Работая HR-ом в крупных компаниях, я часто слышала от своих руководителей отделов и коллег по HR, что все хотят заполучить «космонавта». Речь о сотруднике не просто универсальном, а о том, который умеет работать в режиме многозадачности. Почему такого сотрудника называют «космонавтом»? Потому что космонавт на орбите выполняет одновременно множество задач и функций.
В наше турбулентное, нестабильное время работа в режиме многозадачности востребована. Чем больше разнообразных компетенций у сотрудника, чем он универсальнее, тем привлекательнее он выглядит для бизнеса.
Но при этом способен ли человеческий мозг выполнять одновременно много задач? Исследования показали, что это невозможно.
Вас оштрафуют, если вы будете управлять автомобилем и одновременно разговаривать по мобильному телефону. Еще более опасна ситуация, когда водитель переписывается, т. е. смотрит на другой объект, а не на дорогу, — поле зрения сужается. Проводилось исследование, которое доказало, что это сродни шорам на лошадях.
Мы не видим ничего вокруг, когда занимаемся одновременно несколькими делами. Проведите следующий эксперимент. Включите одну конференцию и слушайте ее в наушнике одним ухом, а другую конференцию — вторым ухом. У вас получится все понять, да еще и запомнить? Мозг не способен усвоить все сразу.
На самом деле основная функция, которая позволяет дальше перерабатывать информацию, — это высокая степень сосредоточения. Иначе полученные сведения не будут переработаны. Конечно, мы слышим одновременно очень много информации, но при этом мы в определенные секунды сосредотачиваемся на чем-то одном.
Факт, что именно женский мозг обладает большей пластичностью, переключаемостью, т. к. могут одновременно работать оба полушария. Поэтому женщины более склонны к тому, чтобы выполнять несколько дел одновременно, но при этом мы все равно в определенный момент сосредотачиваемся на конкретном деле.
Безусловная устойчивость психики к стрессу вообще зависит от изначальных базовых настроек. Сейчас, кстати, есть нейротестирование, которое определяет профиль личности. И есть определенные личности, которые по базовым настройкам, по внутреннему автопилоту, связанному с темпераментом, любят не то чтобы одновременно выполнять несколько дел, а переключаться между ними, потому что их нервная система переключаемая, мобильная. Кому-то нравится все внимание уделять одному делу, а другому эффективнее работается, когда он может переключаться. Правда, исследования опять же показывают, что эффективность при этом снижается. Лучше выделить, например, 15 или 30 минут на одно дело и в это время полностью сосредоточиться на нем. Потому что, если вы постоянно переключаетесь с одной задачи на другую, мозгу требуется на это время, а иначе это также приведет к внутреннему ощущению стресса.
У многих людей сейчас наблюдается это явление. Я, например, диагностирую стресс с использованием специального нейрооборудования. И последние полгода вижу, что многие находятся в так называемом состоянии дистресса. Это значит, что мы даже не ощущаем стресс, но на самом деле волновая активность нашего мозга, которая как раз и определяет нашу возможность переключаться с задачи на задачу, находится под давлением стресса. То есть, по сути, наш интеллектуальный потенциал снижен, сглажен внешним воздействием стресса. И одна из причин этого заключается в том, что нам приходится решать очень много задач одновременно, что в принципе человеку не свойственно. Потому что ему важно, как я уже говорила, сосредоточиться на одной задаче, чтобы ее решить.
В HR-деятельности много функций. И HR должен подключаться ко множеству процессов, связанных с людьми. И здесь возникает вопрос: какую роль вы выбрали? Если роль винтика, который будет вкручиваться во все процессы, в любой момент вызываться тушить пожар, вам будет очень тяжело. Если же выбрали роль стратегического партнера, то вы сможете понимать, что решаете одну задачу — главную. Когда я через 10 лет работы в HR поняла это, мне стало намного легче работать. А последние годы я вообще эмоционально наслаждаюсь работой. И плюс, конечно, помогло выведение рутинных операций и многих HR-процессов в объединенный центр обслуживания. Отпала надобность тратить энергию на рутинные процессы, связанные с многозадачностью.
Очень помогает расстановка приоритетов, которая для меня, как для профессионального коуча, тесно связана с целью. Какую цель вы ставите перед собой? Если все ваши задачи направлены на одну важную цель, то, по сути дела, сложностей с расстановкой приоритетов не будет. Потому что это не бесконечный список непонятных задач, а кирпичики, которые позволяют выстраивать лестницу к вашей цели. И тогда вы просто управляете этими задачами, чтобы они работали на вас. В этом случае возникает энергия, когда, решая одну задачу, вы одновременно влияете на решение нескольких задач. Конечно, также помогают расстановка приоритетов и выбор такого режима дня, когда выделяется определенное время на решение конкретных дел, когда у вас есть время для анализа и постановки цели, для регулярных встреч с командой.
Второй вопрос, который тоже тесно связан с многозадачностью, — это умение выстраивать стратегии реагирования на отвлекающие факторы. Сейчас эта тема вообще стоит очень остро, потому что постоянно поступает много разной информации. Некоторые люди иногда зависают у монитора: им важно знать, что происходит в эту секунду. В этом плане мне понравилось высказывание Татьяны Черниговской, которая настоятельно рекомендовала не смотреть новости, чтобы сохранить свое психическое здоровье. Как говорит компетентный специалист, если произойдет что-то действительно важное, вы обязательно об этом узнаете — вам кто-нибудь об этом сообщит. Поэтому не стоит тратить колоссальное время на исследование соцсетей, реагировать на поступление любой информации.
Я, например, выделяю на просмотр соцсетей и новостей четко отведенное время.
Еще один момент касается управления мессенджерами. Я выбрала ключевой мессенджер, где общаюсь по рабочим вопросам. Я постаралась переключить все рабочие контакты в этот мессенджер и просматриваю их два, максимум три раза в день. Таким образом, я не распыляю свое внимание. Это касается и вопросов, связанных с просмотром электронной почты. Кстати, я в свое время провела эксперимент.
В течение полугода, получая электронные сообщения, отвечала на них сразу, если того требовал вопрос, либо помечала письма красным флажком, если понимала, что это важная задача.
Если сообщения не были помечены флажком, я их пропускала. На следующий день я просматривала помеченные флажком письма и писала ответ, только если это было важное сообщение. Или снимала флажок и не отвечала на них. За полгода произошел лишь один инцидент, который привел к некачественно выполненной работе. Таким образом я сэкономила колоссальное количество времени. Сейчас я понимаю, что, получая информацию, мы должны знать, когда важно дать ответ. Такой эксперимент вызвал у моих коллег неоднозначные реакции. Но я сэкономила себе выходные, т. к. раньше все свободное время тратила на ответы на письма.
Вопрос обучения многозадачности не в том, чтобы учиться этому. А в том, чтобы, зная свои базовые настройки, научиться пользоваться ими максимально эффективно.
И вторая история — привести свои психические процессы и когнитивные функции в ресурсное состояние. Нейротренинги помогают настроить мозг на то, чтобы он мог обработать сразу несколько задач. Я точно скажу, что у успешных предпринимателей мозг находится в ресурсном состоянии (грамотно выстроена волновая мозговая активность), поэтому они могут решать несколько задач одновременно.
И третий важный момент — направление энергии и внимания на приоритетную цель.
В этом вам может помочь грамотный коуч.