Выбрать подходящего кандидата — задача не из простых. Конечно, резюме и собеседование дают пищу для размышлений и помогают понять истинный потенциал (или его отсутствие). Но к интервью можно подготовиться, то есть отработать идеальные ответы заранее. Поэтому чтобы качественно оценить претендента, используйте тестовые испытания или пробный рабочий день.
Преимущества тестовых испытаний и пробных рабочих дней
Многие компании предлагают пробный рабочий день для кандидата, который прошел несколько отборочных этапов. Дело в том, что нередки случаи, когда нанимают кого-то, кто хорошо показал себя на собеседовании, но после выхода на работу выясняется, что он не соответствует требуемому уровню квалификации или не подходит команде. Испытательный срок — это потеря времени и денег для компании.
Что такое тестовое испытание?
Тестовое испытание, или пробный рабочий день, — это когда кандидат приходит в офис, чтобы встретиться со своей потенциальной командой и выполнить поставленную задачу. Это обычно происходит после телефонного интервью и собеседования. Пробный рабочий день (или половина дня) предназначен для более глубокого изучения навыков, опыта и ценностного соответствия.
Да и сам претендент может оценить реальную картину того, комфортно ли будет работать в компании. Пробный день может быть как оплачиваемым, так и нет.
3 самых очевидных преимущества тестовых испытаний кандидатов
1. Проверка профессионализма и соответствия ценностям компании
Первая причина, по которой компании проводят пробный рабочий день, состоит в том, чтобы понять, насколько хорошо кандидат соответствует культуре и вписывается в команду. Чрезвычайно важно, чтобы кандидат, участвующий в испытании, поладил с командой и соответствовал культуре. Чем лучше он вписывается в общую картину, тем легче управлять компанией.
2. Оценка навыков принятия решений
Пробный рабочий день позволяет команде понять логику мышления кандидата при выполнении задания. Во время подобного испытания могут быть раскрыты определенные навыки принятия решений (как желательные, так и нет). Как правило, кандидатов просят выполнить какое-то задание. Выполнит или нет задачу кандидат, не всегда важно. Намного важнее, как он будет действовать, пытаясь ее решить.
3. Работодатель и кандидат получают опыт совместной работы
Пробный рабочий день позволяет обеим сторонам понять друг друга. Представьте себе, что вы нанимаете кого-то, кому не понравится рабочая обстановка и команда. Это было бы пустой тратой времени для каждой из сторон. Итак, после того как кандидат успешно прошел предварительные этапы, в том числе собеседование, пришло время проверить все, о чем он так красноречиво говорил. Но проведение испытания не всегда так просто, как может показаться. Подумайте, какое задание вы дадите в пробный рабочий день.
Подходит ли пробный рабочий день для вашей компании?
Это зависит от многих вещей.
1. Уровень должности
Крупные компании могут себе позволить проводить пробный рабочий день для разных должностей, в том числе рядовых. Если ваша компания не обладает значительными ресурсами, то лучше проводить испытание только на топовые должности, где риск ошибочного решения наиболее значителен.
2. Дистанционное испытание
Иногда можно предложить выполнить задание дома, однако такое возможно не всегда.
3. Активные и пассивные кандидаты
Стоит помнить, что далеко не все пассивные кандидаты могут участвовать в пробном испытательном дне, поскольку большинство имеет работу.
4. Испытательный срок
Если в компании недостаточно ресурсов, чтобы выделять время для проведения регулярных испытаний, это отрицательно скажется на их качестве. Некачественное испытание ничего не даст ни компании, ни кандидату. Некоторые компании предпочитают использовать испытательный срок. Но у него есть свои недостатки, главный из которых — продолжительность.
Как организовать эффективное пробное испытание
Если вы решили, что для компании пробное испытание не является проблемой, то в самый раз подумать, что необходимо сделать, чтобы оно было эффективным. Координация — ключевой момент в этом процессе. Все, кто в нем участвует, должны быть доступны во время испытания. Вот несколько шагов, которые помогут вам в планировании пробного дня.
Шаг 1. Проинформируйте кандидата
Обязательно заблаговременно дайте знать кандидату, что он прошел в следующий тур и что его ждет пробное испытание. Согласуйте с каждым кандидатом удобный для них день. Сообщите в общих чертах, чего ожидать от пробного рабочего дня.
Шаг 2. Проинформируйте сотрудников
Дайте вашим сотрудникам информацию о кандидатах, которые будут участвовать в испытании. Сообщайте об этом непосредственно и в корпоративных новостях, чтобы сотрудники, не имеющие отношения к этому процессу, знали, что в офисе есть новички. Если вы используете ATS, то процесс должен фиксироваться в ней. Также неплохо автоматизировать процесс добавления оценок, которыми сотрудники, участвующие в процессе, отмечают те или иные действия претендентов.
Шаг 3. Обсуждение и выбор задания
Задание — это ключевой момент пробного рабочего дня. Необходимо определить проблему, которую предстоит решить с его помощью.
Какие конкретные навыки можно будет оценить? Это подходит для управленческой или рядовой должности? Все кандидаты, которые претендуют на одну и ту же должность, должны получить одну и ту же задачу. Когда вы планируете испытание, подготовьте список компетенций, которыми должен обладать претендент. Каждый кандидат при выполнении задания должен продемонстрировать, что он ими обладает. Например, если речь идет о вакансии дизайнера, попросите кандидата создать лендинг пейдж. Дизайнер также может просмотреть корпоративный веб-сайт и предложить аргументированные изменения.
Конечно, убедитесь, что у вас есть все инструменты, программы и оборудование, необходимые для выполнения задачи.
Шаг 4. Получите подтверждение
Свяжитесь с кандидатом накануне его выхода, чтобы он подтвердил свое участие. Скажите, что в компании его ждут и очень в нем заинтересованы. Нередки случаи, когда кандидаты сомневались и звонок накануне помогал им принять окончательное решение и прийти на испытание.
Шаг 5. Обратите внимание на детали
В день испытания убедитесь, что у вас все подготовлено для встречи с кандидатом (например, его рабочее место).
Шаг 6. Приветствие кандидата
Когда новый человек приходит в офис, он волнуется, поэтому очень важно создать для него комфортную обстановку. Это придаст ему уверенность, которая необходима, чтобы пройти испытание. Предложите ему кофе или чай — это снимет напряжение. Линейный руководитель обязательно должен представить кандидата команде.
Шаг 7. Выполнение задание
Момент, которого все ждали, — задание у кандидата под рукой. Удостоверьтесь, что он понимает суть предложенной задачи. Кроме того, дайте ему знать, к кому обращаться, если возникнут какие-либо вопросы во время работы. Помните, что не всегда важен результат. Куда важнее сам процесс (способен ли кандидат к самостоятельным действиям, какие инструменты он использует для выполнения задания и т. д.). Важно оценить, подходят ли ему условия работы в вашем офисе. Например, в Open Space, где люди находятся на близком расстоянии друг от друга, не каждый сможет сконцентрироваться. Когда задача будет решена, можно будет пообщаться с кандидатом и узнать детали выполнения задания.
Шаг 8. Неформальное знакомство с командой
Пока кандидат находится в офисе, можно организовать встречу с командой, вместе пообедать. Посмотрите, как он себя ведет в нерабочей обстановке. Вот на что стоит обратить внимание.
- Легко ли он взаимодействует с командой? Задает вопросы или рассказывает о себе?
- Есть ли что-то необычное в его поведении, что может вызвать вопросы позже? Часто ли он пользуется смартфоном?
- Как он реагируют на коллег? Насколько просто ему коммуницировать?
Конечно, кто-то может быть интровертом, а кто-то экстравертом, но если кандидат постоянно кому-то звонит и не очень стремится общаться с потенциальными коллегами, то, скорее всего, это красный флажок.
Шаг 9. Оценка кандидата
Пришло время принять решение. Вы должны придерживаться определенного стандарта, чтобы все оценивались одинаково. Обязательно запросите оценки у членов команды, участвовавших в испытании. Пробный рабочий день — это отличный способ оценить опыт, навыки и личностные компетенции кандидата в рабочей обстановке. Это прекрасный инструмент для повышения качества подбора персонала.