Наберите в поисковике «360 видео», выберите по вкусу ролик и вашему взору предстанет восхитительная объемная картинка. Такое видео намного интереснее обычного просмотра. Объемное изображение вызывает восторг.
Очки виртуальной реальности дают еще более мощный эффект. У человека возникает ощущение, будто он попал в другой мир. Все это благодаря датчикам и специальному программному обеспечению.
Очки виртуальной реальности — не просто очень хорошее реалистичное изображение. Технологии VR обманывают мозг, у вас создается ощущение полного погружения. Вы не только изучаете пространство и предметы там, куда попали, а совершенно по-иному переживаете опыт. Так, если вы видите автомобиль, мчащийся прямо на вас, то испугаетесь, как будто это происходит в реальности.
Таким образом, эффект виртуальной реальности обеспечивается следующими инструментами:
- особым визуальным воздействием (в VR-очках мы видим объемное изображение, к тому же мы изолированы от других зрительных раздражителей, чего нет даже в 3D-кинотеатре);
- изменением картинки в ответ на действия пользователя.
Добавьте к этому звуковое воздействие — наушники. С одной стороны, они изолируют от шумов внешнего мира, с другой — усиливают зрительное впечатление, вызывая чувство присутствия в другом измерении.
Современным VR-технологиям пока далеко до мира, описанного в романе. В обычной жизни мы зрительно фокусируемся на объекте, а остальные предметы размываются — уходят в фон. Стереоизображение не позволяет человеку видеть естественным образом, но разработчики уже решают этот вопрос. Кроме того, скорость даже самого быстрого интернет-соединения пока не позволяет получить мгновенный отклик на движения пользователя. Это означает, что при использовании удаленных серверов картинка будет запаздывать, а эффект погружения будет исчезать.
Есть ли практическое значение технологий виртуальной реальности в HR-сфере? Безусловно.
Рекрутинг
На интервью с кандидатом рекрутер рассказывает о том, какая у него будет зарплата, из чего складывается премия, каковы обязанности. Любой рекрутер прекрасно понимает, что человека интересуют не только формальные моменты, но и психологический климат, отношения с руководством, забота компании о персонале и другие аспекты — то, что часто называют корпоративным духом. Поэтому рекрутер рассказывает о «дружном коллективе», «возможности карьерного роста» и т. д. Но положа руку на сердце, кто этому поверит, пока не увидит собственными глазами?
Компании делают отличные презентационные ролики для потенциальных кандидатов, где речь идет об основателях организации, их жизни и целях, миссии, жизни коллектива, но в наш век назойливой рекламы, которая звучит из каждого утюга, все это неубедительно. У людей нет эмоционального отклика. Поговорка о том, что «лучше один раз увидеть», уже не актуальна.
Кандидатам, чтобы поверить, необходимо «пощупать» обстановку на рабочем месте. И здесь на помощь приходит виртуальная реальность.
Эффект от такого виртуального путешествия будет в несколько раз сильнее, если зритель проделает его в очках виртуальной реальности.
Обучение и оценка
Преподаватели и бизнес-тренеры всегда использовали и используют имитацию в качестве методического приема для прокачки навыков. К примеру, на тренинге участникам предлагают представить, что они стоят за барной стойкой или прилавком магазина и должны обслужить клиента — ответить на вопросы и предложить товар. Бизнес-тренерам знакома форма сопротивления, когда один из учеников говорит, что «в жизни все по-другому» или «ситуация выглядит неестественно». При использовании технологий виртуальной реальности эти вопросы снимаются. Эмоциональная вовлеченность в ролевую игру с помощью VR дает ощущение полного присутствия в ситуации.
Если технологии виртуальной реальности станут широкодоступными, то в обучении произойдет революция. Эффективность подготовки можно измерить двумя критериями — количеством и качеством. Что касается первого показателя, то число обученных людей всегда ограничено в силу ряда причин, но главная из них заключается в индивидуальных особенностях. Кому-то нужно больше, а кому-то меньше времени на усвоение информации. Преподаватель не может уделять внимание только слабым ученикам и ориентировать программу на них, потому что у сильных в этом случае пропадет мотивация.
Но технологии VR позволят тренеру тратить меньше времени на создание оптимального уровня включенности учеников и обеспечение обратной связи при выработке навыков.
Качество обучения при правильном использовании технологий VR повысится на порядок. Один из главных результатов профессиональной подготовки должен быть в том, чтобы ученик хорошо понимал, какие ошибки он может совершить и какие действия являются наиболее предпочтительными. Такой эффект достигается далеко не всегда.
Мы смеемся над фразой «забудь о том, чему тебя учили», но на самом деле это очень грустно, потому что она отражает полную методическую несостоятельность традиционного обучения в целом. Дело в том, что в процессе начального освоения навыков у нас просто нет возможности наделать ошибок. Нам в лучшем случае показывают, что надо делать, и дают попробовать. При этом считается само собой разумеющимся, что шишки специалист набьет, выйдя в самостоятельное плавание. Данный методологический и не всегда очевидный пробел объясним.
С одной стороны, человеку нужна практика, а с другой — его нельзя допускать к работе, пока он еще считается учеником. Плавность перехода сможет обеспечить отработка навыков в виртуальной реальности, ведь в ней можно ошибаться без последствий.
Корпоративная культура
Чтобы сотрудники разделяли ценности компании, недостаточно рассказывать им о целях и миссии. Все мы знаем цену декларациям. На сайте почти любой организации есть история. Но что скажут человеку несколько предложений о том, когда компания была основана, как она росла, какие преодолела трудности? Наиболее лояльны всегда те, кто работает давно. Как сделать новичков частью компании?
Виртуальный тур с использованием VR-технологий даст представление о том, как организация работает, какую пользу приносит каждый отдел, насколько важным является каждый человек в системе.
Сотрудники организации не чувствуют себя частью целого. Каждый отдел стремится к достижению своих собственных целей. Для того чтобы преодолеть «подразделенческий эгоизм», людям нужно понимание, что все они служат одной компании. Нужна в некоторой степени идеализация своей организации. Для этого в памяти сотрудников должно быть больше положительно заряженных образов компании.
Технологии виртуальной реальности могут проявить себя как незаменимое средство. Сам по себе просмотр объемного изображения, возможность поприсутствовать в жизни организации, посмотреть, как работают коллеги, увидеть, как выпускается продукция, завозится сырье, помогают в этом.
Психологическое воздействие VR пока мало изучено, но, возможно, что переживание опыта в виртуальной реальности носит гипнотический эффект. А это значит, что руководство компании получает еще один инструмент управления персоналом — воздействие на эмоциональную сферу.
Другое применение VR
Возможности технологий виртуальной реальности этим не ограничиваются. Подбор, адаптация и обучение — далеко не все области, где VR может найти (и уже находит) себе применение.
VR и отдых. Временное погружение в виртуальную реальность (например, во время обеденного перерыва) помогает отключиться от работы, восстановить силы.
Здесь главное — правильно использовать эффект. Для офисных сотрудников, которые прикованы к столу, погружение в виртуальную реальность должно сопровождаться физической активностью. Например, можно бежать по беговой дорожке или крутить педали велотренажера и любоваться видами природы. А вот тем, кто все время на ногах (продавцы, курьеры и т.п.), необходима релаксация другого рода — им нужно расслабиться, полежать в удобном кресле, погружаясь в мир виртуальной природы.
Известно, что пребывание в виртуальной реальности вызывает физиологические изменения.
VR и проверка на полиграфе. Интересные возможности есть и для полиграфологов. Человека, проходящего проверку, можно погружать в различные ситуации и отслеживать его физиологические реакции.
VR и коммуникации. Со временем, когда скорость Интернета станет достаточно высокой, возможно, потребность в личных встречах (интервью, беседах, переговорах) отпадет. Это сэкономит массу времени на перемещения и позволит более продуктивно использовать рабочий день. Сейчас люди предпочитают пообщаться с человеком лично. Видеосвязь и общение по телефону не всегда достаточны, но если в очках виртуальной реальности эффект присутствия будет полным, возможно, деловое общение окончательно станет дистанционным.
***
Все только начинается. Широкое использование виртуальной реальности — не отдаленное будущее, а уже завтрашний день. Интересно, что VR-технологии только-только входят в жизнь и ищут себе сферы применения, а термин «виртуальная реальность» уже активно используется в речи. Это говорит о том, что мир ждет, когда можно будет в полной мере использовать достижение цифровой индустрии. Для HR-менеджеров важно не пропустить момент и готовиться к внедрению технологии VR во всех областях управления персоналом.