разберемся, как этого добиться.
1. Определите роли участников подбора
Если нанимающий менеджер считает, что за сроки и качество подбора (а мне доводилось слышать, что и за работу будущего сотрудника) отвечает рекрутер, с такой установкой сложно рассчитывать на успешный наем. Поэтому первый шаг — договориться о роли каждого в этом процессе. Сделать это можно с помощью регламента, распределив функции каждого участника внутри каждого этапа подбора.
Волшебной формулы не существует, нет правильного или неправильного способа взаимодействия, здесь больше важен факт договоренностей, их соблюдение и наличие у каждой стороны ресурсов для их реализации.
Приведу пример того, как это может выглядеть (см. таблицу 1).
Таблица 1. Этапы подбора и функции нанимающего менеджера и специалиста по персоналу
Этап подбора |
Функции |
Функции специалиста по персоналу |
Определение требований к кандидатам |
Определяет требования к кандидатам |
– Оказывает помощь нанимающему менеджеру в описании требований к кандидатам и сотрудникам. – Оформляет документ «Профиль должности» |
Оформление заявки |
Инициирует процесс подбо |
– Принимает заявку на подбор. – Проводит экспертизу вакансии: оценивает соответствие требований условиям работы и рыночной оплате труда. – Предоставляет обратную связь по заявке и рекомендации по ее изменению, если это необходимо, нанимающему менеджеру |
Поиск |
Согласовывает методы и способы поиска кандидатов |
– Определяет методы и способы поиска кандидатов. – Ведет поиск кандидатов |
Оценка |
– Согласовывает методы оценки компетенций кандидатов. – Оказывает помощь рекрутеру в составлении тестовых заданий |
– Определяет методы и способы оценки компетенций кандидатов. – Подбирает инструменты оценки компетенций, составляет тестовые задания. – Проводит оценку компетенций, оформляет заключение |
Принятие |
– Изучает информацию о рекомендуемых специа – Согласовывает дату и время собеседований с финальными кандидатами. – Проводит интервью с финальными кандидатами. – Принимает решение об утверждении кандидата или отказе ему в должности |
– Представляет успешных кандидатов нанимающему менеджеру, аргументирует свое мнение результатами оценки по компетенциям согласно «Профилю должности» или «Заявке на вакансию». – Организует встречу кандидатов с нанимающим менеджером. – Присутствует при проведении собеседований кандидатов с нанимающим менеджером. – Обсуждает кандидатов, прошедших собеседование с нанимающим менеджером, рекомендует лучших кандидатов к найму |
Обратная |
Осуществляет процесс адаптации новых сотрудников согласно программе онбординга (передает часть функций наставнику) |
Предоставляет обратную связь кандидатам. Организует процесс онбординга новых сотрудников |
2. Договоритесь о том, кого вы ищете
Достаточно часто мне приходится слышать от специалистов по персоналу, что нанимающий менеджер сам не понимает, какими компетенциями должен обладать кандидат и как их оценивать. А руководители, в свою очередь, недовольны кандидатами, которых рекомендуют им рекрутеры.
Для того чтобы обе стороны мыслили одинаковыми критериями, необходимо прописать требования к кандидатам. В этом вам поможет «Профиль должности» — документ, включающий перечень требований к знаниям, навыкам, личностным особенностям, мотивам и квалификации кандидата на должность, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Профиль должности отличается от заявки на вакансию тем, что он составляется один раз, а затем только корректируется при необходимости. А заявка оформляется на каждую вакансию и включает в себя гораздо меньший перечень информации. Как правило, это дата открытия вакансии, желаемый срок подбора, информация по графику работы и заработной плате. Получается, что, составив профиль должности один раз, вы существенно облегчаете себе работу в будущем (см. таблицу 2).
Таблица 2. Пример заполнения «Профиля должности»
Описание должности |
|
Название должности |
Специалист по персоналу |
Подразделение |
Отдел персонала |
Непосредственный руководитель |
Руководитель отдела персонала |
Подчиненные |
Сотрудники отдела персонала |
Цель должности |
Обеспечить закрепленные подразделения квалифицированным персоналом |
Должностные обязанности (7±2) |
– Прием заявки на подбор, размещение объявлений об открытых вакансиях, оценка кандидатов, сбор рекомендаций и представление финальных кандидатов заказчику. – Проведение мониторинга условий труда и заработных плат. – Реализация программы онбординга, обучения и мотивации персонала. – Ведение отчетности по блоку «Персонал» |
Результаты должности, KPI |
% своевременно закрытых вакансий; % прошедших адаптацию; % успешно реализованных задач квартала |
Возможности карьерного роста для данной должности |
Ведущий специалист по персоналу |
Условия работы |
График: 5/2 с 08:00 до 17:00, питание по льготным ценам, оплата мобильной связи, оплата оздоровительных мероприятий |
Требования к кандидату на должность |
|
Знания |
|
Обязательные (если на этапе найма нет, отказываем кандидату) |
Поиск, подбор, оценка, адаптация и мотивация персонала |
Желательные (если на этапе найма нет, обязательно развиваем) |
Трудовой кодекс, 1С:Зарплата и управление персоналом |
Навыки |
|
Обязательные (если на этапе найма нет, отказываем кандидату) |
Поиск и подбор персонала. Продвинутый пользователь ПК |
Желательные (если на этапе найма нет, обязательно развиваем) |
Личная эффективность, управление временем. Эффективная деловая коммуникация |
Личностные особенности |
|
Обязательные (если на этапе найма нет, отказываем кандидату) |
Ориентация на клиента, добросовестность, надежность, работа в команде, методичность, гибкость, ориентация на достижения |
Желательные (если на этапе найма нет, обязательно развиваем навык) |
Добросовестность, надежность, работа в команде, методичность, гибкость, ориентация на достижения |
Образование |
|
Обязательное |
Высшее |
Желательное |
Тренинги (курсы) по управлению персоналом |
Опыт работы (стаж, должность, отрасли, компании) |
|
Обязательный |
2 года |
Желательный |
Специалистом по персоналу от 1 года |
Другие требования |
|
Обязательно |
Грамотность устной и письменной речи |
Желательно |
Отсутствие вредных привычек |
Способов составления профиля существует множество, самый простой — прописать перечень его будущих обязанностей и для каждой из них определить необходимые компетенции. При этом в своих проектах по формированию системы подбора я пользуюсь библиотекой компетенций, из которой руководителю удобно выбирать подходящие формулировки. При отсутствии необходимых я просто дополняю ее и корректирую имеющиеся (см. таблицу 3).
Таблица 3. Пример «Логика определения компетенций под обязанности будущего сотрудника»
Обязанности |
Необходимые компетенции |
Обеспечивает удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, разрешает конфликтные ситуации с клиентами |
– Ориентация на клиента. – Знание технологии продаж. – Стрессоустойчивость. – Уравновешенность. – Умение решать конфликтные ситуации |
Анализирует и оценивает экономические показатели подразделения, конкурентов, маркетинговые программы, ассортиментную и ценовую политику |
– Аналитическое мышление. – Системность мышления. –Способности к анализу числовых данных. – Уверенное владение ПК, знание Excel |
Управляет сотрудниками подразделения |
– Опыт руководящей работы. – Лидерство |
3. Договоритесь о способах оценки компетенций
Реальность такова, что большинству компаний с каждым годом становится все сложнее закрывать вакансии подходящими кандидатами в желаемый срок. Борьба за таланты растет. После отклика на вакансию кандидаты на линейные вакансии уже за первый час получают массу предложений и просто отключают телефон. Кандидат может ехать к вам на собеседование и по дороге принять предложение другого работодателя. Вследствие этого укомплектованность штата падает, поток кандидатов снижается, запросы кандидатов растут.
Нанимающим менеджерам и рекрутерам важно понимать это, четко формулировать требования к кандидатам, концентрируясь на самом важном, и сокращать этапы отбора. Нерасторопность работодателей и неконкурентные условия труда могут дорого стоить бизнесу.
Отсюда следующим важным шагом на пути к продуктивному сотрудничеству между нанимающим менеджером и рекрутером является договоренность о способах оценки компетенций и этапах отбора и сокращение их сроков. В этом вам поможет воронка отбора, которая визуально может выглядеть следующим образом (см. таблицу 4).
Таблица 4. Способы оценки компетенций на этапах подбора кандидата на вакансию
Линейные |
1й этап |
2й этап |
3й этап |
4й этап |
Отборочные |
Анализ откликов/ |
Телефонное |
Очное интервью + тестовое задание успешному кандидату |
Очное интервью |
Участники |
Специалист по персоналу |
Специалист по персоналу |
Специалист по персоналу |
Специалист по персоналу, нанимающий менеджер |
Сроки движения по воронке отбора |
1 день |
1 день |
2 дня |
3 дня |
4. Соблюдайте договоренности
Зачастую бывает, что обе стороны договорились, но на деле эти договоренности не соблюдаются. Это происходит по нескольким причинам: на деле процесс подбора оказывается неудобным, у рекрутеров или нанимающих менеджеров недостаточно ресурсов для его реализации или они не обладают необходимыми компетенциями. Не следует игнорировать такую ситуацию, нужно выявить истинную причину, внести изменения и провести необходимое обучение.