С Галиной ПОГОДИНОЙ, директором по персоналу компании «Юнилин», у нас состоялся интересный разговор о роли книг в сегодняшнем волатильном мире.
«СУПЕР»: Галина, следите ли вы за книжным рынком, за бизнес-литературой, книгами, связанными с HR?
Галина Погодина: Я больше доверяю не рынку в целом, а рекомендациям коллег. Сейчас на рынке очень много информации, литературы. Каждый эксперт считает своим долгом написать книгу. Опубликованная книга влияет на личный бренд, на имидж, поэтому пишут все кому не лень. В таком изобилии уже стало невозможно ориентироваться. Если кто-то из коллег прочитал книгу и говорит, что она стоящая, то я буду рассматривать ее для себя.
«СУПЕР»: А если бы вы писали книгу, то о чем?
Г.П.: О коммуникациях. Потому что основной затык, почему мы становимся неэффективными, когда работаем в распределенных командах и не находимся в одном офисе, это как раз коммуникации и обратная связь.
«СУПЕР»: Что вы прочитали из последнего? А главное, что показалось интересным, зацепило?
Г.П.: Из последнего — книга Елены Резановой «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя». Эта книга о карьерных технологиях и стратегиях. Понравилась книга FOMO sapiens Патрика Макгинниса, он же автор термина FOMO (Fear Of Missing Out — страх упущенных возможностей). Это актуальная тема, так как многих из нас, успешных и профессиональных людей, в определенный момент накрывает.
«СУПЕР»: Если взять ближайшее время, допустим, год, то какие книги и на какие темы вам хотелось бы прочитать?
Г.П.: Если говорить о книгах, связанных с профессиональной дея-тельностью, то я уже довольно много себе отложила. Например, о выгорании. Есть книга Арианны Хаффингтон «Выдохшиеся». Это как раз на тему того, как справиться с выгоранием и как его не допускать. И коллеги мне порекомендовали англоязычные книги Марши Рейнольдс по коучингу.
«СУПЕР»: Была ли конкретная идея, которую вы после прочтения книги воплотили в жизнь?
Г.П.: Обычно это какой-то микс, когда идея рождается после прочтения разных книг: подхватываешь, перерабатываешь и внедряешь. Хотя у Катерины Ленгольд в «Просто космос» описан agile. Кое-что из ее идей я себе взяла. Или уже упомянутая Елена Резанова в «Никогда-нибудь» обсуждает много мифов о фрилансе, о своем деле и другие вирусные мечты. Кажется, что фриланс — это свобода, но по факту он подходит далеко не всем. Каждый профессионал в какой-то момент проживает комплекс самозванца — его одолевают сомнения по поводу того, правильную ли профессию он выбрал, на правильном ли он месте, туда ли вообще идет. Благодаря книге Елены Резановой я как раз выяснила, что это нормально. Потому что такими вещами коллеги особо не делятся, в своей команде тоже не будешь об этом спрашивать. Этим, скорее, с психологом или коучем поделишься. И вот благодаря этой книге я выяснила, что это нормальный этап на пути профессионала. Только не надо на этом долго залипать, рефлексировать, переживать, надо продолжать движение.
Я думаю, что у вас тоже были какие-то моменты в профессиональном плане, когда вы думали, мол, может быть, мне тоже стоит бросить журналистику, это вообще не мое, стоит попробовать что-то другое. И выяснилось, что это не с тобой что-то не так, а это этап профессионального роста. Это мне очень помогло, поддержало, прояснило некоторые моменты.
«СУПЕР»: Есть ли книги, которые обязательно должен прочитать каждый HR?
Г.П.: Буквально недавно студенты задали мне этот же вопрос. А я не смогла ответить, потому что базовых книг в нашей профессии, на мой взгляд, нет. Книги в основном рассказывают о направлениях внутри HR. Кто-то пишет о мотивации, кто-то о подборе, кто-то о карьере. Это огромный список литературы, нескончаемый поток. Возможно, нет смысла это все читать, а лучше сходить на хорошие курсы, где будет нужная информация. Вообще, считаются базовыми в HR книги Светланы Ивановой, Станислава Шекшни — это действительно хорошие книги. Книги Ардальона Кибанова — классика. Они несколько староваты, но базу там можно взять.
«СУПЕР»: В каком формате вам комфортнее воспринимать информацию: аудиокниги, электронные или классические бумажные?
Г.П.: Самый кайф, когда книга бумажная: шуршат страницы, можно карандашиком подчеркнуть мысли. Аудиокниги чаще слушаю за рулем, пока час-полтора еду до офиса. Электронные книги я тоже читаю. Сейчас я в отпуске и не тащу с собой чемодан книг, я их просто закачала в читалку.
Но если книга серьезная, с глубокими мыслями, лучше заходит по привычке бумажный вариант. Поэтому электронные и аудиокниги я читаю и слушаю, чтобы просто уловить основную мысль, не такие глубокие.
«СУПЕР»: Есть ли какие-то темы, которые еще недостаточно освещены для HR-ов?
Г.П.: Мне кажется, темы идут волнами. Буквально несколько лет назад у нас все заморачивались над тем, как стать лучшим в том, что ты делаешь, лучшей версией себя. И были популярны семинары и книги на эту тему. Сейчас эта тема отошла в прошлое. И теперь основная тема, по которой чуть ли не каждый час публикуются книги, — это проблемы с выгоранием: как не выгорать, что делать, если выгорел. Семинаров о выгорании просто миллион. И никто уже, кроме Игоря Манна, не говорит, как стать лучшей версией себя. Теперь все ударились в тему благополучия, предотвращения выгорания и заботы о себе, вспомнили, что у нас еще есть ментальное здоровье, а не только физическое.
Так что какая мода, такие книжки и начинают публиковать. Сейчас постепенно накатывает новая волна, которая связана с удаленкой, управлением технологиями. Вот этого, наверное, пока еще не очень много, не хватает информации по управлению удаленными командами, организации себя на удаленке, взаимодействию с роботами, цифровому этикету.
«СУПЕР»: Пандемия, кажется, подхлестнула интерес к удаленке. Не так ли?
Г.П.: Да, уже начинают писать о социализации на удаленке. Как влиться в коллектив, если ты сидишь дома на кухне в пижаме, как и твои коллеги? В такой коллектив войти гораздо сложнее, чем если бы ты пришел в офис или на производство и увидел людей вокруг себя.
Профессия HR сейчас на таком этапе, что очень много всего появляется, меняется суть профессии, ее видение. И, конечно, осмысление этого будет происходить, будут появляться книги на основе этого опыта. HR все больше становится кросс-функциональной профессией, вбирая в себя много из маркетинга, продаж, переговоров, финансов, аналитики. Все больше HR становится не просто агентом изменений в организации, а генератором смыслов.
«СУПЕР»: Какие книги могут быть полезны молодым HR-ам? Говорят, что они мало читают. Как их привлечь к чтению, какие темы им интересны, как подавать информацию?
Г.П.: Я думаю, что информация должна быть практическая, также важна интересная подача, чтобы было вовлечение участников, слушателей, читателей. И те книги, которые я назвала, базовые.
Проблема в том, что даже у тех коллег, которые начинали свой путь в этой профессии, даже если они окончили университет по специальности «Управление персоналом», все равно нет общего представления, что такое «система управления персоналом». Я это знаю не понаслышке, потому что преподаю бакалаврам.
И им по-прежнему кажется, что HR — это человек, который управляет всем персоналом в компании, что основная суть его работы — это подбор и корпоративные мероприятия, главное — найти побольше народа и развлекать. Но это же не так. У HR-а очень много аналитики. Сейчас это кросс-функциональная профессия, находящаяся в процессе трансформации. И поэтому важно понимать базовые вещи, чтобы была основа, системное представление.
«СУПЕР»: Как студенты относятся к чтению?
Г.П.: Я не уверена, что студенты читают книги или журналы. У меня не сложилось впечатление, что они обладают широким кругозором. Потому что когда на лекциях начинаем что-то обсуждать, они оказываются совсем не в курсе, а для меня это база.
«СУПЕР»: Можно простимулировать молодежь к чтению книг?
Г.П.: Слово «стимул» происходит от латинского stimulus, что означает «палка». Заставить точно не получится, да и не нужно. Нужно заинтересовывать, показывать, какую пользу они получат от чтения.
«СУПЕР»: В чем главная польза книг?
Г.П.: Для меня это расширение кругозора. Это ключевое. Потому что, читая книги, мы узнаем много новой информации, создаем новые нейронные связи у себя в голове. И все, что видят наши глаза, попадает в наш мозг, откладывается. И потом мы можем как раз эту информацию использовать в работе, в своих проектах. Так как у нас уже есть опыт, который мы получили из книг, к нам совершенно неожиданно приходят какие-то идеи.
«СУПЕР»: Приходится ли выискивать время для чтения?
Г.П.: По-разному. Например, в отпуске читаю много — и профессиональную, и художественную литературу.
«СУПЕР»: Есть ли у вас корпоративная библиотека?
Г.П.: Да, у нас есть специальная папка, в которой мы храним электронные книги. Они по темам. Кто хочет, пожалуйста, читайте. Плюс у нас в головном офисе библиотека бумажных книг. Литературы в нашей библиотеке много. Все основные сферы, которые нужны в работе нашим сотрудникам: менеджмент, тайм-менеджмент, техническая литература, маркетинг.